Древний пещерный храм Рожества Богородицы в Албании
На высоте 853 м над уровнем моря, в окружении Пиренейских гор и гор Варнус и Ливаниско, расположена котловина Преспа, озеро, состоящее из двух частей, Большой и Малой Преспы, мест, сообщающихся друг с другом через узкий канал.
Район озера Преспа, разделенный между Албанией, Грецией и Северной Македонией, представляет собой трансграничную охраняемую территорию, созданную совместной декларацией премьер-министров трех соседних государств в феврале 2000 года. Этот район представляет собой очень важный лесной массив из-за природного разнообразия и существующих в нем редких видов растений. В то же время территория Преспы богата историческими памятниками.
По берегам озера и во внутренних районах расположены доисторические и средневековые поселения, храмы и монастыри, а также скальные пещеры с византийскими скитами и часовнями, внутри которых сохранились замечательные фрески. Эти скиты на берегу озера Преспа датируются серединой 13-го – серединой 16-го века, что подтверждает наличие и продолжение византийского искусства и монашества в этом районе даже после падения Константинополя.
______________________________________
Однонефная церковь Рожества Богородицы построена в большой пещере на скалистом необитаемом острове Малиград на озере Большая Преспа, недалеко от деревни Пустец. Это однонефная базилика небольших размеров, перекрытая полуцилиндрической аркой. Судя по сохранившимся закладным надписям, храм был первоначально построен и расписан в 1344/5 году сербом Бойко и его женой Евдокией вместе с детьми и представляет собой типичный образец того времени. Из источников нам известно, что искусство обширной территории Преспы напрямую зависело от Охрида, важного церковного центра того времени, и от влияния известных мастерских, действовавших в 14 веке.
На начальном этапе строительства храм представлял собой однонефную базилику с невысокой двухскатной крышей. В 1368/9 году, во время правления сербского короля Вукашина, по инициативе правителя региона Цезаря Новакоса были проведены работы по обновлению и покраске церкви. В ходе ремонта церковь стала выше, ее деревянную крышу заменили полуцилиндрической аркой и покрасили внутри и снаружи.
Внутреннее и внешнее убранство храма чрезвычайно интересно. От первого этапа (1344/5 г.) небольшая часть фрескового убранства сохранилась на восточной стене алтаря и в нижних частях северной и южной стены. Эти разделы отличаются каллиграфическим и декоративным характером, строгостью портретов и цветовой гаммы.
Фрески второго периода (1368/9 г.) распространяются на остальную часть интерьера церкви и расположены в двух зонах на востоке и в трех зонах на южной, западной и северной стене. На западном фасаде расположено одно из самых красивых изображений храма, на котором можно увидеть ктитора Цезаря Новакоса с женой Кали, дочерью Марией и сыном Амиралисом. Изображение того же человека можно найти в византийской церкви в Мборье (Корча, Албания), посвященной Вознесению Господню.
Фрески второго этапа отличаются живостью композиций, движением ликов, выразительностью портретов и многообразием цветов и считаются типичным образцом искусства периода Палеологовского Возрождения XIII-XIV веков.
Сцены храма в Малигранде, по наблюдениям профессора Э. Цигаридаса, принадлежат к той же иконографической традиции, что и памятники, украшенные мастерскими Салоник первого периода Палеологов, с темами и стилистическими особенностями, принятыми художниками мастерских Кастории во второй половине 14 - первой половине 15 веков.
Почерк мастерской, расписавшей фрески церкви Рожества Богородицы в Малигранде, в Великой Преспе, вероятно, тот же, что и в Мборье (1390 г.), а также в церкви святого Афанасия Великого в городе Кастория (1383/84 г.).
По берегам озера и во внутренних районах расположены доисторические и средневековые поселения, храмы и монастыри, а также скальные пещеры с византийскими скитами и часовнями, внутри которых сохранились замечательные фрески. Эти скиты на берегу озера Преспа датируются серединой 13-го – серединой 16-го века, что подтверждает наличие и продолжение византийского искусства и монашества в этом районе даже после падения Константинополя.
______________________________________
Однонефная церковь Рожества Богородицы построена в большой пещере на скалистом необитаемом острове Малиград на озере Большая Преспа, недалеко от деревни Пустец. Это однонефная базилика небольших размеров, перекрытая полуцилиндрической аркой. Судя по сохранившимся закладным надписям, храм был первоначально построен и расписан в 1344/5 году сербом Бойко и его женой Евдокией вместе с детьми и представляет собой типичный образец того времени. Из источников нам известно, что искусство обширной территории Преспы напрямую зависело от Охрида, важного церковного центра того времени, и от влияния известных мастерских, действовавших в 14 веке.
На начальном этапе строительства храм представлял собой однонефную базилику с невысокой двухскатной крышей. В 1368/9 году, во время правления сербского короля Вукашина, по инициативе правителя региона Цезаря Новакоса были проведены работы по обновлению и покраске церкви. В ходе ремонта церковь стала выше, ее деревянную крышу заменили полуцилиндрической аркой и покрасили внутри и снаружи.
Внутреннее и внешнее убранство храма чрезвычайно интересно. От первого этапа (1344/5 г.) небольшая часть фрескового убранства сохранилась на восточной стене алтаря и в нижних частях северной и южной стены. Эти разделы отличаются каллиграфическим и декоративным характером, строгостью портретов и цветовой гаммы.
Фрески второго периода (1368/9 г.) распространяются на остальную часть интерьера церкви и расположены в двух зонах на востоке и в трех зонах на южной, западной и северной стене. На западном фасаде расположено одно из самых красивых изображений храма, на котором можно увидеть ктитора Цезаря Новакоса с женой Кали, дочерью Марией и сыном Амиралисом. Изображение того же человека можно найти в византийской церкви в Мборье (Корча, Албания), посвященной Вознесению Господню.
Фрески второго этапа отличаются живостью композиций, движением ликов, выразительностью портретов и многообразием цветов и считаются типичным образцом искусства периода Палеологовского Возрождения XIII-XIV веков.
Сцены храма в Малигранде, по наблюдениям профессора Э. Цигаридаса, принадлежат к той же иконографической традиции, что и памятники, украшенные мастерскими Салоник первого периода Палеологов, с темами и стилистическими особенностями, принятыми художниками мастерских Кастории во второй половине 14 - первой половине 15 веков.
Почерк мастерской, расписавшей фрески церкви Рожества Богородицы в Малигранде, в Великой Преспе, вероятно, тот же, что и в Мборье (1390 г.), а также в церкви святого Афанасия Великого в городе Кастория (1383/84 г.).
Комментарии
Отправить комментарий