Св. Іаковъ, епископъ Низибійскій. (Всякая ложь противна Богу)


Мѣсяцъ январь. 
Тринадцатый день

Св. Іаковъ, епископъ Низибійскій

(Всякая ложь противна Богу)

I. Однажды св. Іаковъ низибійскій, память коего совершается нынѣ, пошелъ въ какое-то село. Трое нищихъ, увидѣвъ его идущаго, придумали обмануть его, надѣясь чрезъ эту ложь и хитрость побольше чего-нибудь выпросить у святого. Одинъ изъ нихъ притворился мертвымъ. Когда св. Іаковъ подошелъ къ нимъ, они, указывая ему на своего будто бы умершаго товарища, просили у него подаянія для его погребенія. Іаковъ подалъ имъ сколько могъ, помолился Богу о душѣ умершаго и пошелъ своей дорогой. Видя, что старецъ ушелъ уже далеко, нищіе велѣли встать своему товарищу, но тотъ не вставалъ; посмотрѣли хорошенько, а онъ и въ самомъ дѣлѣ былъ мертвый. Испугались бѣдные, что ихъ выдумка такъ плохо кончилась, и стали бѣжать за св. Іаковомъ. Догнавши его, открыли ему сущую правду, прося прощенія. Св. старецъ былъ милостивъ: воротился къ мертвому, своею молитвою воскресилъ его и посовѣтовалъ имъ впередь такъ не шутить. (Ч. М. янв. 13 дня).

II. Изъ этого разсказа можно вывести тотъ урокъ, что ложь весьма противна Богу, потому Онъ и наказываетъ такъ тѣхъ, кто прибѣгаетъ къ ней. Богъ любитъ правду, и христіанинъ долженъ любить правду и ненавидѣть ложь.

а) Ложь бываетъ на словахъ и на дѣлѣ. Нерѣдко можно встрѣтить людей, которые любятъ мѣшать правду съ выдумками, быль съ небылицей. Такихъ людей считаютъ хвастунами; черезъ это они теряютъ довѣріе и уваженіе людей умныхъ и степенныхъ; а этимъ нужно дорожить; другіе по легкомыслію и тщеславію дозволяютъ себѣ шутить и смѣяться надъ ближними, возводя на нихъ разныя небылицы, нерѣдко весьма оскорбительныя для чести и добраго имени ихъ. Отъ этого бываетъ то, что разрывается дружба и возникаетъ вражда между людьми, не рѣдко навлекаются великія несчастія на враждующихъ, между коими самое главное — лишеніе благодати Божіей, которая не живетъ въ сердцахъ людей злыхъ и клеветниковъ.

Бываетъ ложь и на дѣлѣ. Эта ложь чаще всего встрѣчается при покупкѣ, продажѣ, мѣнѣ и другихъ разныхъ сдѣлкахъ, какія бываютъ между людьми. Но помните, что каждая копейка, которая добывается такимъ неправеднымъ и безчестнымъ путемъ, не прочна и никогда въ пользу не пойдетъ.

А главное, чего нужно бояться такимъ дюдямъ — это гнѣва Божія, который нерѣдко постигаетъ людей, живущихъ ложью, и въ этой жизни и въ будущей.

б) Вотъ нѣсколько библейскихъ примѣровъ наказанія за ложь;

Авессаломъ, обманомъ искавшій царства, повисъ между небомъ и землею. (2 царст. 18, 8).

Ахитофелъ, подававшій Авессалому коварные совѣты противъ Давида, окончилъ жизнь самоубійствомъ (17, 23).

Ананія и жена его Сапфира утаили часть своего же имѣнія и одинъ за другимъ пали мертвыми у ногъ апостола Петра, котораго хотѣли обмануть.

Богъ ненавидитъ ложь: мерзость предъ Господомъ — уста лживыя, а говорящіе истину благоугодны Ему (Притч. XII. 22).

Да будетъ всегда въ нашей памяти и страшное наказаніе за ложь. И не войдетъ въ него (т. е. въ небо) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только тѣ, которые написаны у Агнца въ книгѣ жизни (Апокал. XXI. 27). Боязливыхъ же и невѣрныхъ, и скверныхъ и убійцъ, и любодѣевъ и чародѣевъ, и идолослужителей, и всѣхъ лжецовъ участь въ озерѣ, горящемъ огнемъ и сѣрою (Апокал. XXI. 8).

в) Св. подвижники, любившіе всегда правду, даютъ намъ нѣкоторыя наставленія избѣгать лжи во всѣхъ случаяхъ нашей жизни. «Ложь чужда Богу, пишетъ св. авва Дороѳей. Въ писаніи отцемъ лжи называется діаволъ, а истина есть Богъ; ибо Онъ Самъ говоритъ: Азъ есмь путь, истина и животъ. Видите, отъ Кого мы отлучаемъ себя и съ кѣмъ соединяемся ложью» (Аввы Дороѳ. «Поуч. и посл.» 1856 г. стр. 110).

«Младенецъ лжи не знаетъ, не знаетъ ея и душа незлобивая», пишетъ св. Іоаннъ Лѣствичникъ (Іоан. Лѣств. пер. съ греч. изд. 2-е. 1854 г. сл.12. ст.13). «Никто изъ благоразумныхъ не сочтетъ ложь за малый грѣхъ, пишетъ онъ же: ибо Духъ Святый страшнѣйшее паче всѣхъ пороковъ произнесъ на нее опредѣленіе. Если погубитъ Господь вся глаголющія лжу (Псал. Ѵ. 7), какъ говоритъ св. царь Давидъ, то чего уже могутъ надѣяться тѣ, кои ко лжи присоединяютъ клятву?» («Лѣствица» слово 12. ст. 3).

III. Да будетъ же слово наше всегда истиннымъ, чуждымъ лжи и неправды, лукавства и лицемѣрія. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Комментарии