Второстепенные деятели «реформы». В тени престола: Стефан Вонифатьев

Церковный собор 1654 г. 
Худ. Кившенко Алексей Данилович

Второстепенные деятели «реформы». В тени престола.

Стефан Вонифатьев


Действительно, официально выдвинул кандидатуру Никона в патриархи именно Стефан Вонифатьевич, а реформа, конечно, была его личным делом, он много сделал для сближения Русской Церкви с Греческой. «Книга о вере», горячо защищавшая чистоту православия греков, была издана в 1648 г. его «тщательством»; не без его указаний вызывались в 1649 г. в Москву киевские ученые монахи, подозрительные в отношении Православия, и исправляли книги; с его благословения делались попытки организации в Москве греческой школы.

Некоторые историки считают, что Стефан Вонифатьев – это чуть ли не воплощение самой кротости и смирения. Даже кристально честный, хотя и не бесстрастный протопоп Аввакум придерживался о нем такого мнения: «Добро было при протопопе Стефане, яко все быша тихо и немятежно ради его слез и рыдания, и негордаго учения; понеже не губил Стефан никого до смерти, якоже Никон, ниже поощрял на убиение».

Однако ошибся Аввакум. Существует исторический документ, показывающий нам царского духовника совсем с другой стороны, это «Челобитная патриарха Иосифа 1649 года государю Алексею Михайловичу на царского духовника Стефана Вонифатьевича». История того, как царский духовник в запальчивости похулил саму Русскую Церковь и целый Собор русских архиереев во главе с патриархом, говорит о другом. Из этих фактов психологический образ благовещенского протопопа вырисовывается совершенно иным, нежели у наших благодушно-снисходительных историков, рисующих его воплощенной кротостию и смирением. Как бы не все наоборот! Внешность, как известно, обманчива, тем более это относится к царскому кружку во главе с Алексеем Михайловичем, приученному к чрезвычайной скрытности с детства, зачастую даже письма о соколиной охоте пишущего тайнописью, шифром.

Патриарх Иосиф (1642-1652)

В своей челобитной патриарх Иосиф писал следующее: «И тот благовещенский протопоп Стефан бил челом тебе, благочестивому государю на меня… на весь освященный Собор, а говорил: будто в Московском государстве нет Церкви Божии, а меня богомольца твоего называл волком, а не пастырем; також называл и митрополитов, и архиепископов, и весь освященный собор бранными словами, и волками, и губителями… и тем нас бранил и безчестил… В твоей государевой Уложенной книге написано: кто изречет на Соборную и Апостольскую Церковь какие хульные словеса, да смертию умрет. А он, Стефан, не токмо что на Соборную и Апостольскую Церковь хулу принес, и на вси Божии Церкви, и нас, богомольцев твоих, обезчестил… Не вели, государь, своей государевой Уложенной книги нарушить, и вели, государь, нам, богомольцам своим, …дати на него, Стефана, собор. Царь, государь, смилуйся!»

Уже говорилось, как царь и Стефан Вонифатьев превратили Никона из грекофоба в грекофила. Мысль проводить грецизацию Русской Церкви руками киевлян, вероятно, внушили Никону эти же наставники. Новый Иверский монастырь Никон населяет монахами, выходцами из южнорусских областей, и заводит там типографию для распространения киевской учености. В Новоиеросалимском монастыре он установил службы на греческом языке с партесным киевским пением. Партесное многоголосное киевское пение, которое совсем недавно запрещал ему патриарх Иосиф, вводит повсеместно. В этом вкусы Никона с царем и его духовником полностью совпали.

Протопоп Стефан Вонифатьев построил в Москве на средства своего духовного чада, царя, Покровский монастырь, постригся в нем под именем Саватия в 1655 г. и через год умер.

Фрагменты из книги Бориса Кутузова "Церковная реформа XVII века"
(с небольшими редакторскими правками)

Комментарии