К преподобному Георгию Хозевиту


Такси! Такси! – кричат паломникам мальчишки на осликах! А идти где-то 5 км то вверх, то вниз по жаре. Вверх – в монастырь к преподобному Георгию Хозевиту (память 21 января н.ст.)
Фото Юлии Маковейчук
Ущелье Вади-Кельт. Паломники на пути к монастырю св.Георгия Хозевита.
Ущелье Вади-Кельт. Паломники на пути к монастырю св.Георгия Хозевита.
до монастыря никакой транспорт не ходит. паломникам нужна самим преодолеть расстояние в 5 км по узкой горной тропке, вьющейся лентой вдоль гор над ущельем.
До монастыря никакой транспорт не ходит. паломникам нужна самим преодолеть расстояние в 5 км по узкой горной тропке, вьющейся лентой вдоль гор над ущельем.
впрочем, для тех, кому тяжело идти, особенно по жаре, всегда к услугам ослики со своими хозяевами.
Впрочем, для тех, кому тяжело идти, особенно по жаре, всегда к услугам ослики со своими хозяевами.
Арабы предлагают услуги своего транспорта, громко крича: "Такси! Такси!"
Арабы предлагают услуги своего транспорта, громко крича: "Такси! Такси!"
вид на монастырь с половины пути
Вид на монастырь с половины пути
помещения монастыря выдолблены прямо в скалах
Помещения монастыря выдолблены прямо в скалах
узкие лесенки ведут в кельи монахов, часть из них и сейчас обитаема
Узкие лесенки ведут в кельи монахов, часть из них и сейчас обитаема
по пути к монастырю установлены кресты в качестве указателей
По пути к монастырю установлены кресты в качестве указателей
Пещера св.Илии Пророка, где он скрывался три года и шесть месяцев,  а вороны приносили ему еду.
Пещера св.Илии Пророка, где он скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду.
На террасе архондарика устроены столы с чаем и угощениями для паломников
На террасе архондарика устроены столы с чаем и угощениями для паломников
В монастыре очень любят собак, которые здесь добродушны и ласковы
В монастыре очень любят собак, которые здесь добродушны и ласковы
Пересохший ручей Айн Кельт
Пересохший ручей Айн Кельт
Иконостас возведен в 20 в., однако его царские врата относят ко времени византийского императора Алексея II Комнина (12 в.)   ("Спутник паломника по святым местам")
Иконостас возведен в 20 в., однако его царские врата относят ко времени византийского императора Алексея II Комнина (12 в.) ("Спутник паломника по святым местам")
Интерьер главного храма монастыря Георгия Хозевита. в   храме покоятся мощи св. Георгия Хозевита, св. Иоанна Нового (Румына) и др. святых насельников.
Интерьер главного храма монастыря Георгия Хозевита. в храме покоятся мощи св. Георгия Хозевита, св. Иоанна Нового (Румына) и др. святых насельников.
Интерьер главного храма монастыря Георгия Хозевита. в   храме покоятся мощи св. Георгия Хозевита, св. Иоанна Нового (Румына) и др. святых насельников.
Интерьер главного храма монастыря Георгия Хозевита. в храме покоятся мощи св. Георгия Хозевита, св. Иоанна Нового (Румына) и др. святых насельников.
Ворота - начало пути к монастырю от стоянки автобуса.
Ворота - начало пути к монастырю от стоянки автобуса.
IMG_7811_s_s1IMG_7761_s_s1
IMG_7782_s_s1
IMG_7764_s_s1
IMG_7795_s_s1
IMG_7793_s_s1
Пустыня
Пустыня

Преподобный Георгий Хозевит

Преподобный Георгий Хозевит вырос на Кипре, его старший брат принял монашество. Георгий совсем молодым стал иноком и вступил на путь подвижничества. Трудясь во славу Божию и для спасения своей души, он особенно упражнялся в смирении и послушании. Бог прославил Своего угодника и наградил его даром чудотворения. Братия монастыря удивлялась его дару, тогда Георгий, не хотевший привлекать к себе излившее внимание, ушел из монастыря и поселился у старшего брата в Коломановой Лавры у Иерихона близ Иордана.
До монастыря никакой транспорт не ходит. паломникам нужна самим преодолеть расстояние в 5 км по узкой горной тропке, вьющейся лентой вдоль гор над ущельем.
Братья не готовили себе горячей пищи, за исключением тех случаев, когда к ним приходил кто-либо.
Однажды авва Ираклид сказал своему брату:
— Возьми топор, и пойдем рубить дрова!
И когда тот взялся за топор, то старший брат приказал ему срубить бесплодную пальму, которая росла около их кельи. Поклонившись брату, Георгий стал просить:
— Нет отче, не будем рубить ее, может быть она даст нам ваии.
Но тот с угрозою сказал:
— Сруби ее; вот уже несколько лет она не приносит плодов, — зачем же она занимает место?
Тогда Георгий, снова со смирением поклонившись, произнес:
— Я ручаюсь, что скоро она принесет плоды.
После таких слов Ираклид уступил, и с тех пор пальма стала приносить многочисленные и прекрасные плоды.
Ущелье Вади-Кельт. Паломники на пути к монастырю св.Георгия Хозевита.
В то время в Иерихоне жил один землевладелец, любимый святыми братьями-подвижниками. У него скончался малолетний единородный сын. Положив мертвого в корзинку и прикрыв его начатками своих плодов, отец поспешно принес его в Лавру. Войдя в келью к Ираклиду и Георгию, он поставил пред старшим братом корзинку, прося его благословить плоды его земледелия, а сам немедленно вышел. Вынув плоды из корзинки и нашедши в ней мертвого младенца, Ираклид сказал меньшому брату:
— Призови этого человека, ибо он хочет искусить нас грешных.
Но Георгий возразил ему:
— Не печалься и не гневайся, отче, но с верою призовем благоутробного и милостивого Бога, и если Он услышит нас грешных и воскресит младенца, то отец возьмет его от нас живым в награду за свою веру; а если Бог не восхочет сотворить сего, то скажем отцу, что мы, будучи грешниками, не достигли такого дерзновения к Богу, чтобы помочь его беде.
Старец послушался брата, и оба они стали на молитву со слезами и с сокрушением сердечным. И всемилостивый Господь, творящий волю боящихся его, услышал их и воскресил младенца. Тогда, призвав его отца, братья отдали ему младенца живым, повелев ему, чтобы он никому не рассказывал о сем чуде.
Так святые Ираклид и Георгий мирно и богоугодно жили вместе, со всяким смирением и скромностью, и никто не слышал спора и разноречия между ними, не видел и тени презрения их друг к другу, или к кому-нибудь иному.
По прошествии некоторого времени, Ираклид скончался, достигнув семидесятилетнего возраста от рождения. Авва Георгий, оставшись в кельи один, рыдал и скорбел о кончине брата своего, в то же время доблестно подражая его жизни и трудам.
За свою подвижническую жизнь старец был удостоен диаконского сана, и по должности диакона часто прислуживал священным отцам за Богослужением. Между тем, в Лавре скончался игумен, и произошло великое разделение и несогласие по поводу избрания нового настоятеля. Тогда Святой Георгий, не терпя смуты, со скорбью удалился из Коломана и снова поселился в Хузевитской обители, в отдельной кельи, которую дал ему игумен монастыря.
Он не покупал себе ни еды, ни одежды – собирал по кучам мусора тряпки, делал из них одежду и постель. Питался объедками от трапезы иноков.
Кроме того, старец просил, чтобы братия не пекли без него хлебов, ибо он веровал, что занимающимся этим делом в тех святых местах будет великая награда на небе, так как в Палестине было в обычае издерживать излишек хлеба на странников, приходивших поклониться тамошним великим святыням.
В хлебнице, предпочтительно пред другими работами, преподобный Георгий топил печь. Занятие это особенно тягостно в тех местах в летнее время, когда от сильного зноя тают даже свечи на церковных подсвечниках.
Так подвизался сей земной ангел и небесный человек, назидая своими подвигами и других.
Когда же случилось нашествие Персов на святую землю[26], он на время оставил Хузевитскую Лавру и скрылся в Коломане; по миновании же опасности, старец снова возвратился в Хузиву. Здесь он снова предался подвижническим трудам и в то же время поучал всех, приходящих послушать его Богомудрых речей. Никого он не оставлял без поучительных бесед, но всех наставлял в слове Божием и в благочестии.
Благочестиво пожив и угодив Богу, преподобный Георгий был отозвать в небесные обители, достигнув глубокой старости. О блаженной кончине старца ученик его, преподобный Антоний, рассказывает следующее.
«После многих трудов заболел Святой отец наш Георгий недугом, от коего и скончался. В вечер же, в который он скончался, по устроению Божию, случилось множество пришельцев, и я был весьма занят послушанием. И некоторые из братии, сидевшие у старца, часто приходили, говоря мне:
— Спрашивает тебя старец, говоря: «где Антоний? Призовите мне его, ибо я уже умираю».
Я уже колебался надвое, желая и исполнить послушание, и пойти к старцу. И старец, узнав это духом, объявил мне чрез посланных:
— Не скорби и не смущайся, чадо, но исполни послушание твое, а я подожду до тех пор пока ты придешь.
И пока пришельцы встали из-за трапезы, и пришли другие, время протянулось почти до полуночи, и старец был еще жив. Исполнив свое послушание и отпустив пришельцев, я пришел к нему. Когда он меня увидел то обнял и облобызал и благословив обернулся к востоку и сказал:
— Изыди, душе моя, ныне о Господе, изыди.
И сказав это трижды, он предал дух Господу; так он преставился, мирно и тихо, явно о предав дух в руки Божии, как пишется: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их» (Сол. 3:1), и паки: «Дорога в очах Господних смерть святых Его». Я же, узнав, что он предал дух Господу, припал к груди его, и плакал и рыдал о лишении преподобного отца. И опрятав тело его с псалмами и пениями и песнями духовными, мы положили его в гробнице преподобных отцов; и ныне он находится с ликами святых сомолитствуя за нас и за весь мир». Аминь.

Комментарии