Протоиерей Иоанн Восторгов: Монастыри и служение народу
О МОНАШЕСТВЕ.
Поучение протоиерея о. Иоанна Восторгова
Монастыри и служение народу
(Речь инокам Уссурийского Свято-Троицкого Николаевского монастыря, в неделю 8-ю по пятидесятнице).
Благочестивая душа одного нашего русского поэта, при виде дождя, падающего с неба, при виде нив и полей, готовых к жатве, при представлении будущего богатого урожая хлеба, - излилась однажды в трогательной молитве к Богу; поэт-мыслитель представляет себе при виде всего этого духовный голод нашего народа и просит Господа: "О, Боже, Ты для родины моей даешь тепло и дождь-дары благие неба; но, хлебом золотя простор ее полей, ей также, Господи, духовного дай хлеба".
Сегодня, под влиянием прослушанного евангельского сказания о насыщении Спасителем великого множества народа пятью хлебами, под влиянием пребывания в вашем монастыре, с его широкими просветительными задачами в настоящем и, особенно, в будущем, - невольно в слове проповеди церковной представилась мне мысль о необходимости духовного просвещения нашего родного, бесконечно дорогого сердцу, православно-русского народа.
Ведь и Господь Иисус, как известно из Евангелия, обратил потом чудо телесного насыщения народа в повод для беседы о хлебе вечном и живом, о духовном насыщении, после которого уже не взалчет человек снова.
И вам самим, возлюбленные братия этой обители, - вам разве не близок сердцу тот же предмет беседы? Откуда вы пришли сюда? Из какого класса народа происходите?
Из дальних стран нашего отечества, со всех его краев, из всех губерний и областей, - вы здесь как бы представители всей России, но какой России? России чернорабочей, крестьянской, того простого, трудолюбивого русского народа, который так жаждет духовного просвещения. Вот, вы нашли себе приют и покой под сению обители священной; у вас строй и порядок жизни; у вас молитва и богослужение; у вас наставление и руководство; у вас единство в исполнении обетов вашего звания. А там в русских селах и деревнях что?
Одна ли нищета и бедность? Там часто видим пьянство, нечестие; там часто свары и раздоры; там грубое и глубокое невежество, и не всегда от недостатка земли или тяжелых условий труда, а часто от той же великой духовной темноты, от духовного голода зависит и сама нищета жизни нашего народа.
Теперь он идет сюда, в Сибирь и на Дальний Восток, в переселение. Но если там, в оставленной им родине, "в России", как здесь говорят, были обители, храмы, школы, пастырство, были хоть какие-либо источники света, то что же будет с нашим народом, если погаснут эти немногие светильники, если здесь он получит только землю для посева и получения хлеба и не встретит и не найдет ни св. обители, ни своего храма, ни пастыря и никакой заботливости о своем духовном насыщении и просвещении? Говорит нам слово другого поэта, даже и не ревностного христианина.
"Если ты обездолен людьми и судьбой.
Если горе к тебе залетело,
Если тяжкий недуг, присосавшись змеей,
Как огнем иссушил твое тело;
Если нет от тоски тебе сна по ночам,
Если труд твой в руках не спорится,
Приходи в монастырь приложиться к мощам,
Приходи в монастырь помолиться!"
Если тяжкий недуг, присосавшись змеей,
Как огнем иссушил твое тело;
Если нет от тоски тебе сна по ночам,
Если труд твой в руках не спорится,
Приходи в монастырь приложиться к мощам,
Приходи в монастырь помолиться!"
Что если и этого утешения не дать нашему народу? Куда он пойдет в своей тьме и куда, потом он придет?
И я, при всем моем недостоинстве и незначительности моей личности, имею право заговорить здесь с вами о духовном питании нашего народа, имея от власти Церковной и Царской повеление собрать и представить сведения об удовлетворении духовных нужд наших переселенцев в Сибири и на Дальнем Востоке, и об учреждении здесь св. обителей.
Посему и могу в собрании вашем, среди братии монастырской, поведать тугу сердечную, обратиться к вам с просьбою и усердным молением, вместе с тем и возблагодарить св. обитель вашу за то, что она уже сделала и делает для нашего народа.
Один св. подвижник наглядно представил нам связь любви к Богу с любовью нашей к ближнему. Представьте себе круг: это весь мир; в средине, в центре его, точка - это Бог; по окружности точки - люди; возьмите точки от окружности, приближайте их к центру, к Богу - они вместе с тем будут приближаться одна к другой, пока не сольются в центре...
Бы избрали себе путь приближения к Богу, служения Ему: знайте, что этим вместе вы служите и ближним, исполняете долг своей любви к ним; знайте поэтому, что св. обители подвижников суть не убежища себялюбцев, как суесловят и баснословят неразумные хулители монашества, нет, они суть школы и проявления истинной любви к людям, носители духовного спасения для гибнущего мира.
Итак, покажите в служении народу нашему, прежде всего, пример молитвы, молитвы неустанной, бодрой и не унывающей, высокой и одухотворенной, и вы дадите ему через это приближение к Богу, очищение от грехов, отраду сердца, радость души в страданиях, бодрость и веру, осмысленное существование. Здесь в молитве вашей, которая перельется и в души богомольцев, почувствует народ и познает, что он - дитя Божие, призванное любовью Божественною к жизни святой и чистой, долженствующее по силе своего призвания христианского отвращаться от всякого вида порока, страсти, нечистоты, пьянства и разгула; здесь утешится он в своих горестях, в нищете и познает, что не пусто между землей и небом, что есть наш Заступник и Утешитель, что не воздремлет, ниже успнет хранитель жизни нашей - Господь.
Покажите народу нашему эту величавую, умилительную, несказанную красоту нашей церковности и богослужения; чтобы затрепетала его душа от дивных молитв и песнопений Церкви; чтобы чувствовала она себя в райском блаженстве, в общении с ангелами во время богослужения; чтобы незаметно пролетали для нее часы продолжительных ваших молений; чтобы, подобно древним послам Владимировым, мог говорить народ, что за вашими службами, бдениями, молениями, славословиями, среди этой красоты церковной, пред иконами, святынями, в общении со всею братией - он не знает, где находится, на земле или на небе. Тогда, вкусив сладкого, он уже не захочет горького. Где же найдет он у себя в убогих селах и деревнях эту красоту церковную? Где найдет это истовое, души народной любезное чтение и пение церковное, эти пения и лики, этих канонархов, эти сходы-катавасий, эту уставность и этот порядок - плод долговременного и усердного монастырского навыка в совершении богослужения? И если мир так ценит всякую красоту, - красоту слова, архитектуры, художества, искусства, даже до всяких театров включительно, ради красоты внешней забывая то внутреннее безобразие гнилой и отравленной пищи духовной, предлагаемой в театрах, если эта красота, как уверяют, воспитывает человека, облагораживает его, поднимает духовно, то как же не дать народу и как можно лишить его безмерно высшей красоты церковной, в коей внутренняя красота и достоинство нетленной и спасительной духовной пищи сочетались с внешнею невыразимою, захватывающею красою?
Дайте народу поучение веры и жизни и, во-первых, в собственном примере, а затем и в учительном слове. Пусть оно раздается здесь непрестанно, вещая о Боге, о небе, о законе Господнем; пусть оно сеется здесь нескудною, мерою полною: какое-нибудь зерно, и не одно, все-таки западет в душу скорбную, ищущую, пытливую, настороженную, - и плод принесет. Не смущайтесь возможною некоторою неискусностью слова: в деле Божием эта неискусность вовсе не первое дело, и верьте, сказанное в простоте, услышанное здесь в храме душою простою, производит оно часто гораздо более глубокое и действенное впечатление, чем слово, отточенное человеческим искусством, которое нередко является лишь "чесанием ушес"; пустым и бесплодным, забываемым через несколько минут после того, как оно произнесено.
Постарайтесь о том, чтобы народ запечатлел это слово учительное не только в сердце, но чтобы он унес его домой, сообщил его домашним, положил бы его себе на полку в избе, возвращался бы к нему в часы досуга или богомыслия, иначе говоря - дайте ему листок, книжечку, иконку, священное изображение. Капля за каплей, день за днем вливая это питание и питие духа в жизнь народную, вы исполните слово Христово, слышанное нами сегодня в Евангелии и обращенное к Апостолам: дадите им вы ясти!
О, дадите им вы ясти, напитайте душу народа в его голоде и жажде, в его темноте и скорби, в его естественной и неизбежной растерянности здесь на новом месте обитания! Кто сотворит и научит, тот велий наречется в Царствии небесном!..
И, за всем сим, позвольте принести вам благодарное слово, не для гордыни вашей, и не для человеческого обычая приятной лести, не для пустой любезности или тщеславия, - позвольте поблагодарить вашу св. обитель за труд, за Богослужение, за ваш свечной завод, первый и единственный на Дальнем востоке, за величественные крестные ходы, устрояемые для народа, за привлечение множества богомольцев и за сотни тысяч листков и книжечек, иконок и изображений из вашей собственной типографии, которые можно встретить здесь по всему краю в избах крестьян и новоселов, и которые получены от вас, розданы вашею обителью.
Да будет воспомянуто слово Апостола к возлюбленным филиппийцам: "Я уверен, что начавший в вас доброе дело, будет творить его даже до дня Господа нашего Иисуса Христа".
Молим Господа Иисуса, да будет полна ваша духовная житница, да ширится она все более и более и да питает она духовно наш добрый, наш милый, бесконечно дорогой, родной наш, православный русский народ.
Аминь.
Комментарии
Отправить комментарий