Русские без России. Митрополит Антоний (Храповицкий)
РУССКИЕ БЕЗ РОССИИ. МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
Шел 1917 год. К власти пришло Временное правительство. Начинался развал государства, отразившийся и на церковной среде. Обер-прокурором Святейшего Синода стал В.Н. Львов. Указы следовали один за другим. Так, 5 июля Синод принимает постановление об открытии Поместного Собора в Москве. День начала его работы совпадал с праздником Успения Божией Матери. Через месяц Временное правительство упразднило должность обер-прокурора и учредило Министерство исповеданий. Министром был назначен бывший доцент Петроградской духовной академии – А.В. Карташев. Наступали последние дни синодального периода в истории Русской Православной Церкви.
Поместный Собор, в составе 564 членов, начал свою работу 15 (28) августа в Успенском соборе Кремля. Председателем был избран митрополит Тихон, возведенный в этот сан за два дня до открытия Собора.
Митрополит Тихон (Белавин), будущий Патриарх
Долго обсуждался вопрос о необходимости восстановления патриаршества. Прения были прекращены только 28 октября (10 ноября). Поместный Собор вынес историческое постановление:
1. «В православной Российской Церкви Высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому , в составе епископов, клириков и мирян.
2. Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется патриархом.
3. Патриарх является первым между равными ему епископами.
4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».
Процедура избрания патриарха состояла из нескольких этапов. После четырех туров голосования Собор избрал кандидатами-претендентами на первосвятительский престол архиепископа Харьковского Антония (возглавлял на Поместном Соборе рабочий отдел единоверия и старообрядчества), архиепископа Новгородского Арсения (отдел положения Церкви в государстве) и митрополита Московского Тихона. О каждом из этих лиц сложилось у современников следующее мнение: «первый - самый умный, второй - самый строгий и третий - самый добрый из иерархов Русской Церкви».
5 (18) ноября в храме Христа Спасителя по окончании Божественной литургии митрополит Киевский Владимир вынес ковчежец, содержащий жребии на амвон, благословил им присутствующих и снял печати. Старец иеросхимонах Зосимовой пустыни преподобный Алексий, помолившись, вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель громко прочитал: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!».
Жребий с именем митрополита Тихона
Поместный Собор большинство голосов отдал архиепископу Антонию, обозначив его как лидера Русской Православной Церкви. Согласно Божией воле обстоятельства сложились иначе. Значит, другое было предназначение этого человека на Земле. Вчитываясь в источники, отражающие жизнеописание митрополита Антония, возведенного в этот сан 29 ноября 1917 года, не перестаешь удивляться некоторым фактам его бытия.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ АРХИЕРЕЯ. В Книжной лавке Троицкой лавры, приобрела я книгу митрополита Антония «Молитва русской души», которая произвела на меня большое впечатление глубиной изложения затронутых вопросов и, одновременно, доступностью их для понимания.
По ее прочтении появилось необоримое желание - больше узнать о жизни и деяниях этого иерарха. В результате размышлений сложилось мнение, что сущность личности архиерея Антония, в виде художественного портрета, лучше всего познается через замечательную книгу Сергея Николаевича Дурылина – «Нестеров в жизни и творчестве». В частности, автор писал: « Нестеров знал его неординарную биографию. Антоний был потомок знаменитого статс-секретаря Екатерины II, но презирал и своего прадеда за раболепство перед Екатериной II и Екатерину II за ее «вольтерьянство»; он был тот юноша, который упал в обморок у ног Достоевского в то время, когда великий писатель произносил свою Пушкинскую речь, потрясшую сердца; он был тот молодой архимандрит, а потом архиерей, сотрудник «Вопросов философии и психологии», который в курсе «Пастырского богословия» цитировал Достоевского наряду со «святыми отцами» и за религиозное своедумство был изгнан из Московской духовной академии в Казань, а оттуда в захолустную Уфу, где его и увидал впервые Нестеров в соборе за службой. А затем Антоний из опального архиерея, усланного Победоносцевым на смирение в уфимскую глушь, превратился во влиятельнейшего члена Святейшего синода, заступившего по своему значению место Победоносцева».
Недаром двумя самыми почитаемыми патриархами были для него непокорные Филипп и Никон. Пришлось и митрополиту Антонию испытать неоднократные взлеты и падения.
В 1917 году М. В.Нестеров создал замечательный портрет архиерея Антония. Назвал он свою обобщающую работу просто – «Архиерей», поскольку предстал перед зрителями собирательный образ русского владыки тех «окаянных дней». А теперь несколько слов об этом полотне в восприятии и понимании того же С.Н. Дурылина: «Нестеров написал Антония в церкви Петровского монастыря. На амвоне перед закрытыми «царскими вратами» архиерей говорит «поучение». Сзади него — великолепная золоченая, пышная резьба иконостаса и иконы в ризах, тускнеющих густою позолотою. Архиерей изображен по пояс. Он в лиловой шелковой мантии. На голове его — черный монашеский клобук с бриллиантовым крестом, на груди — золотые панагия и крест, усыпанные драгоценными камнями. Обеими руками Антоний опирается на архиерейский золотой жезл. Он проповедует как власть имеющий, как князь церкви, он пользуется своим умным искусством быть смиренным в слове, и, умиляясь сам своим искусством, он умиляет свою «паству». Вот отчего так благолепно лицо архиерея, так благообразна его «брада», так властно-неподвижны его руки, опирающиеся на «жезл правления».
Поразили меня живая мысль, образное слово С.Н.Дурылина. Пожалуй, ближе всего эта книга по смысловой наполненности примыкает к мемуарам.
Митрополит Антоний из всех русских художников отдавал предпочтение Васнецову и Нестерову. О последнем он писал: «Нестеров – чисто русский, с самым скромным мнением о себе, философ и художник. В захолустной, родной ему Уфе я всматривался в его иконы, которые сияли, как светлая радуга, в скромной церкви учительской школы села Благовещенского, в двадцати пяти верстах от города. В последнее время он пришел к убеждению, что он не призванный иконописец, ибо на этой специальности художник должен не столько творить, сколько вспоминать и переносить на полотно опыты и переживание не свое, а общецерковное. Его более притягивает та область религиозного искусства, где он может творить и воспроизводить преимущественно новые переживания людей, конечно, в области религиозной. Его картина «Святая Русь» облетела в копиях и гравюрах весь мир <… > Художнику более всего удаются типы русских благостных старцев-отшельников и смиренных богомолок, примирившихся с жизнью и со своими страданиями и лишениями». Очерк этот он написал в защиту художников, когда получил весть о том, что они чуть ли не умирают с голода. Заканчивается он просьбой организовать сборы пожертвований в пользу нуждающихся художников. Велико было его чувство сострадания, желание помочь страждущим. Особенно талантливым ибо их знала просвещенная Европа.
По мнению Е.Никольского «Владыка Антоний был чужд ригористического взгляда на литературу как явление ненужное и порою вредное для христианина. О. Киприан Керн называет его «в лучшем смысле этого слова светским человеком». И в то же время замечает, что «Антоний – сама церковность» и «исключительный носитель нравственного авторитета».
Из всех русских писателей владыка занимался преимущественно Ф. М. Достоевским и А. С. Пушкиным.
Широко известен факт увлечения владыки в отроческие годы творчеством Ф. М. Достоевского. Философские идеи Достоевского оказали основополагающее влияние на формирование мировоззрения святителя и на круг его богословских и научных интересов. В наследии он видел выход из мертвящей схоластики церковных школ, исход от переоценки возможностей рационализма и позитивизма к обетованным вершинам духа. С его «легкой руки» Достоевский был объявлен непризнанным «пророком» в собственном отечестве. Как отмечает о. Киприан Керн, «главное для него был Достоевский. Помню такое замечание: “Прежде всего, Библия, потом церковный устав, а на третьем месте – Достоевский”».
Основной работой, посвященной анализу творчества писателя, стал «Словарь к творениям Достоевского», который был написан владыкой в 1918 во время ареста и нахождения в униатском монастыре в Польше. Вторым названием (подзаголовком) этой работы стало изречение одного из отцов церкви «Не должно отчаиваться».
Свою книгу владыка задумал как апологетический трактат, во-первых, для интеллигентов, потерявших христианское мировоззрение и не имеющих выхода из историко- и миросозерцательного тупика. Во-вторых, по мысли святителя, книга должна пробудить интерес к чтению Достоевского, творения которого «должны составлять нравственно-патриотический катехизис русского человека».
В-третьих, пожалуй, важнейшим назначением работ было стремление святителя пробудить надежду на возрождение России и будущий расцвет в ней духовности и культуры на новых основаниях. Адресатами своей работы архипастырь считал «искренних патриотов, монархистов, даже черносотенцев, исключая очень немногих самостоятельных мыслителей различных партий и внепартийных».
Вслед за писателем архипастырь зовет своих читателей обратиться ко Христу, единственному пути к личному и общественному благосостоянию, т. к. важнейшей основой русского народа, по Достоевскому, является Православие. Общечеловеческое развитие русского народа возможно только на «твердом камени» неискаженной веры Христовой и на основе подлинного развития народности (т. е. народной культуры и литературы).
Святитель рассматривает революцию как явление метафизическое по своей сути и инородное по генезису. Владыка утверждал: «…характер революции русской – не экономический, а противохристианский, мистический, даже демонический: ведь ее разрабатывали у нас вовсе не пролетарии, а обеспеченные интеллигенты, иногда даже прямо богачи»; «Отвергнув Христа, люди захотят ввести справедливость, а кончат тем, что зальют мир кровью»; «Разрушат храмы, а потом испугаются»; «Социализм – не экономическая теория, а атеистическая Вавилонская башня».
«Словарь к творениям Достоевского» стал своего рода литературным эссе, содержащим в себе опыт православной социальной философии, в то же время это и проповедь о Божием Промысле, Божием милосердии и призыв к покаянию.
К творческому наследию Пушкина владыка в печати обращался 2 раза. Первый раз это было «Слово перед панихидой о Пушкине, сказанное в Казанском университете в мае 1899», произнесенное владыкой Антонием в бытность его епископом, было опубликовано в 1899 в июньской книжке издававшегося в Казани журнала «Православный Собеседник». Впоследствии этот материал владыка включил в полное собрание своих сочинений. В 1929 в эмиграции в Сербии митр. Антоний переработал этот материал в статью «Пушкин как нравственная личность и православный христианин», которая была напечатана в июньском номере монархического журнала «Царский вестник». Затем вышла отдельной книжкой в Белграде, позже была напечатана в многотомном «Жизнеописании блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого» (т. 11. Нью-Йорк, 1962), составленном архиеп. Никоном (Рклицким).
Святитель на протяжении всего своего творческого пути интересовался и активно занимался вопросами нравственности. Известны его труды по нравственной интерпретации основных догматов христианства и этическому осмыслению книги прор. Михея.
Осмысляя значение Пушкина для русского общества, архипастырь писал: «…влияние Пушкина не есть прямое воздействие высоконравственной личности, но воздействие его литературного гения. Не по своей воле, не вследствие нравственных усилий получил он исключительную способность совершенно перевоплощаться в настроение каждого человека и открывать в нем правду жизни читателю и самому себе, все это было свойством его природы, даром Божиим. Пушкин был великим поэтом, но великим человеком мы его назвали бы лишь в том случае, если бы он эту способность глубокого сострадания к людям и эту мысль о царственном значении совести в душе нашей сумел бы воплотить не только в своей поэзии, но и во всех поступках своей жизни».
Личный и творческий путь Пушкина святитель рассматривает как борьбу с двумя демонами, демонами гордыни и сладострастия. Митрополит отмечает, что не только сам поэт, но и его герои (Алеко, Онегин, Борис Годунов, Самозванец, а также лирический герой его стихотворений) ведут эту борьбу с переменным успехом. Сам поэт, хотя и имел в своей душе огоньки веры, подлинный смысл бытия обрел только на смертном одре, когда обратился с покаянной молитвою к Богу и словами благодарности к царю.
Митр. Антоний стремился отразить в своих работах те аспекты творческого наследия Пушкина, которые не были детально разработаны в отечественном литературоведении. В частности, в своей статье он много говорит о патриотизме поэта, о его стремлении не просто приблизиться к народу, но и создать Россию на основах народной культуры. Во многом он рассматривает Пушкина как предтечу Достоевского.
Митр. Антоний пишет о монархизме поэта, считая эту грань его личности проявлением его высокой нравственной и гражданской позиции: «Пушкин ценил не только личность Николая Первого, но и самый принцип монархии, даже когда протестовал против наших строгих законов и, в частности, крепостного права:
Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя.
Менее известны труды А. Храповицкого о творчестве Л. Н. Толстого. Владыка ценил его художественный талант. Но не прощал ему поздней публицистики и философии. В Казани в 1896 он выпустил брошюру «Нравственное учение в сочинении графа Толстого “Царство Божие среди нас”», в которой подверг резкой критике учение писателя о непротивлении злу насилием. Резкую критику владыки встретили также сочинения Вл. Соловьева, которого он порицал за экзальтацию и излишний мистицизм и видел во всем этом проявление страстной натуры Соловьева, как человека.
Святитель прославился также своими трудами на ниве духовного просвещения. В течение многих лет жизни он занимал пост ректора духовных академий, сочетая эту работу с преподаванием в них.
Широкую известность приобрел его «Опыт христианского катехизиса» (1924). Катехизис был посвящен давнему и близкому другу святителя, «блаженнейшему Григорию IV, патриарху Антиохийскому и всего Востока», который дал деньги на публикацию. В отличие от прошлых катехизисов, митр. Антоний стремился изложить глубокие истины веры простым стилем, чтобы книга была доступна широкому кругу читателей. Эту книгу он написал для духовных школ и частного чтения христиан. Смысл жизни христианина, учит митр. Антоний, заключается во внутреннем делании, устремлении к Богу, стяжанию не столько благих дел, сколько постоянного расположения в добре, в Боге. Большое внимание уделяется молитве как центру духовной жизни».
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ. Наиболее полные сведения о жизни и деяниях Митрополита Антония представлены в десятитомном сочинении Архиепископа Никона (в миру Николая Павловича Рклицкого, 1892 - 1976) под названием “Жизнеописание Блаженнейшаго Антония, Митрополита Киевскаго и Галицкаго”. Издавался этот труд уже в Нью-Йорке на протяжении 1956 - 1969 годов. Автор, с 1921 года жил в Сербии, где окончил юридический факультет Белградского университета, а затем стал редактором газеты "Царский Вестник" (1928 - 1941). Важно, что относительно долгий промежуток времени имело место знакомство личное.
Основные богословские и церковно-общественные сочинения Митрополита Антония были изданы в России в 1911 году в трех больших томах. Многочисленные статьи, брошюры и книги Митрополита Антония стали появляться затем в различных изданиях в эмиграции.
АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ ХРАПОВИЦКИЙ (мирское имя владыки) появился на свет в 1863 году в родовом имении Ватагино, что располагалось в Крестецком уезде Новгородской области. Отцом его был Павел Павлович Храповицкий — новгородский помещик, принадлежащий к роду московских дворян, упоминаемых в документах с 1676 года; общественный деятель, бывший генерал и герой войны 1877-1878 годов. Мать, Наталья Петровна Веригина - дочь малороссийского помещика из Харьковской губернии. В семье было четыре сына. Алексей - третий по счету. Думается, всегда важно знать истоки - в какой семье родился и воспитывался человек. Детство не только отбрасывает отблески на последующую жизнь, но подчас и определяет ее. Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, после блестящего окончания петербургской гимназии поступил он в Санкт-Петербургскую духовную академию. Вопреки воле отца, игнорируя условности своего сословия. Из знатных дворян – в духовный чин. Многие ли были способны на такое? В конце обучения (четвертый курс) в Академии Алексей принял монашество с наречением имени Антония в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. По завершении в том же году академического курса удостоен ученой степени кандидата богословия. Затем, 12 июня 1885 года рукоположен во иеродиакона, а 29 сентября - во иеромонаха. Шел ему всего двадцать третий год. Однако выбор был вполне осознанный. Как одаренный ученик Антоний был оставлен в Академии в качестве профессорского стипендиата.
1886 год: назначен преподавателем Гомилетики, Литургии и Каноники в Холмскую духовную семинарию.
1887 год: избран исполняющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета.
1888 год: получил степень магистра богословия после защиты диссертации на тему: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности". ***Вдумайтесь, насколько интересна, но и сложна тема его научной работы. В том же году утвержден в звании доцента Академии***
1889 год: назначен исполняющим должность инспектора Петербургской духовной академии.
1890 год: получил назначение на должность ректора Петербургской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита, а через несколько месяцев перемещен на должность ректора в Московскую духовную академию. Будучи ректором мог он занять любую из академических кафедр. Выбрал же пастырское богословие, поскольку считал первоочередной задачей духовной школы подготовку просвещенных пастырей.
***Не перестаю удивляться – в двадцать семь лет ректор академии! Стремительный подъем по ступеням церковной иерархии***
1895 год: назначен ректором Казанской духовной академии. Этот перевод произошел по причине разногласий с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским) в вопросе о возрасте пострижения в монахи (после 30 лет).
***Чувствуется, что архимандрит Антоний обладал собственной точкой зрения по многим религиозным вопросам***
1897 год: хиротонисан во епископа Чебоксарсого, викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев), как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский), епископ Самарский Гурий (Буртасовский), епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский).
Епископ Чебоксарский Антоний (А. П. Храповицкий). Фото из журнала «Деятель» за декабрь 1898 года
1899 год: с открытием в Казани второго викариатства, епископ Антоний назначается епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора.
1900 год: в Казани вышло его первое собрание трудов в 3 томах, включавшее в себя догматические и философско-критические статьи, а также проповеди. В этом же году переведен на самостоятельную Уфимскую и Мензелинскую кафедру. В послании, напечатанном в «Уфимских Епархиальных ведомостях», открыто проявил себя сторонником Патриаршего возглавления Церкви, что вызвало возмущение обер-прокурора К. П. Победоносцева.
1902 год: назначен епископом, Волынским и Житомирским священноархимандритом Почаевской Успенской Лавры, где прослужил до 1914 года.
1905 год: составил проект доклада императору о созыве Поместного Собора и избрании Патриарха. После обсуждения на Синоде доклад был подан императору, который в связи с революционными событиями признал эти вопросы несвоевременными.
1906 год: году возведен в сан архиепископа.
1908 год: управляя Волынской епархией; первый из русских иерархов откликнулся на суждения по вопросу о восстановлении патриаршества в России, издав брошюру соответствующего содержания, как приложение к журналу "Русский Инок".
1911 год: награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
***В настоящее время его носят все архиепископы и митрополиты. До революции это была отдельная награда жалуемая императором, и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа***.
1912 год: назначен членом Святейшего Синода с оставлением его на занимаемой кафедре.
1914 год: назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.
1917 год: уволен на покой согласно прошению из-за негативного отношения к нему новых властей и части клириков епархии, с назначением местожительства в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре Финляндской епархии. Во время пребывания на Валааме написал сочинение «Догмат искупления», вызвавшее впоследствии споры среди православных богословов. Затем вновь назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским. На Всероссийском Поместном Соборе был одним из кандидатов в патриархи. Возведен в сан митрополита Харьковского спустя несколько дней после избрания патриархом Тихона, его бывшего ученика по СПб Духовной Академии. Сколько событий за один год.
***Разница в их возрасте была незначительной: митрополит Антоний окончил это духовное учебное заведение в 1885 году, а патриарх Тихон - в 1888. Благодарность? ***
1918 год: состоял председателем Киевского епархиального собрания, где был избран митрополитом Киевским и Галицким. Титул Митрополита Киевского и Галицкого сохранил и во все время пребывания за рубежом. В декабре по распоряжению пришедшего к власти на Украине правительства С. В. Петлюры был арестован в Киево-Печерской лавре вместе с архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским). Причиной ареста архиереи считали свое противодействие планам «самостийников» объявить автокефалию Украинской Церкви. Содержали узников в базилианском униатском монастырере в г. Бучаче.
1919 год: весной, после захвата Бучача польскими войсками, арестованных перевели в католический монастырь в местечке Беляны под Краковом. Летом 1919 года вместе с архиепископом Евлогием был освобожден при посредничестве французской военной миссии. Некоторое время находился во Львове, где пользовался гостеприимством униатского митрополита Галицкого Андрея. В сентябре 1919 года переехал на Кубань, затем в Ростов и в Киев, которые в это время находились под контролем генерала А. И. Деникина. После взятия Киева большевиками, с ноября 1919 года проживал в Екатеринодаре. Избран председателем Временного высшего церковного управления юго-востока России (ВВЦУ). В марте 1920 года, после поражения войск Деникина, из Новороссийска на греческом корабле был доставлен в Грецию, где находился под покровительством митрополита Афинского Мелетия (Метаксакиса).
1920 год: вернулся в Крым, находившийся под контролем генерала П. Н. Врангеля, и вновь возглавил деятельность ВВЦУ в Симферополе. После поражения войск Врангеля в ноябре 1920 года окончательно покинул Россию.
Исход. Посадка врангелевских войск на пароходы в Крыму. Ноябрь 1920 года
1921 год: эмигранты-архиереи и иные священнослужители, воспользовавшись приглашением патриарха Сербского Димитрия, поселились в Сербии. В ноябре-декабре под председательством митрополита Антония в городе Сремски-Карловци состоялось "Общее собрание представителей Русской Заграничной Церкви". Председателем его стал митрополит Киевский и Галицкий Антоний. Собор подтвердил в своих решениях направленность к восстановлению в России монархии и царствующего Дома Романовых, всемерному содействию Белому движению для борьбы с большевистской властью. В это же время было образовано Высшее Церковное Управление Заграницей во главе с владыкой Антонием. Стал он основателем и первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.
1927 год: вскоре после публикации Декларации митрополита Сергия и в ответ на требование заместителя местоблюстителя патриаршего престола дать подписку о лояльности советскому правительству, руководство Русской Православной Церкви Заграницей прекращает сношения с московским священноначалием.
Совсем не случайно в название статьи вынесены слова – «Русские без России». Шестнадцать последних, самых горьких лет жизни пришлось провести митрополиту Антонию на чужбине. И, пожалуй, главное – нашел он свой последний приют не на родной земле, а далеко за ее пределами – в Белграде. Похоронен он на русском участке Нового кладбища в склепе Иверской часовни. Только в последнее время появился поток людей испытывающих желание поклониться праху одного из создателей Зарубежной Церкви.
Сочинения Антония Храповицкого собраны и изданы в 7 томах в Нью-Йорке (1963–1969 годы).
Комментарии
Отправить комментарий