«Русский Летописец». Ч. 2. Грамота Александра Македонского русским князьям и призвание Рюрика
Подробно значение этой важнейшей рукописи мы разобрали в статье-исследовании «О Русском Летописце».
Главы ПВЛ и «Русского Летописца» подробно изучены в наших статьях: «О „Русском Летописце“» «„Повесть временных лет“ и „Русский Летописец“», «ПВЛ и „Русский Летописец“ о новгородцах, Александре Македонском и Андрее Первозванном», «Словенск и Рус», «„Русский Летописец“ и ПВЛ — о народах Руси» и других.
Там указано, что в «Русском Летописце» больше фактов по истории древних русских городов и, прежде всего, Новгорода. Автор «Повести временных лет» наоборот опускает все эти важные факты древнерусской истории и истории народов, населявших территорию нашей Родины. Ознакомившись с этими статьями, легко разобраться, сколько недоказанных, тенденциозных и фальшивых фактов находится в ПВЛ и оттуда перетекли уже в официальную российскую историческую науку.
Наш сайт продолжает непосредственную публикацию «Русского Летописца» в переводе на современный русский язык. «Русский летописец» — это не рядовая летопись, не обычный текст, написанный или составленный неизвестным персонажами. Это важнейший и статусный документ, признанный в среде русских князей, бояр и церковных архипастырей. Можно сказать, что «Русский Летописец» отражает взгляд на историю Руси, распространенный в среде русской знати XVII века. Это официальное представление образованной части русского общества о древней русской истории, существовавшее в нашей стране еще до создания романовской версии истории, включая концепцию «Киевской Руси».
В первой части «Русского Летописца» опубликовано подробное повествование о братьях Словене и Русе и основании ими города Словенск.
Сегодня пойдет речь о князьях Великосане, Асане и Авехасане и грамоте к ним Александра Македонского, в которой он признал территории славянских земель, однако возбранил братьям совершать военные набеги на соседние территории. Также будет рассказано о битве славян с греками на некоем месте, где в будущем был основан Влахернский монастырь. Надо отметить, что современным туристам, приезжающим в Турцию, в Стамбул, часто показывают якобы Влахернский монастырь. Но это совсем не тот Влахернский монастырь, который был в древности. Это абсолютно новые постройки ХIХ — ХХ веков. Подлинный Влахернский монастырь, как считается, полностью сгорел уже в 1434 году. В современных изданиях есть такая информация:
«Особенно известны были: Влахерны по Богородичной церкви, построенной императором Львом Великим, при котором в 474 году положены были в эту церковь честные ризы Пречистые Девы Богородицы, принесенные из Палестины; память этого события празднуется Православной Церковью 2 июля. Храм этот сгорел ь 1434 году; ныне виднеются только малые остатки его, Частицы хранившихся здесь одежд Богоматери показываются теперь в разных местах, например, в Москве, в соборах Успенском и Благовещенском».
Где же на самом деле находился подлинный Влахернский монастырь пока неизвестно.
Также будет рассказано о призвании на княжение Рюрика.
О грамоте царя Александра
Во времена вышеупомянутых трех Словянских и Руских князей был великий царь Александр Македонский. И дошли до него жалобы из многих стран на Великосана, Асана и Авехасана, на то, что они многих разоряют, и обижают, и кровопролитие творят (то есть совершают набеги на соседние территории — прим. ред.).
Премудрый же самодержец царь Александр начал совет держать с подданными своими, и сказал: «Что подобает мне сделать с сыроядцами этими: ополчиться ли на них ратью, на многих сражениях разбить их и покорить в вечное рабство?» Но неудобно совершить сие из-за дальнего расстояния, пустынь, труднопреодолимых морских путей и превысоких гор. Тогда он посылает к ним со многими дарами следующее послание, всякими похвалами украшенное:
«Александр царь, многим царям царь, под солнцем, грозный повелитель; к покорным милосердный пощадитель, к непокорным же — яростный меч и страх; всего света честнейший над честнейшими. В далекий и незнаемый край наш от нашего величества честь и мир и милость вам и всем вашим — храбросердому народу Словенскому, отдаленнейшему колену Рускому, князьям и владыкам от моря Варяжского до моря Хвалижскаго (Каспийского), великим и милым мне: храброму Великосану, мудрому Асану, счастному Авехасану, вечно радоватися! Как бы самих вас любезно лицом к лицу целую и сердечно приемлю, как друзей сердцу моему и наипервейших подданных нашему владычеству. И сию милость даю вашему величеству. Если какой народ вселится во пределех вашего княжества от моря Вяряжскаго и до моря Хвалижскаго (Каспийского), то да будет вам и сродникам вашим повинен вечному рабству. В иные же пределы да не вступит нога ваша.
Сие достохвальное соглашение утверждено сим нашим листом, и подписано моею царскою высокодержавною десницею, и запечатано нашим царским перстнем, и дано вашей чести на веки бесконечные. Аминь.
Писана же сия наша грамота в пределах наших, в городе Великой Александрии, месяца примоса первого дня».
И приписка царской рукой поверх строк золотом написанная.
«Мы Александр царь, многим царем царь, сын Филиппа сильного царя, и Алимпияды царицы, нашею высокодержавною рукою утвердили навечно».
Сии же князи Словено-Рустии, которые сподобились принять от вседержавнаго того самодержца столь великую честь, весьма почитали эту пречестнейшую грамоту и повесили ее в божнице своей по правую сторону от идола Велеса во граде Ростове, и, воздавая честь, поклонялись ей, и праздник честный совершали в первый день месяца примоса.
О Халохе и Лахерне. О Влахернском монастыре
После этого через много лет стали править Словенским народом два князя: Халох и Лахерн. И начали они воевать с правителями земли Греческой. Приходили под самый Царствующий град и много зла и кровопролития сотворили скипетру Греческого царства. И храбрый князь Лахерн под Царствующим градом, близ моря, был убит. Место же то и доныне зовется Лахерново, а на нем монастырь честен сооружен во имя Пречистыя Богородицы. Бесчисленное множество воинов Руских пали тогда под стенами града. Князь же Халох, весь израненный, со оставшимися возвратился восвояси.
Жили же Словяне и Руси погаными, как скотина, не имели закона (Божественного). О них свидетельствует в хождении своем блаженный Андрей Первозванный — что были они непросвещенными и погаными. В Сидерах же, то есть в Мордве и в Черемисах, тогда княжили два брата: одному имя Диюлел, а другому Дидилакт. Непросвещенные люди назвали их богами за то, что они устроили борти для пчел на деревьях.
После того времени обрушился на землю Словенскую праведный гнев Божий. Умерло людей без числа во всех городах и селах, так, что некому даже было погребать мертвых. Кто остался жив, из-за безлюдности разбежались из городов в отдаленные места — кто на Белые воды, которые ныне зовутся Белоозеро, кто на озеро Тинное и назвались «Вес» (Весь). Другие по иным странам разбежались и прозвались различными именами. Некоторые же снова на Дунав (Дунай) к прежним родственникам своим на старые места возвратились. Великий же Словенск и Руса опустели вконец на многие лета, да так, что дикие звери стали обитать и плодиться в них.
Через некоторое время вновь пришли с Дунава (Дуная) Словяне, взяв с собою немало Скифов и Болгар. И начали снова заселять города Словянеск и Руси. И напали на них Угры Белые, и повоевали их до конца, и города их разрушили, и положили Словенскую землю в конечное запустение.
О Новгородском начальнике Гостосмысле. Призвание Рюрика
Спустя много времени после этого запустения услышали Скифские жители про беглецов Словенских и узнали, что земля праотцев их лежит пуста и никем не возделываемая. И весьма погоревали об этом и начали думать, как бы им наследовать землю отцов своих.
И снова пошло с Дуная множество их бесчисленное. С ними же и Скифы, и Болгары, и из иных мест люди пошли в землю Словенскую и Рускую. И опять поселились близ озера Ирмеря.
И обновили город Словенск на новом месте — от старого Словенска вниз по Волхову больше поприща, и назвали его Нов град Великий, и поставили верховного князя от роду своего по имени Гостосмысл.
А город Русу поставили на старом месте. И иные многие города обновили. И разошлись каждый с родом своим по просторам земным. Одни осели в полях и назвались Поляне, то есть Поляки. Другие назвались Полочане по речке Полоте, другие Мазовшане, другие Жемутяне, другие Бужане по реке Бугу, другие Дреговичи, другие Кривичи, другие Чюд, а иные Меря, иные Древляне, иные Морива, Сербы и Болгары от того же рода, иные Северы, иные Лопь, иные же Мордва, иные же Мурана. А иные прозвались другими различными именами.
И так начала быстро расширяться страна эта, и прозывалась она одним общим именем. Сын старшего князя Новгородского Гостосмысла, по имени молодой Словен, отъехал от отца своего в Чудь и поставил там город во имя свое над рекою, называемой Ходница, и назвал град «Словенеск», и княжил в нем три года, и умер. Сын же его Изборский переименовал город по своему имени и назвал его Изборск. Этот князь Избор умер от укуса змеи.
Земля же Руская тогда свергла с себе ризы плачевные и вновь облеклась в порфиру и виссон, и уже более не вдовствовала и не сетовала, но на многие годы отдыхала с мудрым Гостосмыслом. Когда же Гостосмысл дожил до глубокой старости и не мог более ни управлять, ни владеть таковыми многочисленными народами, ни укрощать междоусобное многомятежное кровопролитие в роду своем, тогда сей премудрый муж, седой умом и волосами, призывает к себе всех властителей Руских, которые были под ним, и обращается к ним с улыбкою такими словами:
«О мужи и братья, сыновья единокровные! Вот, я уже сильно состарился, и крепость моя исчезает, и ум отступает, и только лишь чаю смерть. А вижу, что земля наша добра, и всеми благами изобильна, но не имеет себе властодержца государя от рода царского. Поэтому среди вас мятеж велик и неутешен, и междоусобица злая. Прошу вас, послушайте совета моего, который даю я вам. По смерти моей идите в Прускую землю и просите живущих там самодержцев из рода кесаря Августа, да идут к вам княжить и владеть над вами. Не стыдно вам таковым покориться и в подданных у них быть». Понравилась всем речь старейшины. И когда он умер, тогда всем городом проводили тело его до гробницы с честью, до места, называемого Волотов, где и похоронили его.
По смерти же Гостосмысла послали от всей Руской земли послов в Прускую землю. Те отправились и нашли там курфостра, или князя великого, именем Рюрика из рода Августа. И просили его, да идет к ним княжить. И упрошен был князь Рюрик, и пошел на Русь с двумя братьями своими — с Тревуром и с Синеусом — и со иными сродниками своими. И пришли все они в Великий Нов град.
И в лето от Адама 6370 году избрали все Словяне и Русы старшего князя Рюрика на княжение в Великий Нов град. Второго же князя Тревура избрали на княжение в Изборск. Третьего же князя Синеуса избрали на княжение на Бело озеро. Прочих же сродников своих князь Рюрик и братья его у себя оставили, а иных по селам разослали.
В лето же от Адама 6380 года Тревур и Синеус оба умерли. Рюрик же Новгородский князь начал владеть также и их княжениями. И после 17 лет княжения впал в болезнь тяжкую и передал княжение своему родственнику князю Олегу, ибо сын его Игорь был еще молод, около двух лет. Князь же Рюрик распорядился о доме своем и умер в лето 6388.
Комментарии
Отправить комментарий