Житие святого благоверного князя Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев (память 21 мая/3 июня)
Благоверный великий князь Константин Святославич происходил из рода великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить эту страну светом христианской веры. Родственник князя Константина, сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб, которому назначен был во Владимире город Муром, употребил много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию Святого Крещения, но не смог этого сделать и два года жил вдали от него на расстоянии двух поприщ (12 верст) на реке Ишне. После того, как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без князя христианского, и язычество осталось там в силе. Между тем соседи, болгары, верою магометане, старались распространить свое влияние на Муром. «Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен и множество людей живущих в нем и богатством всяким кипящий», испросил у отца своего Святослава Черниговского этот город в удел себе. Отец не хотел отпускать его по сильному опасению, как бы не умертвили его. Но Константин решился на все для святой веры.
В 1192 году вместе с сыновьями своими князьями Михаилом и Феодором, духовенством, войском и слугами из славного города Киева он пришел в Рязанскую землю к городу Мурому.
Приближаясь к Мурому, святой благоверный князь Константин послал сына своего Михаила убеждать муромцев, чтобы приняли князя без сопротивления. Упорные язычники убили посланного князя и бросили тело его за городом, а сами стали готовиться к бою.
Рисунок деревянной часовни на месте убиения князя Михаила
Каменная церковь-часовня на месте убиения князя Михаила
Памятный крест на месте убиения князя Михаила около Благовещенского монастыря
Когда князь Константин подошел к городу со своей большой дружиной, жители хотели сражаться, потом смирились, согласились принять князя, но заменить свое язычество на его веру не пожелали. Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь не оставил однако мысли о их просвещении и прежде всего построил храм Благовещения на месте убиения своего сына, а вскоре и другую церковь святых Бориса и Глеба. В то же время сам он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их к перемене веры; с проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем. И вот однажды толпа ярых язычников, недовольная князем, подступила к его дому, грозя князю смертью. Помолившись Богу, князь смело вышел к толпе бунтовщиков с иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они смирились и пожелали принять крещение. Обрадованный князь воздал благодарение Господу и Пречистой Его Матери и назначил день для сбора всех непросвещенных.
Торжественно было крещение муромцев, и, как некогда Днепр, река Ока стала купелью для всех жителей города. Благоверный князь осыпал детей Божиих разными подарками, одних — одеждой, других — деньгами, а лучших — и вотчинами. Так благоверный князь Константин в городе Муроме «веру утверди» и жителей «от прелести идольский избави», в чем сын его Феодор был ему ревностным помощником.
Теперь надлежало позаботиться и о построении и умножении храмов. И «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужския и женския», и учредил в своем городе епископскую кафедру. По летописи, в 1098 году видим в Муроме Спасский монастырь, построенный, без сомнения, просветителем Мурома.
Теперь надлежало позаботиться и о построении и умножении храмов. И «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужския и женския», и учредил в своем городе епископскую кафедру. По летописи, в 1098 году видим в Муроме Спасский монастырь, построенный, без сомнения, просветителем Мурома.
Спасский монастырь. Общий вид. 1890-е.
__________________________________
Впоследствии родственник святого князя Константина благоверный князь Георгий Ярославич возобновил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, и с того времени прославил Господь святых князей Константина и сыновей его, так как у гробов их стали совершаться чудеса.
Спустя много лет после этого, в 1553 году, царь всея Руси Иоанн Васильевич, идя в поход против нечестивых татар к городу Казани, зашел в город Муром и пробыл здесь две недели. Совершив молебствие у гробов святых чудотворцев, он дал обещание построить каменную церковь. И когда стали копать рвы для этой церкви, то нашли мощи святых князей целыми и нисколько не поврежденными.
Согласно местному преданию, в мае-июне 1553 г. в Муром прибыли каменщики. «И начата копати под храм пошву и обретоша мощи Благоверного князя Константина и чады его... в лето 7061 (1553 г.) году месяца иуня в 6 день преподобнаго отца нашего Илариона Новаго игумена обители Долматом и преподобнаго отца нашего Висариона».
Таким образом вновь были обретены святые мощи благоверных князя Константина, княгини Ирины, их чад Михаила, Феодора и его сына Феодора (младшего). Священноинок Герасим, исполнявший в то время обязанности настоятеля монастырского храма, тотчас дал указание звонить в колокола. Далее следует интересное продолжение из рукописного сборника, принадлежавшего игуменье Александровского Успенского монастыря: «услышавшее же граждане Муромстии народи звон во обители Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Благовещения и снидошася еси мужие и жены, стари и младыя, юноши и девы; вопиюще и глаголющее: повеждь нам Господа ради священноиноче Герасиме, почто призываеши нас во обитель Пресвятыя Богородицы».
Рака с мощами св. блгв. Князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора. Фото Машукова 1900 г.
Собравшиеся на колокольный звон жители города стали свидетелями многих исцелений, происшедших от святых мощей во время молебна. Из числа этих чудесных исцелений в монастырской летописи упоминаются два: исцеления престарелой женщины Феодосии, бывшей до этого четыре года глухой и немой, и боярского сына Иоанна. В литературе также встречается упоминание об открытии мощей в 1553 г. По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положены были святые мощи их.
Царь Иоанн Васильевич повелел тогда Рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к освящению его различную церковную утварь. Храм был освящен, устроен при нем монастырь, и с торжеством было отпраздновано это событие. В то время у гробов святых князей совершилось много чудес, которые совершаются и доныне во славу Христа Бога.
Муромский Свято-Благовещенский собор. Современный вид
Рака с мощами князя Константина и сыновей его Михаила и Федора в Благовещенском соборе Спасского монастыря
Комментарии
Отправить комментарий