Второстепенные деятели «реформы». В тени престола: А.С. Матвеев
Второстепенные
деятели «реформы». В тени престола.
А.С. Матвеев
С.М. Соловьев так описывает историю падения А. Матвеева: «Лекарь Давид
Берлов донес, что лечил он у Матвеева человека его, карлу Захара, и тот говорил
ему, что болен от господских побой. Однажды он заснул за печью в палате, в
которой Матвеев с доктором Стефаном читали черную книгу; во время этого чтения
пришло к ним множество злых духов и объявили, что есть у них в избе третий
человек; Матвеев вскочил и, найдя за печью, сорвал с него шубу, поднял, ударил
о землю, топтал и выкинул из палаты замертво. Берлов прибавил, что он видел
сам, как Матвеев с доктором и переводчиком греком Спафари, запершись, читали
черную книгу; Спафари учил по этой книге Матвеева и сына его Андрея».
Было проведено строжайшее расследование, Захарку пытали, но он остался
при своем обвинении. Матвеева на основании показаний Захарки и лекаря Берлова
признали виновным и вместе с сыном сослали в 1676 г. в Пустозерск.
Известный «просветитель» Новиков пламенно защищал своего собрата.
Сын А.С. Матвеева Андрей был отдан отцом в обучение и воспитание
Спафарию, который, как свидетельствует Берлов, не преминул обучить его и
чернокнижию. Из потомка боярина А.С. Матвеева в будущем вышел законченный
антинационал-западник, который удостоился похвальных отзывов от самих Лейбница
и Монтескье. С ними Спафарий поддерживал постоянную связь. Андрей Артамонович
Матвеев – один из «птенцов гнезда Петрова», которым чужда была православная
культура Московской Руси, один из оплевывателей исторического прошлого своих
предков.
Исторические факты свидетельствуют о занятиях царя Алексея оккультизмом,
астрологией. Мог ли от него отстать его «собинный» друг Никон? Протопоп Аввакум
прямо говорит о Никоне, что этот «детинка-бродяга… колдун учинился». Царь
Алексей Михайлович окружал себя людьми определенной ориентации: авантюристы,
чернокнижники и проходимцы Европы и греческого Востока находили надежное
пристанище у него при дворе. Это и униат Симеон Полоцкий, и тайный иезуит
Паисий Лигарид, и Милеску Спафарий, и продажный греческий архимандрит Дионисий,
и многие другие. Из русских, кого царь приближал к себе, – все сплошь
антинационалы, западники.
Историк Н.М. Рогожин пишет, что А.С. Матвеев стал «любимцем и другом»
царя, чему способствовало его «увлечение иностранными новшествами», именно это
особенно «привлекало государя».
Дом Матвеева был убран на европейский лад, украшен картинами, часами,
различными заморскими диковинами, часто посещался гостями. В атмосфере этого
дома провела свое детство и юность Н. Нарышкина, будущая мать царя Петра I.
Протопоп Аввакум пишет в своем «Житии»:
«Артемон был от царя с философом с Симеоном-чернцом, и зело было
стязание много; разошлись яко пьяни, не могли и поесть после крику…»
Аввакум делает попытку обратить внимание правительства и на
неправославие Симеона Полоцкого, но тщетно: «Я Артемону подъявил: Внимай
посланник и зри, враг бо есть Святыя Троицы», – а им такие и надобе…»
Ловкий дипломат Артамон Матвеев, конечно, был не слепой и прекрасно
видел, кто такие Симеон Полоцкий и Епифаний Славинецкий, но им, царскому кружку
«любимцев» и приближенных, такие и нужны были. А о чем «стязались» до крику А.
Матвеев и «Семенка-чернец», с одной стороны, и Аввакум – с другой, если не о
реформенных новшествах. Несомненно, что Артамон Матвеев, пользовавшийся большим
расположением не только царя, но и Никона, был посвящен в тайну «греческого
проекта» и был одним из активных творцов никоно-алексеевской «реформы»…
В 1676 г. А.С. Матвеев становится главой Аптекарского приказа как особо доверенный,
приближенный к царю боярин и к тому же разбирающийся в медицине. Внезапная
смерть в этом же году 47-летнего, цветущего вида, царя Алексея Михайловича
бросила тень подозрения в отравлении на А.С. Матвеева, которому непосредственно
подчинялась Кремлевская аптека, обслуживавшая царскую семью. Матвеев был
отстранен от наблюдения за аптекой как человек «подозрительный и опасный»,
который «не должен иметь непосредственное отношение к здоровью государя»,
вступившего на престол Федора Алексеевича. Однако, несмотря на такие меры
предосторожности, не долго пожил царь Федор, скончавшись в 1682 г. в возрасте
21 года «от цинги», как уверяли придворные лекари.
А.С. Матвеев участвовал в работе над изложением официальной истории
Российского государства. Проследить плоды его участия в этом немаловажном
предприятии представляет несомненный интерес, так как известно, что история
России претерпевала фальсификацию с давних времен и особенно после никоновского
раскола. Можно ли ожидать объективности от такой подозрительной личности, как
А.С. Матвеев?
«Титулярник, или Корень Великих Государей Российских…» составлялся под
непосредственным руководством Матвеева в 1672 году. От Августа Кесаря авторы
переходят к описанию правления русских князей и царей, начиная с Рюрика. Мог ли
антинационал-западник А.С. Матвеев не быть сторонником норманнской теории,
окончательно сформулированной уже в XVIII в. и признанной в наше время
антинаучной? Именно такие деятели, как Матвеев, и закладывали фундамент этой и
иных антинациональных теорий.
Используя богатый документальный материал Посольского приказа, «Титулярник»
рассказывает о дипломатических сношениях России с различными государствами. Можно
лишь догадываться, насколько объективная историческая реальность отличается от
ее изображения в кривом зеркале матвеевской редакции. По словам Рогожина,
Матвеев занимался историей, «пытаясь определить возможные перспективы развития
России». Рогожин также предполагает, что по инициативе Матвеева были составлены
книги «История о царях и великих князьях Земли Русской» и «Родословие великих
князей и царей Российских». Авторы этих книг Ф. Грибоедов и П. Долгово вместе с
М. Спафарием работали при Матвееве переводчиками в Посольском приказе.
Очень вероятно, что к этим историческим проработкам и приложил руку
Милеску Спафарий, поскольку, как известно, Матвеев в нем души не чаял, сделал
даже воспитателем своего сына и сам от него учился «премудрости», почерпнутой в
западных иезуитских коллегиях. В связи с этим и можно понять, почему столь
извращена Российская история, если ее фундамент закладывали подобные личности. Как
пишет Н. Рогожин, почва для постепенного перехода к историческим
монографическим произведениям была в определенной мере подготовлена А.С.
Матвеевым.
По инициативе Матвеева и под его руководством в Посольском приказе
переводились такие сочинения, как «Книга о сивиллах», «Арифмология», «Книга
иероглифийская», «Книга о девяти музах и о семи свободных художествах» и пр. «Книга
о сивиллах» еще в Древнем Риме использовалась как гадательная книга.
Итак, блестящая карьера А.С. Матвеева закончилась его падением, через
полгода после смерти царя Алексея он был лишен боярства, вотчин, всего
имущества и сослан в Пустозерск (1676). Реабилитируют его в 1682 г., после
смерти царя Федора, однако возмутившийся народ убивает его в числе нескольких
бояр на Кремлевской площади. Факт народной ненависти к этому историческому
деятелю говорит сам за себя.
Фрагменты из книги Бориса Кутузова "Церковная реформа XVII века"


Комментарии
Отправить комментарий