Житие святителя Петра, митр. Киевскаго и всея Руси, чудотворца (память перенесения мощей 24 августа/6 сентября)
6 сентября (24 августа ст. ст.) Церковь празднует перенесение честных мощей иже во святых отца нашего Петра, митрополита Киевского и всея Руси, Московского чудотворца. Святитель Петр — первый из митрополитов Киевских и всея Руси, который имел в качестве постоянного местопребывания Москву; именно его авторству принадлежит первая Московская чудотворная икона Богородицы, именуемая Петровская. Святителю Петру, митрополиту Московскому, молятся о даровании здравия и мира.
Святитель Петр, митрополит Московский. Мастерские Новодевичего монастыря. Шитый покров. Москва, 1574 год. Из Успенского собора Московского Кремля
Будучи совсем юным, в 12 лет Петр отправился в монастырь. К этому времени он успешно изучил книжные науки и мог с легкостью и с особой ревностью исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий митрополит изучению Священного Писания. Еще не достигнув совершеннолетия, он обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь паломникам. За добродетельную, аскетическую, подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан священноинока.
После многолетних подвигов в обители священноинок Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рата он поставил келью и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, получивший название Новодворский. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Петр был избран игуменом, он кротко наставлял духовных чад, «никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию». О добродетельном подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Часто в обитель приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления игумена-подвижника. Известно, что в Спасо-Преображенской обители он написал первую московскую чудотворную икону Богородицы.
Эту икону св. Петр впоследствии подарил святителю Максиму, митрополиту Владимирскому и всея Руси. После смерти Максима в 1305 году галицкий князь Юрий Львович направил в Константинополь Петра, а Михаил Ярославич — игумена Геронтия. Последний взял с собой в дорогу образ Богородицы, находившийся у митрополита Максима.
Житие сообщает, что во время плаванья Геронтия в Константинополь ему во сне было видение иконы Богородицы, от которой был глас:
«Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал меня — Ратский игумен Петр — служитель Сына Моего и Бога и Мой, будет возведен на престол святительский и право упасет людей Своих, за которых Сын Мой — Христос Господь — пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех».
Патриарх Константинопольский Афанасий поставил Петра новым митрополитом Киевским и всея Руси.
Но икона Божией Матери Петровская упоминается и позже. Наверное, вместе с изготовлением нового гроба для мощей святителя был написан и новый список чудотворной иконы Божией Матери Петровской. А может быть, если святыня не погибла, а только пострадала, она была поновлена. Учитывая, что в 1395 году в Москву из Владимира была принесена икона Божией Матери Владимирская для защиты от Темир Аксака, вероятнее предположить, что икона Божией Матери, написанная самим митрополитом Петром, не сохранилась, иначе воспользовались бы ею.
Со временем и копия (если это была копия, а не оригинал) Петровской иконы Божией Матери стала почитаться как чудотворная. Память народная все равно считала, что она написана святителем Петром. Когда хан Едигей в 1408 году осадил Москву, москвичи молились Божией Матери и святителю Петру. Богом хранимый град выстоял «молитвами Пречистыя Его Матери и Животворивыя иконы ради Ея, и Петра митрополита ради».
Согласно «Чиновнику Успенского Кремлевского собора», икона Божией Матери Петровская была главной святыней малого крестного хода, совершавшегося несколько дней в году, – в Лазареву субботу, по воскресным дням с Фоминой недели до Преполовения Пасхи, а также 6 сентября – в день перенесения мощей митрополита Петра. А 6 января – в Нáвечерие Богоявления с этой иконой ходили на водоосвящение к Москве-реке.
Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые игуменом Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, митрополита Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и перебрался в 1309 году. «В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на него обвинение перед патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над митрополитом Петром был созван в 1311 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой».
Чудеса святителя Петра, митрополита Московского
В 1351 году в Москве в церкви Пречистой Богородицы Божией милостью и молитвами чудотворца Петра исцелилась некая жена, в болезни бывшая великой и без ног и без рук лежавшая два года. Когда принесли ее ко гробу митрополита Петра, она исцелилась. В 1372 году исцелился отрок, который не мог двигать руками и был немым. В 1395 году молитвами святителя Петра получила исцеление некая женщина. Врачи не понимали, что это за болезнь ее мучает. И после того, как она помолилась у раки митрополита Петра, она тотчас исцелилась. В 1408 году получил исцеление некий человек, сокрушенный великой болезнью. В 1470 году у гроба святителя Петра получила исцеление слепая отроковица. По молитвам святителя она прозрела. Впоследствии при раке с мощами продолжали совершаться чудеса. По сообщениям летописцев, велась запись сведений о чудесных событиях, совершаемых по молитвам, обращенным к святителю Петру.
Наследие святителя Петра, митрополита Московского
Сохранились три послания святителя Петра, московского чудотворца. Первое к священникам, которое есть наставление пастырям Церкви Христовой, дабы они достойно проходили служение и усердно заботились о своих духовных чадах. Что интересно, это послание заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: во избежание соблазнов, осуждений им предлагалось поселяться в монастырях, а дети их должны были поступать на воспитание и обучение в монастырские школы.
Во втором послании святитель Петр призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками. Прежде всего заботиться об украшении себя христианскими добродетелями, чтобы служить благим примером для своих духовных чад. В третьем послании московский святитель опять же наставляет священников, чтобы помнили они о своих пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять Христовы заповеди. Сохранилось шесть посланий, приписываемых святителю Петру.
Согласно «Чиновнику Успенского Кремлевского собора», икона Божией Матери Петровская была главной святыней малого крестного хода, совершавшегося несколько дней в году, – в Лазареву субботу, по воскресным дням с Фоминой недели до Преполовения Пасхи, а также 6 сентября – в день перенесения мощей митрополита Петра. А 6 января – в Нáвечерие Богоявления с этой иконой ходили на водоосвящение к Москве-реке.
Также в некоторых источниках говорится, что первоначальный лик, созданный святителем Петром в XIV веке, был утерян в годы тяжелых испытаний, которые пришлись на времена Брестской унии и других исторических потрясений. Как бы то ни было, но древняя святыня по сей день почитаема Церковью и народом.
Копия (или оригинал) этой иконы сохранилась до наших дней и находится в Успенском соборе Московского Кремля. По имени иконописца она называется «Петровская».
Но вернемся к повествованию о житии свт. Петра.
Патриарх Константинопольский Афанасий I с Синодом возвёл на Киевскую и всея Руси митрополию Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезённые игуменом Геронтием. По возвращении на Русь в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, но беспокойства, угрожавшие этому городу, заставили его, по примеру предшественника его, митрополита Максима, жить во Владимире на Клязьме, куда он и перебрался в 1309 году. «В это время шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону последнего, вследствие чего возведено было на него обвинение перед патриархом со стороны тверского епископа Андрея. Для суда над митрополитом Петром был созван в 1311 году собор в Переяславле, признавший обвинение Андрея клеветой».
Много трудностей испытал митрополит Петр в первые годы управления Русской митрополией. Поскольку Русь была под татаро-монгольским игом, не было твердого порядка, и митрополиту Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно сильны были труды и заботы владыки Петра об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. «Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к примирению и единству».
В 1313 году ханом стал Узбек, первый из ханов, принявший ислам. Митрополит Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. «Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита». В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328–1340 гг.) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело наиважнейшее значение для всей Русской земли. По благословению митрополита Петра великий князь Иван Данилович Калита 4 августа 1326 года в Москве на площади заложил первую каменную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы. «Если ты, — сказал митрополит Петр великому князю, — успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном и руки его взыдут на плещи врагов наших». Митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена после его кончины, 4 августа 1327 года.
В 1313 году ханом стал Узбек, первый из ханов, принявший ислам. Митрополит Петр отправился в Орду. Его приняли там с честью и отпустили с новым ярлыком. «Все прежние льготы духовенства были подтверждены и прибавлена новая: все церковные люди по всем делам, не исключая и уголовных, были подчинены суду митрополита». В 1325 году святитель Пётр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты (1328–1340 гг.) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело наиважнейшее значение для всей Русской земли. По благословению митрополита Петра великий князь Иван Данилович Калита 4 августа 1326 года в Москве на площади заложил первую каменную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы. «Если ты, — сказал митрополит Петр великому князю, — успокоишь старость мою и возведешь здесь храм Богоматери, то будешь славнее всех иных князей и род твой возвеличится, кости мои останутся в сем граде, святители захотят обитать в оном и руки его взыдут на плещи врагов наших». Митрополит собственными руками построил себе каменный гроб в стене этого храма и желал видеть строительство оконченным, но церковь Успения была освящена после его кончины, 4 августа 1327 года.
Высоко-Петровский монастырь, который был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси, Московским чудотворцем.
21 декабря (ст. ст.) 1326 года святитель Петр отошёл ко Господу. Тело его было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, изготовленном им самим. Память святителю Петру совершается по новому стилю: 6 сентября (перенесение его честных мощей), 3 января (день преставления) и 2 июня (собор Московских святителей Петра, Алексия и Ионы).
_____________________________
Почитание Петра, митрополита Киевского и всея Руси, со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при митрополите Киевском и всея Руси Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя Петра князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимого покровителя Москвы, святителя Петра призывали во свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иване III обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра. Известно, что при гробе святителя нарекались и избирались Московские Первосвятители.
Почитание Петра, митрополита Киевского и всея Руси, со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при митрополите Киевском и всея Руси Феогносте, он был причтен к лику святых. У гроба святителя Петра князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимого покровителя Москвы, святителя Петра призывали во свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иване III обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра. Известно, что при гробе святителя нарекались и избирались Московские Первосвятители.
4 августа (ст. ст.) 1472 года произошло проявление мощей святителя Петра. Перенесение мощей святителя Петра было после освящения вновь построенного Успенского собора, 24 августа (ст. ст.) 1479 года. Честные мощи московского святителя были торжественно перенесены в собор митрополитом Московским и всея Руси Геронтием (1473–1489 г. г.) с епископами, великим князем Иоанном Васильевичем (1440–1505 гг.) и его сыном Иоанном (1458–1490 гг.).
Мощи свт. Петра в Успенском соборе Московского Кремля
Предположительно, автором первого жития святителя Петра, написанного сразу же после его смерти, был ростовский епископ Прохор. В 1381 году новую редакцию жития создал митрополит Киприан, а Пахомием Сербом в конце XV века было составлено Похвальное слово на обретение мощей.
Чудеса святителя Петра, митрополита Московского
В 1351 году в Москве в церкви Пречистой Богородицы Божией милостью и молитвами чудотворца Петра исцелилась некая жена, в болезни бывшая великой и без ног и без рук лежавшая два года. Когда принесли ее ко гробу митрополита Петра, она исцелилась. В 1372 году исцелился отрок, который не мог двигать руками и был немым. В 1395 году молитвами святителя Петра получила исцеление некая женщина. Врачи не понимали, что это за болезнь ее мучает. И после того, как она помолилась у раки митрополита Петра, она тотчас исцелилась. В 1408 году получил исцеление некий человек, сокрушенный великой болезнью. В 1470 году у гроба святителя Петра получила исцеление слепая отроковица. По молитвам святителя она прозрела. Впоследствии при раке с мощами продолжали совершаться чудеса. По сообщениям летописцев, велась запись сведений о чудесных событиях, совершаемых по молитвам, обращенным к святителю Петру.
Наследие святителя Петра, митрополита Московского
Сохранились три послания святителя Петра, московского чудотворца. Первое к священникам, которое есть наставление пастырям Церкви Христовой, дабы они достойно проходили служение и усердно заботились о своих духовных чадах. Что интересно, это послание заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: во избежание соблазнов, осуждений им предлагалось поселяться в монастырях, а дети их должны были поступать на воспитание и обучение в монастырские школы.
Во втором послании святитель Петр призывает священников быть истинными пастырями, а не наемниками. Прежде всего заботиться об украшении себя христианскими добродетелями, чтобы служить благим примером для своих духовных чад. В третьем послании московский святитель опять же наставляет священников, чтобы помнили они о своих пастырских обязанностях, а мирян увещает исполнять Христовы заповеди. Сохранилось шесть посланий, приписываемых святителю Петру.
Комментарии
Отправить комментарий