Житие преподобного Ефрема Перекопского, Новгородского чудотворца (память 16/29 мая)
Преподобный Ефрем родился 20 сентября 1412 года в г. Кашине Тверской губернии. Во Святом Крещении назван Евстафием. Отец преподобного, Стефан, был звания купеческого, богобоязненный и нищелюбивый, и ему в благочестии соревновала супруга Анна. Евстафий родился по обету, что если будет у них сын, то посвятят его Богу. И по рождении сына они не только его, но и себя до конца жизни посвятили на служение Богу.
Уже в самом нежном возрасте явил Евстафий свое духовное расположение и, припадая перед иконой Господа и Пречистой Его Матери и слезно моля о даровании разумения Божественных книг, прилагал все старания к изучению грамоты. В юные годы отрок начал вести жизнь постническую, изнуряя тело свое и удаляясь от всех детских игр. Служба церковная и чтение священных книг были единственным его занятием. Соблюдал он и должное повиновение родителям, и тогда только, когда увидел, что хотят сочетать его браком, начал помышлять, как бы ему избежать житейских уз.
Много слышал Евстафий об обители Живоначальной Троицы, что близ Калязина на Волге, и туда направил сердечное свое желание. И, испросив дозволения у родителей отлучиться в ближайшую весь по некоему делу, навсегда оставил отчий дом.
Ласково принял его настоятель Калязинского монастыря и, хотя предварил о скорбном жительстве иноческом, но, провидя в нем избранный сосуд благодати Божией, позволил остаться в обители и велел служить братии. Родители хотели возвратить сына домой, но он сам убедил их оставить мир и принять монашество. И немного времени спустя преставились оба супруга в добром исповедании.
Пробыв в обители три года, Евстафий по чудесному откровению перешел в монастырь преподобного Савы Вишерского и там в 1437 году принял постриг с именем Ефрем.
Саво-Вишерский монастырь. 1915 г.
Усугубил свой иноческий подвиг сей новый Ефрем, трудясь свыше сил человеческих, служа всей братии, нося воду и дрова, и еще сверх того ночью изнуряя тело свое, обнажая его до пояса, чтобы сосали кровь комары в сем болотном месте; притом первый являлся в церкви и последний исходил, и в таком послушании провел несколько лет. Одно лишь его смущало: общая к нему любовь и уважение, и потому просил он игумена Саву отпустить его в пустыню, но не благословил сего начинания опытный старец, опасаясь, чтобы неиспытанный довольно в общежитии не впал в одиночестве в сети врага, и многие лишатся такого светильника, который может со временем послужить к их спасению. Смиренно повиновался Ефрем и продолжал свой трудный подвиг в обители Вишерской, доколе не созрел духовно для пустыни.
И когда однажды ночью на молитве послышался ему голос, повелевающий удалиться в пустынное место, и утром возвестил о том игумену Саве, прося опять благословить его в пустыню — на сей раз отпустил его Сава, ибо видел на то произволение Божие.
И в 1450 году преподобный Ефрем перешел на озеро Ильмень, к устью реки Веренды и на берегу реки Мерной поставил келлию для безмолвных подвигов. Здесь, смиряя «плоти похотные мудрования», изнуряя себя «постом и молитвами» и претерпевая «жестокое житие», преподобный Ефрем пребыл «в пощении многа лета», подражая «древним онем великим отцем, в посте провозсиявшим». И начали к преподобному мало-помалу собираться братия. Первый пришел к нему в пустыню старец по имени Фома, обложенный по всему телу тяжкими веригами, желая у него водвориться с двумя иноками. Не отринул моления блаженный Ефрем, и многие годы оставался при нем подвижник Фома, но не мог однако превзойти подвига самого Ефрема, который в зиму и лето, как бесплотный, ходил в одной разодранной одежде и молитвой отражал злых духов, дерзавших являться ему, доколе именем Христовым не изгнал их навсегда из пустыни.
При умножении братства стали умолять его иноки о принятии на себя священства. Долго уклонялся от сего смиренный Ефрем, но, внимая их просьбе, принял рукоположение в Новгороде от святителя Евфимия († 1458).
Возвратившись из Новгорода, преподобный Ефрем основал храм в честь Богоявления Господня на острове, находившемся в устье реки Веренды. Саном священства не превознесся смиренный; всегда являлся он первый во всех трудах и послушаниях; ходил и в пекарню приготовлять хлебы и просфоры, ибо крепок был силами телесными. Наипаче же заботился о страждущих и болящих, утешая их словом любви. Всех научил он усердной молитве и воздержанию, напоминая обеты иноческие и День судный. После повечерия не было позволено беседовать и переходить из келлии в келлию; Ефрем обходил по ночам весь монастырь и, если заставал беседующих, подавал им слегка знак о своем присутствии; на другой день притчей или прямо обличал виновных, судя по духовному расположению каждого.
Братия однажды роптали на скудность воды, за которой надлежало далеко ходить. Не оскорбился их ропотом блаженный, но только смиренно напомнил, что не он искал их, а сами они пришли к нему в безводную пустыню. Однако, желая удовлетворить братию для удобной доставки монастырю воды, преподобный прокопал в озеро Ильмень проток, от чего обитель получила название Перекопской, или Перекомской. Впоследствии преподобный Ефрем основал каменный храм во имя святителя Николы Чудотворца. Ввиду недостатка искусных строителей он послал к великому князю Василию Иоанновичу несколько иноков с прошением о присылке каменщиков, после чего в 1466 году строительство храма было завершено.
В 1508 (1509) г. из-за частых наводнений, грозивших монастырю разрушением, обитель была перенесена в другое место на берегу озера Ильмень. Явившийся игумену Роману преподобный Ефрем указал место Клинково для расположения обители. На месте погребения преподобного была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны. С того дня в монастыре ежегодно совершалась память преподобного Ефрема Перекопского, утвердившаяся окончательно после прославления святого подвижника на Соборе Русской Церкви в 1549 году.
Место бывшего Перекопско-Николо-Розважского монастыря.
Поозерье. Деревня Дубровка. Новгородская обл.
В конце 1990-х гг. на этом месте была возведена часовня.
Перекопско-Николо-Розважский мужской монастырь, заштатный - Новгородской губернии и уезда, в 20 верстах от Новгорода, на западном берегу озера Ильмень. Основан в 1450 г. прп. Ефремом, прокопавшим к нему из озера канаву, почему и самый монастырь стал называться Перекопским.
В 1611 г. монастырь был разорен шведами; восстановлен новообрядцами в 1672 г. В 1764 г. обитель была упразднена, но в 1796 г. вновь открыта, и туда были переведены иноки из новгородского монастыря Николо-Розважского, после чего монастырь получил свое настоящее название. В нем находились две церкви и мощи прп. Ефрема. Розважский монастырь до того находился в Новгороде на Софийской стороне. Застроенный обывательскими домами, он оказался в самой гуще городской жизни.
В 1508 (по другим источникам, в 1509) г. из-за частых наводнений, грозивших монастырю разрушением, обитель была перенесена в другое место на берегу озера Ильмень. Ефрем, явившийся в видении игумену Роману, указал новое место для расположения обители - с. Клинково (или дер. Дубровку). Там, где был первоначально погребен святой, была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны и перевезены на новое место. По-видимому, вскоре, т. е. ок. 1509 г., 16 мая состоялось обретение и перенесение в монастырь мощей св. Ефрема, они были погребены в Богоявленском соборе. С этого дня в монастыре ежегодно совершалась память преподобного. Однако источники указывают разночтения в годе перенесения монастыря и обретения мощей, как, впрочем даты жизни святого, указанные в житии, более поздние исследования относят на 30 лет ранее.
Всероссийское прославление Ефрема состоялось на Соборе в 1549 г. Ранее в Богоявленском соборе Перекопского монастыря во имя Ефрема был освящен придел, впервые упоминающийся в монастырской описи 1628 г.
В 1795 г. в Богоявленском соборе (построен в 1704) над погребением прп. Ефрема была установлена новая рака, в 1806 г., после завершения строительства нового здания собора, рака была возобновлена, новая рака создана в 1884 г. Мощи святого почивали под спудом в посвященном ему приделе Богоявленского собора.
Монастырю принадлежала находящаяся в Новгороде у Волховского моста часовня Чудного Креста, сооруженного в глубокой древности и называемого так потому, что он издавна (с 1418) прославился особенными чудесами; этот крест был сделан из липового дерева, восьмиконечный, на нем сохранялось резное изображение Распятия. В городе за обителью числились два двухэтажных доходных дома, а на углу Тихвинской и Розважской улиц располагалось монастырское подворье.
Великий Новгород. Часовня Чудного Креста у Волховского моста. Фото 1900-х годов
Перекопский монастырь был закрыт в декабре 1919 г. В конце 1920-х гг. все монастырские постройки были разобраны на кирпич. Богоявленский храм действовал как приходский до 1930 г., в июле 1932 г. был взорван. Мощи прп. Ефрема почивают под развалинами собора. В конце 1990-х гг. на месте монастыря была возведена часовня.
Часовня Ефрема Перекопского. Дер. Дубровка
Комментарии
Отправить комментарий