Житие священномученика Григория, еп. Великия Армении (память 30 сентября/13 октября)


Григорий Просветитель (арм. Գրիգոր Լուսավորիչ - Грикор Лусаворич; ок. 252 - 326) первый епископ и просветитель Армении, святитель, священномученик.

Принадлежал к парфянскому царскому роду Суренов - ветви правившей в ту эпоху в Армении династии Аршакидов. Отец Григория, Анак (Апак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григорий и получил христианское воспитание.

Возмужав, женился на христианке Марии и имел двух сыновей, Вртанеса и Аристакеса. После трех лет семейной жизни супруги расстались по обоюдному согласию, и Мария удалилась в монастырь вместе с младшим сыном.

Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хозроеву, Тиридату (287 - 330), желая усердною службою загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Тиридат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Тиридат велел бросить Григория в ров (в казематы или колодец) в Арташате в Араратской долине (ныне - у государственной границы Армении с Турцией; впоследствии на месте узилища святого Григория был возведен монастырь Хор Вирап [арм. Խոր Վիրապ, т.е. "глубокая яма"]), чтобы он погиб там от голода. Здесь Григорий прожил 13 лет, его кормила одна благочестивая женщина.


Монастырь Хор Вирап. Современный вид

Между тем, Тиридат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей, и затем впал в безумие, но был исцелен освобожденным после многолетнего заключения Григорием. После чего Тиридат в 301 году крестился и провозгласил Христианство государственной религией в Армении.

Вскоре Григорий был рукоположен в епископы святителем Леонтием Каппадокийским в Кесарии. С тех пор установился порядок, по которому каждый новоизбранный предстоятель Армянской Церкви получал рукоположение от Кесарийского архиепископа.

После этого святой Григорий построил храм в городе Вагаршапате - столице царя Тиридата. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает "Сошел Единородный" (т.е. Исус Христос), Который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма. На этом месте был основан одноименный монастырь, который стал духовным центром Армянской Церкви.

Храм Эчмиадзин

По сведениям, сообщённым армянским историком Мовсесом Каланкатуаци, в "Истории страны Алуанк", после крещения армянского народа святой Григорий отправился проповедовать христианство в Кавказскую Албанию, где основал церковь в городе Амарасе. Под влиянием проповеди святого Григория царь Кавказской Албании Урнайр с вельможами и войском принял крещение в Армении в присутствиии царя Тиридата. Таким образом, стараниями Григория Просветителя была основана Алванская Церковь.

В 325 году Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего младшего сына Аристакеса, который, вместе с еще одним посланником по имени Акритис, привез в Армению Никейские постановления. В том же году Григорий передал кафедру Аристакесу, а сам удалился в уединение, став отшельником в пещерах Мане, где скончался в 326 году.
______________________________________

Обнаруженные местными пастухами мощи святителя Григория разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии. Основная часть мощей была похоронена в Эчмиадзине. 

Житие святого Григория было описано Агафангелом (Агатангелосом), писателем IV века, секретарем армянского царя Тиридата III, легендарным автором истории обращения Армении в христианство. Помимо жития в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых святому Григорию Просветителю, почему эту книгу называют еще "Книгой Григориса" или "Учением Просветителя" (арм. Вардапетутюн).

Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григория: третьим армянским предстоятелем стал старший сын святителя Григория - Вртанес, которому наследовал его сын Исихий.

Свщмч. Григорий, святитель Армянский, греческая икона XIV века

Житие Григория было переведено на греческий язык приблизительно в конце VI века. В X веке Симеон Метафраст включил его в свои "Жития святых". С греческого текста был сделан перевод на латинский, грузинский и арабский языки. Существует также эфиопская редакция, тесно связанная с арабским переводом. Текст жития содержится также в русской Минее (память 30 сентября). Пространное житие (мученичество) Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из "Истории Армении" Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII века. Перевод службы святому Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 1060-х годов. 

Случаи посвящения святому Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями: так, в 1535 году во имя святого Григория Просветителя была освящена столпообразная ("иже под колоколы") церковь в Спасо-Преображенском Хутынском монастыре; в 1561 году святому Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве (собор Покрова Пресвятой Богородицы «что на Рву»). Выбор посвящения (как и для других престолов собора) был связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 году: "...священы церкви приделы... которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы".


Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 года, стоявшей на том же месте до каменного храма.

Почти тысячу лет могила святого Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет часть мощей его хранилась в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 года мощи были переданы официальной Армянской церкви в Ереван. 

Комментарии