ПО МЕСТАМ БИБЛИИ: Археологические следы от времени разделения Израильского царства до плена вавилонского (930–586 гг. до н.э.)

Самария. Развалины дворца Ахава 

Исследователи Библии счастливы тем, что история Израиля и Иудеи была связана с историей великих держав древности Месопотамии и Египта. В Вавилонии, Ассирии, в Нововавилонском царстве халдеев и Египте сохранились колоссальные архивы, а также надписи на надгробиях, в храмах и на скалах. В текстах, касающихся этих государств, содержится множество замечаний, проливающих сенсационный свет на события в Израиле и Иудее. Благодаря этим открытиям удалось не только выяснить причинные связи многих библейских сведений, но и установить, что эти сведения достоверны и не подлежат никакому сомнению; более того, удалось даже вычислить приблизительные годы правления израильских и иудейских царей и уточнить важнейшие даты в истории обоих государств.

Вот несколько фактов.

Дворец из слоновой кости


В третьей книге Царств говорится, что Ахав построил в Самарии дворец из слоновой кости (22:39). Долгое время скептики считали это библейское сообщение просто плодом богатой фантазии, типичной для народов востока. Но археологические раскопки на развалинах Самарии доказали, что это вовсе не вымысел. В 1931–1935 гг. группа американских и английских археологов провела там тщательные раскопки. Под развалинами были обнаружены фундаменты крепостных стен. Но главной находкой был дворец Ахава и Иезавели. Он был расположен на возвышенности, откуда открывался прекрасный вид на Средиземное море. На дворе были обнаружены выложенные камнем берега и дно упомянутого в Библии пруда, в котором вымыли окровавленную колесницу Ахава. Когда археологи стали просевать обломки, их охватило изумление: среди кирпича, камней и пепла попадались тысячи обломков плиток из слоновой кости с барельефными изображениями различных цветов и животных.




Дворец, разумеется, не был построен из слоновой кости, но его стены и мебель были украшены столь грандиозным количеством этих плиток, что действительно могло показаться, будто он весь построен из слоновой кости.

Моавитский камень


Библия говорит, что царь израильский Амврий подчинил себе Моавитское царство и в течение сорока лет взимал со своего вассала огромную дань (4Цар. 3:4–27). В царствование Иорама Меса, царь моавитский, отказался платить дань Израилю. Тогда Иорам в союзе с Едомом и Иудеей пошел против Моава и победил Месу. В свете этого несколько странной казалась библейская фраза о том, что победители «отступили от него и возвратились в свою землю» (4Цар. 3:27).

Эту загадочную фразу объяснила археология. В 1868 году немецкий миссионер Ф.А. Клейн нашел к востоку от Мертвого моря огромную глыбу голубого базальта с надписью на моавитском языке. Из надписи на камне следует, что вначале Меса действительно терпел поражение и, запершись в крепости Кир-Гасероф, принес своего маленького сына в жертву богу Кемосу, чтобы расположить его к себе. В следующих строках сообщается с ликованием, что Меса разгромил неприятелей и «Израиль погиб навсегда».

Итак, мы видим, обе стороны восхваляют свои успехи. Но поскольку Иораму не удалось окончательно покорить Моава и он, как говорит Библия, «возвратился в свою землю», то можно заключить, что война была жестокой, но окончательную победу так и не удалось одержать никому. Но все же Меса действительно освободил свою страну от многолетнего ига.

Черный обелиск Салманасара III


Самый большой интерес в научном мире вызвал так называемый «черный обелиск», найденный в 1846 г. английским археологом Лайярдом среди развалин города на холме Тель Нимруд. Это четырехгранный столб из черного базальта, покрытый со всех сторон текстами и барельефными изображениями. На одном барельефе изображен Салманасар III. Он стоит, гордо выпрямившись, а какой-то вельможа в роскошно расшитом плаще бьет ему челом. Когда ученый Роулинсон расшифровал надпись, то оказалось, что бьющая челом фигура – это израильский царь Иуй, который искоренил весь род нечестивого Ахава (4Цар. 10:9–10). Надпись под барельефом гласит: «Дань царя Иуя из Беф-Умврия (то есть из царского рода Амърия): серебро, золото, золотая чаша, золотые блюда...»

Из другого текста, найденного в 1961 году, следует, что Иуй принес эту дань на восемнадцатом году царствования Салманасара, т.е. около 842 года до н.э. Библия обходит молчанием тот факт, что Иуй был вассалом ассирийского царя. Ассирийская же надпись объясняет, почему царь Дамаска вторгся в пределы Израиля и разрушил его города. Это была месть за то, что Иуй изменил антиассирийскому союзу, заключенному с Сирией, и перешел на сторону Ассирии. Таким образом, эти краткие сведения из царского дворца в Нимруде подтверждают и дополняют сказания об израильских царях.



Составлено из разных материалов в интернете

Комментарии