Н. Р. Бобровъ († 1970 г.): Передъ лицомъ массоваго отступленія


Н. Р. Бобровъ († 1970 г.)
Передъ лицомъ массоваго отступленія

«Какъ я уже и раньше многократно говорилъ вамъ и теперь говорю, уже не увѣщевая, а приказывая и повелѣвая... Если вы будете оставаться въ господствующихъ среди васъ порокахъ, я не потерплю васъ, не допущу, не дозволю вамъ переступить этотъ священный порогъ. Зачѣмъ мнѣ нужно множество болящихъ? Двѣнадцать было учениковъ, и послушай, что говоритъ имъ Христосъ: "Еда и вы хощете ити (Іоан. 6, 67)". ...Но существуетъ, скажешь, много еретическихъ сектъ и переходятъ въ нихъ. Пустое это слово. Лучше одинъ творящій волю Господню, нежели тысяща беззаконниковъ (Сир. 16, 3). Вѣдь и ты чего желаешь, скажи мнѣ, — имѣть ли тысячи слугъ, состоящихъ изъ бѣглыхъ и воровъ, или одного благонамѣреннаго?» (Изъ «Твореніе Свят. Отца нашего Іоанна Златоуста». С.-Петербургъ 1906 года).

Кто изъ русскихъ православныхъ людей не помнитъ на Руси своихъ приходскихъ храмовъ, благолѣпно украшенныхъ и многолѣтіями намоленныхъ, будь то величественный соборъ иль скромная на селѣ церковка? Кто не пережилъ изъ насъ свое дѣтство, а, многіе, и годы зрѣлости въ полной умиротворенности и безмятежной радости «прислушиваясь къ священнымъ пѣснямъ своей святой матери-церкви... сладцѣ почивая сознаніемъ... вѣря не испытуя... вкушая блаженство вѣры полной, несомнѣнной?» (Еписк. Никаноръ).
Чье сердце не сжималось отъ острой боли при видѣ... груды щебня... разрушенія, оскверненія и поруганія родныхъ святынь... заушенія, избіенія и умерщвленія своихъ пастырей и архипастырей — стратотерпцевъ и мучениковъ? Кто не содрагался передъ діавольской дерзостью совѣтской сатанократіи: искоренить религію и испепелить храмы Божіи? И, наконецъ, кто не знаетъ пламеннаго обличенія изверговъ рода человѣческаго устами первомученника Церкви Русской Православной — Святѣйшимъ Тихономъ Патріархомъ Московскимъ и всея Россіи:
«Опомнитесь, безумцы, то, что творите вы, не только жестокое дѣло, это, поистинѣ, дѣло сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому въ жизни будущей-загробной, и страшному проклятію потомства въ жизни настоящей-земной.
Властью, данною намъ отъ Бога, запрещаемъ вамъ приступать къ Тайнамъ Христовымъ, анаѳемствуемъ васъ, если только вы носите еще имена христіанскія и хотя по рожденію своему принадлежите къ церкви православной.
Заклинаемъ и всѣхъ васъ, вѣрныхъ чадъ православной церкви Христовой, не вступать съ таковыми извергами рода человѣческаго въ какое либо общеніе: «измите злаго отъ васъ самихъ» (1 Кор. 5, 13,).
А вы, братіе архипастыри и пастыри, съ пламенной ревностью зовите чада вашихъ на защиту попираемыхъ нынѣ правъ церкви православной... Зовите не нуждою, а доброю волею становиться въ ряды духовныхъ борцовъ, которые силѣ внѣшней противопоставятъ силу своего святого воодушевленія...».
Не долго царило, нослѣ смерти Святѣйшаго патріарха Тихона, благодатное для гонимой русской православной церкви... «тихоновское время».
Послѣдующіе возглавители ея оказались лишенными благодати «по-тихоновски» защищать церковную ограду отъ проникновенія туда агентовъ власти сатанинской.
Измалодушествовавшіеся и увлеченные мечтательствомъ возможнаго мирнаго «сосуществованія» церкви Христовой со слугами сатаны, эти возглавители, въ лицѣ митр. Сергія, заключили предательскій для церкви и ея первомучениковъ... «конкордатъ» съ безбожниками-коммунистами и тѣмъ самимъ породили несуразное чудовище: «церковь»-совѣтскую, или точнѣе, «церковь-блудницу», вступившую въ союзъ съ «краснымъ звѣремъ» и сдѣлавшейся съ тхъ поръ соучастницей совѣтской власти за всѣ преступленія въ отношеніи преслѣдованія вѣры и истинной церкви зъ Россіи.
Страшно, жутко и больно за подневольныхъ братьевъ нашихъ, даже въ «послѣднемъ своемъ убѣжищѣ», безстыдно предаваемыхъ діаволу совѣтскими «іерархами-іудами»...
А еще страшнѣе за подлинную сущность современной «совѣтской церкви», которую съ исповѣдническимъ дерзновеніемъ предвѣщалъ еще при лжепатріархѣ Сергіи истинный столпъ православія епископъ Дамаскинъ (Глуховской).
«...Съ высоты послѣдняго прибѣжища отвергнутой міромъ правды, съ высоты амвона зазвучатъ слова лицемѣрія, человѣкоугодничества и клевѣты... и тамъ, гдѣ мерцалъ свѣтомъ невечернимъ Образъ Воплощенной Истины, смѣется въ отвратителъной гримасѣ личина отца лжи... все ложь, ложь каждое слово, каждая молитва, каждое таинство...».
Никто изъ православныхъ русскихъ людей не можетъ нарушить прещенія Святѣйшаго патріарха Тихона: «не вступать съ извергами рода человѣческаго въ какое-либо общеніе», а, тѣмъ болѣе, архипастыри и пастыри, не смѣютъ ослушаться завѣта Святѣйшаго: «звать съ пламенной ревностью» чадъ своихъ «на защиту попираемыхъ правъ церкви православной», ибо и тѣмъ и другимъ слѣдуетъ не забывать, что «анаѳема, провозглашенная Святѣйшимъ патріархомъ Тихономъ 19 января 1918 года на богоборческую коммунистическую власть и подтвержденная 28 января того же года Священнымъ Соборомъ Россійской Православной Церкви, никѣмъ не была отмѣнена, и до сего времени тяготѣетъ надъ ней и надъ всѣми, кто ее признаетъ законной и кто, такъ или иначе, съ нею сотрудничаетъ или поддерживаетъ общеніе». (Епископъ Аверкій).
Тяготѣетъ эта анаѳема Святѣйшаго особенно на зарубежныхъ «церковныхъ образованіяхъ», пусть и самозванныхъ, въ порядкѣ бунтарскаго акта созданныхъ, но дѣйствующихъ для соблазна вѣрующихъ, подъ прикрытіемъ восьмиконечнаго православнаго креста. Тяютѣетъ постольку, поскольку общеніе со слугами сатаны, создано на добровольныхъ началахъ и вполнѣ сознательно. И отъ анаѳемы этой не спасетъ никакая цирковая эквилибристика съ поминовеніемъ совѣтскаго лжепатріарха, примѣняемая изъ опасенія: откровенностью «навлечь на себя подозрѣніе въ нелояльности». (См. «Посланіе собора епископовъ православной церкви заграницей о церковныхъ раздѣленіяхъ»).
Ложь эта, умышленно введенная въ закордонныхъ антицерковныхъ образованіяхъ, и есть одна изъ отличительныхъ свойствъ всякой антицеркви, близко роднящей ее съ лжецерковью совѣтской.
Ни одна область человѣческихъ образованій такъ не обезличивается, такъ не погрязаетъ въ тинѣ произвола и беззаконія, вплоть до самоуничтоженія, какъ именно самовольно произвольныя «церковныя организаціи».
Въ окружномъ посланіи четырехъ восточныхъ патріарховъ 1848 года Анѳима Константинопольскаго, Іероѳея Александрійскаго, Меѳодія Антіохійскаго и Кирилла Іерусалимскаго, среди прочаго, записано слѣдующее:
«Вѣра наша получила начало не отъ человѣка и не черезъ человѣка, но черезъ откровеніе Іисуса Христа, которое проповѣдывали божественные апостолы, утвердили св. Вселенскіе Соборы, предали по преемству великіе мудрые учители вселенной и запечатлѣли своей кровью мученики... всѣ новшествующіе, еретики то или раскольники, добровольно облекошася въ клятву, яко въ ризу (Псал. 108, 18), хотя бы то были папы, хотя бы патріархи, хотя бы клирики, хотя бы міряне, аще бы и ангелъ съ небесе — анаѳема ему...».
Св. Іоаннъ Златоустъ поучаетъ: «Разумъ, непокорный догматамъ церкви и ученію св. отцовъ, поселяетъ раздоры между христіанами и рождаетъ многочисленныя ереси и расколы. Поэтому, кто хочетъ быть истиннымъ сыномъ православной церкви, пусть укротитъ непокорство разума церковными правилами своей матери церкви». (Бесѣды на 1-е посланіе Коринѳ. 11, 1).
Епископъ Никодимъ Далматинско-Истрійскій въ своемъ толкованіи 21 правила Гангрскаго Помѣстнаго Собора 340 года говоритъ: «отцы сего Собора постановили, что необходимо охранять святую церковь отъ новшествъ и заботиться о томъ, чтобы все предписанное свящ. писаніемъ и апостольскимъ преданіемъ, оставалось въ немъ святымъ, ненарушимымъ, потому что, въ противномъ случаѣ, откроется путь религіознымъ обществамъ, которыя не могутъ называться церковью».
Изъ приведенныхъ только немногихъ изъ всѣй подобной массы поученій, постановленій и наставленій отцовъ и учителей Церкви съ убѣдительной ясностью слѣдуетъ, что:
1. «Истинная церковь, какъ созданіе Божіе, есть одна единственная, въ которой только и пребываетъ источникъ жизни — Духъ Святой... соединяющій всѣхъ вѣрующихъ въ одно церковное тѣло тѣмъ, что «вливаетъ въ сердца любовь» и даруетъ членамъ церкви благодать творить всякую добродѣтель.
2. Еретики и раскольники, вышедшіе изъ сосгава истинной церкви, создать свою собственную вторую «истинную церковь» не могутъ, а то, что они называютъ «церковью» есть ничто иное, какъ произвольное «религіозное образованіе» раскольниковъ или еретиковъ.
3. Въ грѣхѣ нарушенія единства церкви, или, что то-же, въ «грѣхѣ ума» — еретикъ и раскольникъ — понятія равнозначущія и... «хотя бы то были папы, хотя бы патріархи, хотя бы клирики, хотя бы міряне, аще бы и ангелъ съ небесе — анаѳема ему».
Пристально всматриваясь въ современныя намъ антицерковныя образованія, будь то еретики, раскольники или богоборцы, физически разобщенные, но «духовно» другъ съ другомъ спаянные въ своемъ противоцерковномъ умопостроеніи, не можемъ не замѣтить, отсутствія у всѣхъ признаковъ моральной устойчивости, такъ характерныхъ для категорій «религіозныхъ праздношатаевъ».
Вотъ нѣсколько яркихъ зарисовокъ, характерныхъ для аморальнаго... «церковничества»:
1. Въ «Голосѣ православія» (органъ прав. церкви въ Чехословакіи) за апрѣль 1953 года читаемъ слѣдующую хроникерскую замѣтку:
«Отдать послѣднюю честь І. В. Сталину, прахъ котораго былъ выставленъ въ колонномъ залѣ Дома Союзовъ въ Москвѣ прибыла также делегація Русской Православной Церкви во главѣ съ митрополитомъ д-ромъ Николаемъ. На траурныхъ лентахъ возложеннаго вѣнка была надпись: «Іосифу Виссаріоновичу Сталину отъ Русской Православной Церкви»...
Его Блаженство митр. Елевѳерій Пражскій и всея Чехословакіи получилъ отъ патріарха Московскаго и всея Руси Святѣйшаго Алексѣя нижеслѣдующее письмо: «Ваше Блаженство! Сердечно тронутъ выраженнымъ вами соболѣзнованіемъ по случаю кончины Іосифа Виссаріоновича Сталина. Для насъ незабвенно его постоянно доброе, участливое и благожелательное отношеніе къ нуждамъ церковнымъ и Русская Православная Церковь всегда будетъ вспоминать его съ искренней любовью и благодарностью. Патр. Алексій».
2. Послѣдній (февральскій) номеръ «Тhе Оrthоdоx Оbserver» на обложкѣ помѣстилъ фотоснимокъ патріарха Константинопольскаго Аѳинагора и Московскаго Алексѣя въ ихъ совмѣстномъ служеніи и замѣтку «Русскій Патріархъ въ Фанарѣ», заканчивающуюся такъ: «мы не должны забывать, что... мученица русская церковь является предметомъ контроля и управленія коммунистическаго режима». («Прав. Русь», № 5, 1961 г.)
Въ августовскомъ номерѣ органа греческой церкви въ Америкѣ «Тhе Оrthоdоx Оbserver» находимъ редакціонное сообщеніе о междуюрисдикціонномъ совѣщаніи, мартовскомъ и іюньскомъ, созванномъ въ Н. Іоркѣ организаторомъ православно-экуменическаго начинанія греческимъ архіеп. Іаковомъ — ставленникомъ патр. Аѳинагора. Среди, такъ называемаго, «епископата», принимавшего участіе въ этихъ совѣщаніяхъ, находимъ... «митрополита» Бориса — «Патріархальнаго Экзархата Православной Каѳолической Церкви въ Америкѣ. Оглашенъ и любопытный документъ: положеніе о постоянномъ органѣ... нѣкоемъ временномъ Синодѣ, имѣющемъ блюсти задачу единенія... Рѣшенія Синода принимаются большинствомъ третей. По поводу этого невѣроятнаго событія, предоставимъ слово редакціи «Православной Руси», ном. 18 за 1961 г.
«Личный составъ сообщается — общій для обоихъ совѣщаній, причемъ указаны только епископы, съ умолчаніемъ обо всѣхъ участникахъ, не достигшихъ епископскаго сана. Составъ таковъ: архіеп. Іаковъ, предсѣдатель, еп. Іоаннъ Санфранцискій, митр. Антоній Баширъ, еп. Богданъ отъ украинской церкви въ Америкѣ, архіеп. Полладій отъ украинской церкви, еп. Андрей Молдаванъ отъ румынской канонической миссіонерской церкви въ Америкѣ, еп. Маркъ Липа отъ Албанской церкви въ Америкѣ, митр. Андрей отъ Болгарской епархіи Сѣв. и Южн. Америки и Австраліи, еп. Діонисій отъ Сербской вост.-прав. епархіи США и Канады... представленъ былъ также патріархальный Экзархатъ Русской Православной Каѳолической Церкви въ Америкѣ митр. Борисомъ.
Зловѣщая значительность всего намъ офиціально сообщаемаго органомъ греческой церкви двояка. Съ одной стороны, фактомъ является отнынѣ включеніе равноправное (фактически силой вещей руководящее) совѣтской церкви въ составь свободнаго православія. Съ другой стороны, дѣлается это примѣнительно къ чему то совершенно новому, опрокидывающему самое понятіе церкви. Образуется сговоромъ отдѣльныхъ церковныхъ тѣлъ, произвольно возникшихъ, или несамостоятельныхъ, новое церковное тѣло, по территоріальному признаку, на демократическихъ началахъ. Это самочинно возникшее тѣло церковное образуетъ свои органы, рѣшая возникающіе вопросы большинствомъ голосовъ — внѣ учета истинныхъ церквей, помѣстныхъ, въ своемъ цѣломъ образующихъ Церковь, провозглашенную Символомъ Вѣры.
Догматъ церкви не идейно только, но и организаціонно УПРАЗДНЯЕТСЯ. Есть о чемъ плакать Божіей Матери. Но нельзя представить, чтобы безъ реакціи со стороны, неподмѣннаго церковнаго сознанія прошло все это. Зрѣютъ событія».
Въ докладѣ своемъ на 13-мъ Епархіальномъ Собрании Зарубежной Русской Православной Церкви, о. Константинъ открыто говоритъ объ этихъ «зловѣщихъ явленіяхъ растущаго отступленія»:
«Самый большой сдвигъ наблюдается въ секторѣ свободнаго православія. Языкъ прилипаетъ къ гортани, и не знаешь чему отдать предпочтеніе въ обнаруженныхъ «достиженіяхъ». Увѣренной становится устремленность къ Москвѣ. Лихорадочную дѣятельность развиваетъ патр. Аѳинагоръ, а за нимъ слѣдуютъ и другіе. И такая чувствуется спѣшка, такая планомѣрность дѣйствій, будто заданіе какое то выполняется срочное. Создается православный экуменизмъ... курсъ рѣшительно, подъ водительствомъ патр. Аѳинагора, принятъ на Москву.. Это ли не прямой трактъ къ антихристу?
Неужели нѣтъ сопротивленія этой нечисти? Есть. Она чувствуется въ католическихъ кругахъ... болѣе отчетлива реакція протестантизма... но не проявляется она во внѣ сколько нибудь замѣтно въ православіи. Зато Матерь Божія вмѣшалась. Слезы потекли изъ Ея очей во вразумленіе православнаго народа».
Ушедшій 22 апрѣля 1961 года отъ насъ въ міръ иной на 90-мъ году своей жизни одинъ изъ старѣйшихъ, достойнѣйшихъ и заслуженнѣйшихъ священнослужителей русской зарубежной церкви протопресвитеръ о. Василій Бощановскій по поводу слезъ Царицы Небесной писалъ:
«...Обратимъ вниманіе на то, кто плачетъ? Плачетъ Царица Небесная, плачетъ Мать воплотившагося Сына Божія, плачетъ Мать, по усыновленію свыше, всего человѣчества. И слезы свои Она являетъ намъ — людямъ. Значитъ, имѣется въ виду наше назиданіе...
Обратимъ свой взоръ къ церковной жизни. Здѣсь увидимъ нѣчто грозное. Христосъ создалъ единую Церковь. Молился Отцу Своему о единствѣ ея членовъ. Такъ и было при апостолахъ. Такъ было и позднѣе, въ теченіе нѣсколькихъ вѣковъ. Въ половинѣ одинадцатаго вѣка произошелъ первый отрывъ отъ Церкви Единой Апостольской — Рима. За Римомъ отходитъ отъ Церкви протестанскій міръ — Лютеръ, за Лютеромъ слѣдуютъ Виклефъ, Цвингли, Кальвинъ и прочіе человѣки-боги, ихъ же имена Ты вѣси, Господи! И такъ до сихъ поръ. Дойдя до полныхъ границъ дѣленія и видя полную утрату своего авторитета... всѣ вожди и вождята этого дробленія пришли къ мысли о необходимости объединенія. Для чего? Не для того, чтобы воспринять истинную Христову Апостольскую Церковь и Ея Истину, а чтобы... привести весь безчисленный конгломератъ церковныхъ раздѣленій къ единству на основѣ признанія того, что сейчасъ нѣтъ Истинной Христовой Церкви, что Она вся распылилась въ безчисленныхъ церковныхъ дѣленіяхъ и что обрѣсти ее можно только при сведеніи къ единству всѣхъ этихъ безчисленныхъ дробленій: въ каждомъ дѣленіи есть какая то истина, но ни одна часть не обладаетъ полнотою Церковной Истины. Проще: Церкви Христовой нѣтъ. Она распылилась во всѣхъ своихъ дѣленіяхъ. Имѣются какія то крохи истины, но полноты церковной Истины — нѣтъ. Очевидно, врата ада оказались сильнѣе Церкви Христовой, и слова Христа Спасителя: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолѣютъ ее» оказались невѣрными. И такъ, теперь существуетъ только относительная истина. Самой истины нѣтъ, ее нужно искать, а путь къ этому: приведеніе къ единству осколковъ истины, размѣстившихся во всѣхъ, такъ называемыхъ, церковныхъ организаціяхъ.
Затѣя нездоровая, порочная, просто кощунственная. Она не только свидѣтельствуетъ о незнаніи Истины, она унижаетъ Ее, Она отрицаетъ Ее. Новое преступленіе достойно слезъ. Есть отъ чего міру плакать. Плачетъ за него Царица Небесная. Она знаетъ, что Богъ поругаемъ не бываетъ».
Развѣ не кроется въ этихъ словахъ русскаго батюшки страшная, по своимъ послѣдствіямъ, правда, правда объ апостасіи нашего жуткаго антиправославнаго времени и кто осмѣлихся отрицать эту правду безъ того, чтобы сознательно не причислить себя къ тѣмъ лицемѣрамъ, которыхъ обличалъ Господь Своими божественными словами: «лицемѣры, лицо земли и неба разсматривать умѣете: зачѣмъ же вы по самимъ себѣ (по своей жизни) не судите, — чему быть должно». (Лук. 12, 56-57).
15 марта, согласно сообщенія «Тhе New Yоrk Тіmes» отъ 16 марта, въ Нью Іоркѣ состоялось собраніе «восточныхъ епископовъ — 12 представителей восточно-православныхъ юрисдикціи США», организованное все тѣмъ же греческимъ архіеп. Іаковымъ, котораго газета характеризуетъ какъ: лидера вселенски-широкаго движенія (экуменическаго) («Прав. Русь», № 6, 1960 г.), а на слѣдующій день, 17 марта, послѣ этого сборища, въ... греческой благочестивой семьѣ, заплакала ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ.
Почему именно въ греческой семьѣ?
Не есть ли отвѣтомъ на этотъ естественный вопросъ, приведенные ниже факты.
Если православный архіепископъ греческій Іаковъ развиваетъ свою «объединительную дѣятельность въ узко мѣстномъ нью-іоркскомъ масштабѣ, а его патронъ грекъ Аѳинагоръ патріархъ Константинопольскій ведетъ такую же «работу» въ «міровомъ масштабѣ», вводя православныя церкви на общіе пути современности», то ихъ третій собратъ грекъ Ѳеоклитъ, возглавляющій въ санѣ архіепископа, греческую Церковь, тамъ, у себя на родинѣ творитъ уже совсѣмъ нѣчто... несуразное.
«Въ послѣднемъ номерѣ греческаго еженедельника «Атланисъ» (17 апрѣля), можно прочесть поразительное сообщеніе, совершенно невѣроятное, а, вмѣстѣ съ тѣмъ, абсолютно достовѣрное. Архіеп. Ѳеоклитъ, возглавляющій греческую церковь, заявилъ печати, что синодъ греческой церкви ставитъ вопросъ о перередактированіи нѣкоторыхъ мѣстъ Новаго Завѣта, способныхъ обидѣть евреевъ и порождать антисемитскія настроенія. («Прав. Русь», № 8 за 1961 г.).
Развѣ всѣ приведенные факты изъ дѣятельности высокихъ іерарховъ греческой церкви, нѣкогда подлинной колыбели Православія, не свидѣтельство... апостасіи въ православіи и не являются ли эти факты достаточными, чтобы вызвать слезы на глазахъ Царицы Небесной. Какая болѣе сильная реакція нужна, чтобы остановить беззаконіе?
«Глядя на все то, что сейчасъ происходитъ въ помѣстныхъ православныхъ церквяхъ, — говоритъ преосвященный Аверкій, епископъ Сиракузско-Троицкій, — на то, какъ іерархи ихъ ѣздятъ на поклонъ въ красную Москву и возлагаютъ вѣнки на гробницу гонителя вѣры и церкви, какъ стремятся они къ сліянію съ чуждыми истинному христіанству группировками, подъ благовиднымъ предлогомъ общаго единенія, какъ улетучивается въ нихъ духъ подлиннаго православнаго благочестія и насаждается духъ «обновленчества», какъ «модернизируется» у нихъ даже весь внѣшній обликъ церковной жизни, вплоть до внутренняго оборудованія храмовъ, наружности и поведенія священнослужителей, — нельзя не вспомнить подлинно пророческихъ словь епископа Игнатія (Брянчанинова): «времена, чѣмъ дальше, тѣмъ тяжеліе. Отступничество предсказано со «всею ясностью св. Писанія и служитъ свидѣтельствомъ того, сколько вѣрно и истинно все, сказанное въ писаніи. Отступленіе попущено Богомъ; не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись отъ него самъ: и этого съ тебя достаточно. Ознакомься съ духомъ времени, изучи его, чтобы по возможности избѣгнуть вліянія его». («Прав. Русь», № 8 за 1960 годъ).
О. архимандритъ Константинъ, какъ бы отвѣчая на мысль епископа Игнатія, говоритъ: «многое намъ уже сейчасъ показано. Видимъ, какъ отступленіе охватываетъ всѣ исповѣданія, въ ихъ руководящихъ крутахъ. Видимъ, какъ это объединеніе выражается въ томъ, что всѣ дороги церковныя оказываются ведущими въ красную Москву. Въ одиночествѣ остаемся мы. Будемъ являть наше трезвенное стояніе въ Истинѣ, тѣмъ выполняя нашу миссію, наше послушаніе — все остальное сдѣлаетъ Самъ Господь. Будемъ стоять въ своей обособленности отъ міра — явно для своихъ и для чужихъ. Тогда и среди чужихъ найдемъ мы своихъ, а своихъ не отдадимъ чужимъ...
Не будемъ ни зазнаваться, ни робѣть. Спасая свои души, послужимъ Родинѣ и міру. Въ рукахъ Божіихъ даже и наша немощь... способна обратиться въ силу, мѣру которой Самъ Господь опредѣлитъ...
Убоимся «обновленческаго христіанства», включающаго въ себя и коммуну. Только бы намъ не дрогнуть въ нашемъ стояніи. Пусть мы останемся одни — съ нами Богъ (Изъ доклада на 13 Епарх. Собр. 15-17 мая 1961 г.).
Первосвятитель Русской Православной Церкви Преосвященнѣйшій Митрополитъ Анастасій, въ своемъ историческомъ «Владимірскомъ посланіи», преподаетъ такой глубоко назидательный архипастырскій призывъ:
«Дадимъ обѣтъ хранить въ чистотѣ свою вѣру и блюсти свою народность, какъ замыселъ Божій о насъ, какъ талантъ, полученный нами свыше...»
А изъ потусторонняго міра, несется горячій призывъ батюшки о. Василія Бощановскаго:
«Русскіе люди, гдѣ бы вы не были, въ какихъ бы обстоятельствахъ ни находились, — услышьте голосъ старца, священнослужителя церкви. Твердо, непоколебимо стойте въ вѣрѣ Православной, Апостольской, Святоотеческой. Въ ней заключается вся Истина, возвѣщенная воплощеннымъ Сыномъ Божіимъ и неповрежденно хранимая одной лишь Православной Церковью, Церковью ЕДИНОЙ, СВЯТОЙ, СОБОРНОЙ и АПОСТОЛЬСКОЙ.
Богъ да хранитъ васъ въ этой Истинѣ въ наши лукавые дни и открытаго и прикровеннаго богоборчества». («Прав. Русь», № 11 за 1960 г.). Имѣяй уши слышати, да слышатъ!


Мы потеряли свою Родину — Святую Русь, когда оставили завѣты Евангельскаго ученія, увлекаясь европейскими науками и новшествами, поправъ уклады русской жизни по древне-отеческому строю.
Помыслу Божію угодно было разсѣять нѣсколько милліоновъ русскихъ людей буквально по всему бѣлу-свѣту съ тѣмъ, чтобы въ разсѣяніи, мы собственными ногами исходили весь земной шаръ, собственными ушами и глазами познали тѣхъ идоловъ, которымъ мы поклонялись до самозабвенія, до самопогибели.
Намъ нѣтъ надобности искать своего спасенія въ рабскомъ подражаніи какимъ либо европейскимъ формамъ жизни. Наше спасеніе не въ нихъ, а въ нашей православной вѣрѣ и церкви. Исторія убѣждаетъ насъ въ томъ, что мы отъ Церкви получили все, мы и опять получимъ все, если сами отъ нея не отвернемся и ей не измѣнимъ. Въ нашей ВѢРѢ и Церкви, какъ въ зернѣ, хранятся всѣ силы, всѣ условія нашего роста, нашего возрожденія и раскрытія всѣхъ нашихъ духовныхъ и матеріальныхъ національныхъ силъ. А, «чтобы вѣра наша утверждалась не на мудрости человѣческой, но на силѣ Божіей (1 Коринѳ. 2-4), будемъ непоколебимо вѣрны своей отечественной Русской Православной Церкви Зарубежной, рѣзко осудившей всѣ попытки заграничныхъ «живцовъ-обновленцевъ», модернизировать по своему неразумію твореніе Самого Спасителя — Церковь Христову, Вѣру Православную.
Передъ лицомъ массоваго отступленія, намъ, «малому стаду», нѣтъ основаній колебаться, страшиться иль приходить въ уныніе!
«Лучше одинъ творящій волю Господню, нежели тысяща беззаконниковъ (Сир. 16, 3). Вѣдь и ты чего желаешь, скажи мнѣ, имѣть ли тысячи слугъ, состоящихъ изъ бѣглыхъ и воровъ, или одного благонамѣреннаго?».
Н. Бобровъ.
       
Источникъ: «Лучъ свѣта». Ученіе въ защиту Православной вѣры, въ обличеніе атеизма и въ опроверженіе доктринъ невѣрія. Въ двухъ частяхъ: Часть первая. / Собралъ, перепечаталъ и дополнилъ иллюстраціями Архимандритъ Пантелеимонъ. — Изданіе второе. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго Монастыря, 1970 [1971]. — С. 126-136. 

Комментарии