Шамординская обитель до революции и в годы советской власти
Дочери Оптиной
«Да уж очень, батюшка, у вас в Шамордине трудно, и голодно, и тесно, и ничего там нет – плетни одни», – жаловалась старцу Амвросию одна из послушниц. «Погоди, придет время – в Шамордине всего будет в изобилии, и многие захотели бы быть там, да не всем дано будет», – отвечал батюшка.
Недалеко от Москвы в Калужской области, близ Козельска располагается Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. С прошлого века монастырь любим, почитаем паломниками и более известен по названию близлежащей деревни Шамордино. История обители неразрывно связана с Оптиной Пустынью, местом молитвенного подвига великих старцев. С благословения преподобного Амвросия Оптинского в 1884 году и была основана обитель.
Преподобный Амвросий Оптинский
Вера, Любовь и монахиня Амвросия
Имение близ деревни Шамордино первоначально принадлежало помещикам Калыгиным. Однажды хозяину было видение – над его домом в облаках парил красивейший храм. Видя в этом Божие знамение, Калыгин согласился на предложение батюшки Амвросия продать имение одному московскому господину, желавшему с семьей переехать поближе к Оптиной пустыни. Когда стало известно, что москвич по изменившимся семейным обстоятельствам не сможет проживать в имении, батюшка благословил приобрести имение монахине Амвросии (в миру Александре Николаевне Ключаревой). Она происходила из дворян Тульской губернии и была духовной дочерью преподобного Амвросия. С внучками Верой и Любой, потерявшими в младенчестве мать, Александра Николаевна жила в отдельном, выстроенном ею корпусе при Оптиной Пустыни.
Девочки подрастали, именно для них старец и благословил купить землю. Во время строительства матушка Амвросия все делала по его совету, хотя многое было ей непонятно и против воли. Когда дом был готов, в него переехали девочки, а бабушка осталась в Оптиной.
В имении устройство жизни было близко к монашескому. В доме с девочками жили бывшие крепостные, преданные матушке Амвросии. Туда же она отправляла всех вдов и сирот. «Что хромы, что слепы – все к ней», – говорили в окрестностях Оптиной. Вера и Люба на праздники приезжали погостить к бабушке и повидать старца, своего крестного отца. Но в 1881 году матушка Ам-вросия скончалась. По завещанию Шамордино отходило внучкам, а в случае их смерти матушка завещала устроить здесь женскую общину с богадельней. Через два года после кончины бабушки от дифтерита умерли Вера и Люба. Как и завещала матушка Амвросия, в Шамордине была организована женская община, ее первыми насельницами стали жившие еще при Амвросии вдовы и сироты, которых так и прозвали «Ключаревскими». Тогда и стал понятен замысел старца: план барского дома соответствовал требованиям для устройства при нем храма.
Матушка София
Помощницей в устроении обители преподобный Амвросий избрал духовную дочь Софию Михайловну Болотову, происходившую из древнего и благочестивого рода дворян Болотовых Тульской губернии. Она воспитывалась в глубоко верующей семье, в которой четверо из пятерых детей приняли монашеский постриг. Еще в миру София Михайловна участвовала во всем, что касалось обустройства общины. Помогала в строительстве, развитии хозяйства, немало жертвовала монастырю. После смерти мужа она, наконец, смогла полностью посвятить себя служению Господу.
Матушка Софья
В 1884 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялось открытие общины, освящение домовой деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и назначение матушки Софии настоятельницей. Новоустроенная община стала называться Казанской в честь особо чтимой иконы, а по близости деревни Шамордино – Шамординской.
Число сестер росло. Отец Амвросий и матушка София задумали возвести большой каменный собор, который решено было построить на месте первого деревянного храма. Был изготовлен проект и размечен фундамент. Построили кирпичный завод, на котором заготовили 500 тысяч кирпичей, 70 кубических сажен бутового камня и других материалов для будущего храма. С благословения старца Амвросия стараниями матушки Софии были устроены две деревянные часовни – во имя святителя Амвросия Медиоланского и преподобного Тихона Калужского. Построены хозяйственные здания, сестринские келии, устроены скиты, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской, в создании которой большое участие принимал родной брат матушки Софии, художник, отец Даниил.
Не жалея собственных сил, матушка София поднимала Шамордино. Но хрупкое здоровье было подорвано, и в возрасте 43 лет она скончалась. Старец Амвросий тяжело переживал кончину духовной дочери. Каждый раз, посещая Шамордино, он молился на ее могилке. «Мать все видит, что тут делается», – как-то сказал старец перед ее большим портретом в схиме.
Настоятельство вслепую
Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830–1904), Екатерина (Самбикина, 1842–1911) и Валентина (Розанцева, 1864–1919) – также духовные чада старца Амвросия и его учеников, преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова).
Cхиигумения Евфросиния (Розова) прослужила 35 лет в Белевском женском монастыре. Служение в Шамордине стало нелегким испытанием для монахини. Матушка Евфросиния потеряла зрение и просила у отца Амвросия разрешение передать настоятельство кому-нибудь другому, но, не получив благословения, продолжала нести свой крест более 10 лет.
Осенью 1891 года всех сестер постигло горе – отошел ко Господу старец Амвросий. После его кончины духовником обители стал отец Иосиф. Большую помощь обители в это время оказывал московский чаеторговец Сергей Васильевич Перлов. При его помощи были улучшены старые и устроены новые мастерские: иконописная, чеканная, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская. Он специально приглашал преподавателей для обучения сестер церковному пению. Благодаря Перлову были построены каменная больница на 60 коек и новая трапезная, вмещающая до 500 человек. Помогала и жена Перлова, Анна Яковлевна. Она пожертвовала пять тысяч рублей монастырскому детскому приюту. На ее средства построили каменную богадельню на 60 мест с домовой церковью в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Благодаря помощи московского чаеторговца Сергея Перлова были улучшены старые и устроены новые мастерские: иконописная, чеканная, золотошвейная, переплетная, ковровая, швейная, также типография и фотомастерская.
После кончины матушки Евфросинии в 1904 году настоятельницей назначается монахиня Екатерина (Самбикина), поступившая в Шамординскую общину еще при матушке Софии. При ней монастырь продолжает расти, в нем уже более 700 сестер. В начале ХХ века обитель становится крупным духовным центром.В 1901 году Шамординская община получила статус монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью. На следующий год состоялось освящение нового, каменного, Казанского собора, построенного по проекту архитектора С.В. Шервуда. Величественный пятнадцатиглавый храм в русском стиле удалось возвести и украсить благодаря пожертвованиям семьи Перловых.
Возрождение Шамордина началось в 1990 году – уже в мае был освящен храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Трудовая коммуна
В годы гонений Шамордино постигла участь многих православных монастырей. Тяготы лихолетья легли на плечи настоятельницы Валентины (Розанцевой). После выхода декрета советского правительства от 3 января 1918 года об изъятии церковных и монастырских имуществ матушка Валентина обратилась к Преосвященнейшему Феофану (Тулякову), епископу Калужскому и Боровскому, с прошением разрешить переименовать обитель в трудовую коммуну. Это был единственный путь сохранить обитель, подсказанный сестрам местными властями, благожелательно настроенными к монастырю. Епископ дал согласие. Эта уловка продлила жизнь монастыря, но в 1923 году его все же закрыли. Сестрам пришлось расселиться в Козельске и окрестных деревнях. Тяжелые испытания выпали на их долю, многие приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.
Комментарии
Отправить комментарий