Прп. Викентий Новокрупецкий Чудотворец (прот. Андрей Марченко)
ПРЕПОДОБНЫЙ ВИКЕНТИЙ НОВОКРУПЕЦКИЙ
ЧУДОТВОРЕЦ
О рождении и юности преподобного Викентия, к сожалению,
ничего не известно, кроме того, что в конце 17 века он пришел из Московских
пределов на Ветку еще в первых годах ее заселения великорусскими выходцами. Когда
на Ветке начались гонения на поборников Древлеправославной веры, преподобный
Викентий избежал «первой ветковской выгонки» (принудительного переселения
древлеправославных христиан в приделы Российской Империи в 1735 г.). Он
поселился в Лаврентьевском монастыре, где впоследствии принял схиму. Прожив в
обители пять лет, в конце 1730 гг., Викентий по благословению настоятеля о.
Лаврентия покинул ее ради вящих подвигов и отошел на пустынножительство поближе
к тогдашней русской границе, к литовскому рубежу, как тогда говорилось в
России. Здесь, вблизи Стародубья, неподалеку от слободы Крупец схимник своими
руками ископал в горе пещеру и поселился в ней. Своей подвижнической жизнью
при. Викентий приобрел почитание у местных староверов. К нему в пустынь устремились
желающие жить по примеру крупецкого подвижника. Вскоре вокруг его пещеры
образовался новый скит с двумя часовнями и несколькими кельями. Прошло еще
немного времени, и кругом скитской ограды образовалась из пришедших
великороссов древлеправославная слобода, получившая название Новый Крупец.
Слава пещерного жителя и крепкого хранителя древлего
благочестия, строгость жизни в его ските, еще большая, чем в монастыре
Лаврентьевом, привлекали к новому местожительству иноков-подвижников и
приобрели ему великое уважение со стороны единоверцев. К 1750 гг. новокрупецкий
скит становится одним из духовных центров Древлеправославия юго-востока
Беларуси.
Прп. Викентий упокоился около 1772-1774 гг., имея более 100
лет от роду. Тело преподобного не подверглось тлению. Его нетленные мощи
скитники положили в деревянную раку, которую установили в той пещере, где
старец подвизался в молитвенных подвигах более 30 лет. После этого Новый Крупец
стал местом паломничества для древлеправославных христиан. Толпы богомольцев из
слобод соседнего Стародубья одна за другой потекли на поклонение мощам
преподобного Викентия Крупецкого. В пещере ежедневно пелись панихиды с утра до
вечера. Богомольцы брали из пещеры песочек, а из пещерного, ископанного руками
Викентия, колодца — воду. То и другое почиталось в народе за целительную
святыню. Пошла повсюду молва о чудотворениях, бывающих у раки нового угодника
Божия.
Почитание мощей вызвало негодование у официальной церкви. В 1774 г. местный священник, настоятель храма в селе Денисковичи Иван Еланский написал донос о происходящем черниговскому архиерею Феофилу: «в слободе Крупце, близ часовни, живший в выкопанной в горе келии старец именем Викентий (который как умер другой год) крупецкими раскольниками сыскан, где и ныне оное тело лежит, о коем раскольники по раскольническим слободам разгласили, якобы тот старец Викентий, чрез их раскольническую веру, в святость пришел, и ходя из окольных белорусских и раскольнических слобод, тому телу поклоняются».
На основании доноса Фиофилом в Св. Синод был составлен рапорт. Началось следствие. 31 августа 1775 г. вышло синодское постановление: «Надлежит в пещере, в которой раскольническия ложныя мощи лежат, от светской команды приставить караул, и какое там найдется мертвое тело оное, при определенных от епархиального архиерея духовных персонах, освидетельствовать, а потом оное зарыть в земле, в другом месте, где бы раскольники не могли знать и, вырыв, обратно взять себе не могли, о сем узнав предварительно разглашаемыя, ложные мощи скрыть».
Через год после постановления Св. Синода в Новый Крупец была направлена комиссия, состоявшая из чиновников и солдат. Однако, не смотря на синодский указ, местное начальство решило поступить иначе. Мощи прп. Викентия были сожжены, пещера зарыта, а скитники разосланы по местам их прежних жительств.
На месте сожжения мощей христиане отыскали обгоревшие
кости преподобного. Сделав небольшую раку из жести, верующие благоговейно
положили в нее собранные останки и тайно передали их в более безопасное место —
братии Лаврентьева монастыря. Выкупленные за большие деньги вериги старца были
отправлены в Гомель. Молва о находящихся в Лаврентьевом монастыре святых мощах
через несколько лет распространилась по белорусским старообрядческим слободам,
а оттуда достигла до Стародубья и других мест. Стали стекаться на поклонение
прп. Викентию в Лаврентьев, как стекались дотоле в Новые Крупцы. Когда же
умирал Лаврентий Ветковский, то завещал своему преемнику Феофилакту возвратить
останки прп. Викентия в Новые Крупцы. Это было исполнено, и действительно
жестяная рака с ними сохранялась в Крупцах, в восстановленной пещере
преподобного до 1838 года.
Однако государство в отношении мощей преподобного Викентия
не поставило точку. Гонения возобновились в николаевскую эпоху. В период с 1838
по 1850 гг. указом императора Николая I в целях «борьбы с расколом» на юго-восток Беларуси были направлены военные экспедиции. Царь считал себя защитником
«истинного православия» и делал все, чтобы искоренить старообрядчество.
Разорение, учиненное царской администрацией, коснулось и Нового Крупца. Пещера
преподобного была опечатана, святые мощи вывезены в Могилев, а инок-хранитель,
живший в пещере, был заключен в острог. В настоящее время местонахождение мощей
преподобного Викентия неизвестно.

Комментарии
Отправить комментарий