Древлеправославный инок-схимник Феодосий (Любимов) из Верхнего Тагила
В 80 км на северо-запад от Екатеринбурга находится маленький городок Верхний Тагил (10 тыс. жителей). В наши дни староверов там нет, но, например, в середине XIX в. из 5 тыс. тагильчан свыше 3 тыс. считали себя старообрядцами. Одним из самых почитаемых мест поклонения верхнетагильских беглопоповцев была могила инока-схимника Феодосия (в миру – Фёдора Любимова).
Он родился около 1750 г. в д. Шамшуриной / Шашмуриной Кунгурской провинции (с 1766 г. – Пермская). По его собственным словам, в возрасте 13 лет мальчишку отвезли в кельи, расположенные на реке Чауже близ Черноисточинского завода. После прохождения обычного послушания он принял иноческий постриг от старообрядческого священноинока Иакова.
В 1775 г., во время одной из сыскных операций, Феодосий и еще несколько иноков были захвачены воинской командой и переведены в Екатеринбург, где их допрашивали в Конторе земских и судных дел. О том, какое последовало решение, неизвестно, но так как в эти годы политика правительства по отношению к «раскольникам» была довольно мягкой, можно предположить, что иноков просто «отдали на поруки». И вскоре Феодосий опять вернулся в скиты (сначала близ Черноисточинска, затем на «Веселых горах»), где провел длительное время и заслужил у братии немалый авторитет.
Когда же старец Феодосий покинул Веселогорскую обитель, вся его дальнейшая судьба оказалась связанной с Верхним Тагилом. Он появился в окрестностях завода, по-видимому, в середине 1780-х гг. и основал скит в непосредственной близости от заводского поселка (если не в нем самом). Около двух десятилетий Феодосий был игуменом этого старообрядческого монастыря, а после перешел в уединенную келью «на покосе вниз по реке Тагилу, верстах в двух от завода».
Подобная практика ухода «на безмолвие» была достаточно распространена среди уральских скитников. Однако схимник не всегда жил отшельником: иногда у него подолгу (год – два) «гостили» староверы, принявшие решение удалиться от суеты мира, а Феодосий их «научал». В 1816 г. этот очень уважаемый в округе старец еще был жив, но о дальнейшей его жизни и дате смерти сведений пока не обнаружено. Зато известно, что вплоть до конца 1930-х гг. захоронение инока весьма почиталось местными старообрядцами.
В советскую эпоху могиле Феодосия сильно «не повезло». Началось с того, что одна пионервожатая, «воодушевленная» воинствующим атеизмом, предложила своим подопечным: «идёте мимо могилки – отломайте досочку для пионерского костра». Так за пару месяцев пионэры полностью растащили навес над могилой и ее ограду. А уральская погода (дожди и талые воды) вскоре уничтожили и само захоронение.
В советскую эпоху могиле Феодосия сильно «не повезло». Началось с того, что одна пионервожатая, «воодушевленная» воинствующим атеизмом, предложила своим подопечным: «идёте мимо могилки – отломайте досочку для пионерского костра». Так за пару месяцев пионэры полностью растащили навес над могилой и ее ограду. А уральская погода (дожди и талые воды) вскоре уничтожили и само захоронение.
Лишь в начале 2000-х гг., благодаря неравнодушным тагильчанам, более или менее точно удалось определить место погребения Феодосия (ориентируясь по роднику). А вскоре там появился поклонный крест, который стоит до сих пор.
Вот, ведь, какая «ирония истории»: имени той пионервожатой никто и не упомнит, а о Феодосии нет-нет, да вспоминают. Теперь и вы будете знать…
Комментарии
Отправить комментарий