Святитель Мина Полоцкий
ПОЛОЦКИЙ СВЯТИТЕЛЬ МИНА
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтоб они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Матф. 5, 16).
На высоком берегу могучего Днепра, в небольшом отдалении от Киево-Печерской Лавры, расположилось древнее урочище, известное под названием Зверинецкое плато. На этом плато, волею Божественного Промысла, до наших дней сохранился пещерный монастырь, возникновение которого историки относят еще к домонгольскому периоду. Есть косвенные свидетельства ученых (среди них — и 1-го исследователя Зверинецких пещер И.М. Каманина) о том, что пещерный монастырь на Зверинце возник на шесть 10-летий ранее возвращения со Святой Горы Афон преподобного Антония и основания им в середине XI века Киево-Печерской Лавры.
В памятнике древней письменности, «Повести временных лет», говорится, что во время нашествия завоевателей-половцев на Киевскую землю в 1096 году на Зверинце произошло трагическое событие. В тот скорбный час испытаний, когда Хан Боняк напал на «Красный Двор», резиденцию князя Всеволода Ярославича, под сводами пещер вместе с иноками пытались укрыться обитатели княжеского дворца и миряне, жившие в окрестностях Зверинца. Но все они были обнаружены и живьем засыпаны жестокими половцами, приняв таким образом мученическую кончину. «Но неуничтожимой памятью о далеких и славных временах, навсегда запечатленных на скрижалях истории, — пишет Т.А. Кривенко в монографии «Сказание о преподобномучениках Зверинецких», — был воскрешен и явился миру чудесным образом уцелевший под обломками веков и до благовремения сокрытый под спудом пещерный монастырь, основанный много веков назад и существовавший значительно раньше Киево-Печерской Лавры… Он сохранился до наших дней в неповрежденном виде как древнейшая и уникальнейшая святыня, редчайший памятник киевской старины…».
В 1911 году, в результате проливных дождей, на Зверинецком Валу случился оползень, который обнажил вход в большую подземную галерею. Под ее сводами были найдены останки человеческих тел; истлевшие деревянные доски от гробов; обломки ручных жерновов, которыми пользовались иноки при растирании хлебных зерен, а также плетеные из тонких ремешков монашеские параманы, остатки кожаной обуви и разбитые черепки глиняных сосудов. Здесь можно было увидеть и образцы письма — это говорит о том, что в пещерной обители много занимались каллиграфией, причем на самом высоком уровне. Результаты раскопок свидетельствуют, что монашеская жизнь в Зверинецких пещерах была строгой: древние иноки своими трудами обеспечивали себе жилье, одежду и питание; основным же их деланием был сугубый подвиг молитвы и поста.
В одной из пещер, служившей в древности церковью, в нише над жертвенником для поминовения на проскомидии были обнаружены начертанные на сырой глине имена Зверинецких игуменов. Наряду с именами Леонтия, Михаила и др. можно было различить и имя Мины. Существует достаточно много исторических данных в пользу того, что Зверинецкий игумен Мина стал впоследствии епископом Полоцким, как, в свое время, игумен Леонтий — епископом Ростовским. Строгая отшельническая жизнь древних пещер воспитывала истинных монахов-подвижников: отсюда выходили деятельные поборники благочестия и проповедники веры Христовой. Зверинецкие пещеры явились светильником православия для всей Руси и во многом повлияли на духовное развитие более молодой годами Киево-Печерской обители.
В исторических исследованиях о личности епископа Мины ученые столкнулись с кажущимся, на 1-й взгляд, противоречием. В летописи Киево-Печерской Лавры за 1105 год Мина назван иноком Печерского монастыря. Так, в «Послании Симона епископа к Поликарпу» говорится: «… Тоя бо честныя Лавры мнози не отлучнии жители, елико славы крыяхуся, толико паче от Бога прославлены суть, и не своим взысканием, но Божиим принуждением от глубины Пещерныя на высоту Престолов святительских вознесошася… От них же первый Леонтий епископ Ростовский… То же и Мина Полоцку…» (Патерик, или Отечник Печерский… Киев. 1661. Л.269). Но мы знаем, что Зверинецкие пещеры увековечили имя Мины на своих стенах. В чем же тут дело? Существует предположение, что в летописи была допущена ошибка. Но некоторые исследователи, в т. ч. И.М. Каманин, считают иначе. Согласно их мнению, игумен Зверинецких пещер Мина спустя некоторое время перешел в Киево-Печерский монастырь и оттуда, впоследствии, был поставлен во епископы Полоцкие. Такие ''переходы'' в древности осуществлялись не раз, ибо соперничества между монастырями не было. Но как бы то ни было, теперь уже многие историки и археологи придерживаются того мнения, что святитель Мина являлся вначале послушником, а затем духовным начальником Зверинецких пещер.
Многими трудами стяжав в своем сердце духовные плоды добродетелей, игумен Мина, как тот светильник, который не держат под спудом, но поставляют на видном месте, дабы он светил всему миру, был избран Господом на Полоцкую кафедру. Здесь необходимо сказать, что Полоцкая епархия была основана еще в 992 году, и, следовательно, у святителя Мины были предшественники. Первое летописное упоминание о полоцких епископах относится еще ко времени княжения Всеслава Брячиславича (1044-1101г.г.). В частности, в летописях говорится о Полоцком епископе Никифоре, который в 1096 г. стал преемником Киевского митрополита Ефрема. Однако, датированная история Полоцкой епархии начинается именно со святителя Мины. «Хиротония во епископа произошла 13 декабря 1105 г., — пишет белорусский исследователь А.А. Мельников, — вероятно, после кончины его предшественника, неизвестного по имени Полоцкого иерарха, преемника самого Никифора: «Того же лета поставил (митрополит Никифор I — А. М.) Мину в Полоцке месяца декабря в 13 день», — сообщают Ипатьевская и Лаврентьевская летописи под 6613 годом. Нам ничего не известно о плодах деятельности святого Мины во епископском сане, но можно предполагать, что его радением упорядочивались церкви и монастыри, воспитывались в законах добротолюбия пастыри и пасомые. Вероятно, не без участия святителя возрастала преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая в любви ко Господу, и постриг приняла она еще при жизни сего архиерея».
Известно, что в 1115 г. епископ Мина принимал участие в важном церковном событии того времени — перенесении мощей святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Киев.
Летом 1116 г. епископ Мина преставился ко Господу. В Воскресенской летописи читаем: «Того же лета (1116 г. – ред.) преставился Мина, епископ Полоцкий июня 20». В Никоновской же летописи приводится другая дата – 20 июля.
До настоящего времени не установлено, где — в Полоцке или Киеве — почивают святые останки святителя Мины, епископа Полоцкого. Между тем, в исторической литературе встречается следующее высказывание: «Еще до основания обители (Спасской – ред.) существовала тут древняя церковь Спаса, в которой были погребаемы Полоцкие Епископы, между коими известен Мина, хиротонисанный в 1105 году. Вместо этой церкви святая Евфросиния соорудила нынешний храм, который уцелел до нашего времени…» (Александр Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Москва. 1852. С. 23).
Неизвестно, когда был канонизирован епископ Мина. Можно лишь предположить, что его прославление произошло не сразу, ибо автор жития преподобной Евфросинии Полоцкой не упоминает о нем...
Летом 1116 г. епископ Мина преставился ко Господу. В Воскресенской летописи читаем: «Того же лета (1116 г. – ред.) преставился Мина, епископ Полоцкий июня 20». В Никоновской же летописи приводится другая дата – 20 июля.
До настоящего времени не установлено, где — в Полоцке или Киеве — почивают святые останки святителя Мины, епископа Полоцкого. Между тем, в исторической литературе встречается следующее высказывание: «Еще до основания обители (Спасской – ред.) существовала тут древняя церковь Спаса, в которой были погребаемы Полоцкие Епископы, между коими известен Мина, хиротонисанный в 1105 году. Вместо этой церкви святая Евфросиния соорудила нынешний храм, который уцелел до нашего времени…» (Александр Ратшин. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. Москва. 1852. С. 23).
Неизвестно, когда был канонизирован епископ Мина. Можно лишь предположить, что его прославление произошло не сразу, ибо автор жития преподобной Евфросинии Полоцкой не упоминает о нем...
Автор: Елена Ключинская
Комментарии
Отправить комментарий