Свщмч. Андрей, кн. Ухтомский: "Чего требуют от нас начала веротерпимости"
Свщмч. Андрей, кн. Ухтомский
"Чего требуют от нас начала веротерпимости"
"Мне недавно пришлось говорить с чрезвычайно солидным и очень пожилым русским барином относительно свободы вероисповедания и новых в этом вопросе узаконений. Мой собеседник глубоко возмущался теми "безобразиями", которые теперь творятся при "свободе совести". Вот слова этого авторитетного человека: "Я совершенно беспристрастен, я не имею вашего монашеского фанатизма (!), я и в церковь-то совсем не хожу, все некогда, и учения Церкви об Иисусе Христе тоже во всех ваших тонкостях не знаю, но мне все-таки как-то неловко, что Иисуса Христа ставят рядом с каким-то Магометом ...". Такова речь этого без подозрения православного человека, мнения которого могли когда-то иметь значение и для других. Но это приведённое нами мнение - по своей формулировке и по своему содержанию - в высшей степени характерно. Его можно переложить другими словами так: "Я, собственно, индифферентно отношусь ко всякой религии; я так мало дорожу Церковью, что никогда не посещаю Храма Божия, - все некогда; - и даже об Иисусе Христе тоже почти ничего не знаю, но мне обидно, что другие верят не по-моему, не так, как я, и вот - вот и я хочу, чтобы все так же верили, как я". Ещё короче перефразируя это "мнение", можно его выразить так: "Я очень плохо верю во что бы то ни было, но хочу, чтобы и другие так же плохо верили, но по-моему"... Вот в существе дела все речи и возмущения против "начала веротерпимостям" и сводятся к тому, что говорил мой собеседник.
Между тем в религиозной жизни православных христиан нисколько не страшны ни свобода совести, ни так называемые начала веротерпимости. Святая Церковь переживала страшные гонения, и врата Адовы никогда не сломят Ее, и из горений Она выходила с ещё большей славой и нравственной силой. Беда для православия в том, что среди так называемых православных народились люди, ровно ничего не знающие ни в православии, ни в кривославии; появились такие "православные", которые и в храм Божий никогда не заглядывают, всё им некогда - и своим "беспристрастием", то есть полным неверием раздражают и развращают всех окружающих. Между тем вот как Св. Каноны смотрят на тех, кому "все некогда в церковь ходить". Вот что правило 80 Шестого Вселенского Собора говорит об этом (в переложении Зонάры): тех, которые в течении трёх седмиц оставляют свои церкви без всякой настоятельной нужды или другого препятствия и хотя и пребывают в городе, но не приходят в церковь с верными, если это клирики и епископы, правило повелевает извергать (из сана), а если миряне - отлучать - удалять от общения (церковного).
Так Святые Отцы вселенского Собора смотрят на подобных людей "без фанатизма", которые ничего не знают об Иисусе Христе, но которым всё-таки "как-то неловко", что Иисуса Христа ставят рядом с каким-то Магометом... Между тем ничто так не унижает веру христианскую, как именно индифферентизм, это полупрезрительное невнимание так называемых православных людей - к своему православию.
Святой Церкви не страшны ни глумления над Нею людей невежественных, ни гонения явные, ни преследования тайные ее врагов, СТРАШЕН ТОЛЬКО ГРЕХ ЕЕ СЫНОВ, ради которых Имя Божие хулится у язычников (Рим 2:24). Подобные люди слишком нравственно ничтожные, чтобы верить как нужно, и достаточно трусливые, для того, чтобы сознаться, что они ни во что не верят - такие люди действительно унижают Господа в сердце своём, они действительно не верят в силу Божию, которую хранит святая Церковь.
Вот они - "охранители" Православия, которые призывают на помощь своей "вере" всю полицию, а сами даже дорогу в Храм Божий забывают. Вот они - наши консерваторы", которые отвергают свободу совести, которые НАВЯЗЫВАЮТ другим свою "веру", а на самом деле никакой веры не имеют, а пребывают в полном религиозном безразличии, столь сильно осуждаемом в Апокалипсисе (3:16).
Но "начала веротерпимости", как бы на них ни смотреть, - они в России факт, с которым православным людям нужно считаться. И если они хотят действительно послужить Св. Церкви, то они не должны праздно вздыхать о каких-то счастливых днях покоя, когда не было у нас этих "начал" (и которые расплодили весь современный индифферентизм), а пусть немедленно изучают святейшие догматы Православия, пусть уразумеют всю красоту его и узнают всю неизреченную радость искренней веры в спасение и его переживания. Если таким образом они уверуют, что Иисус Христос есть единственно всесовершенная истина, единственный указатель пути к ней и единый предстатель сил для достижения этой истины, - о, тогда они не будут бояться за истину Евангелия, тогда не будут оскорблять ее требованиями полицейской защиты - тогда они сами будут апостолами этой вечной истины.
Вот это-то нужно сейчас! Этого сейчас требуют от всех православных христиан те "начала веротерпимостям", которые могут "явить миру" всю нравственную силу Православия, Богом хранимого и основанного на камне краеугольном; и верующий в Него не постыдится..."
Епископ Андрей ( князь Ухтомский) СБСГ. 1909 №4. С. 6-9
Комментарии
Отправить комментарий