О двоеперстном крестном знамении
«Дал боящимся Тебя знамение» (Пс. 59).
Подобным перстосложением апостолы благословляли своих учеников и передали его в качестве Предания епископам и священникам, как пишет об этом свт. Василий Великий в 27-й главе книги о Святом Духе.
О двуперстном крестном
знамении известно писание многих Святых Отцов, таких как: свт. Мелетий
Антиохийский, свт. Феодорит Кирский,
свщмч. Петр Дамаскин, прп. Максим Грек.
Обычай креститься двумя
перстами отражен на древних мозаиках и фресках. В катакомбах Рима, которые
сохранились до настоящего времени от первых христиан, имеются фрески с
изображением святых с двуперстием: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискиллы
(III в.), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV в.) и др. Двуперстие
изображено на многочисленных древних иконах Спасителя, Богородицы и святых
угодников Божиих.
На Константинопольском Соборе
1029 года указывалось: «Иже не крестит
двема перстома, яко Христос, да будет проклят». Подобное постановление было
принято и на Стоглавом Соборе в Москве в 1551 году: «Аще кто двема персты не благословляет, яко же и Христос, или не
воображает двема персты крестнаго знамения, да будет проклят». На этом
Соборе присутствовало несколько Святых Отцов: свт. Макарий, митрополит
Московский, игумен Филипп (будущий митрополит и исповедник), игумены Гурий и
Варсонофий (Казанские чудотворцы).
Обычай же креститься тремя перстами («щепотью») не является православным, но имеет католическое происхождение. Наиболее ранним письменным свидетельством о троеперстии являются слова папы Иннокентия III (1198-1216), который утверждал, что «креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы».
Имянословное перстосложение,
которым в настоящее время благословляют новообрядческие епископы и священники, также
является новшеством и не имеет свидетельств Святых Отцов. Его истолковал и внес
в церковные книги греческий протоиерей Николай Малакс в XVI веке. В старообрядчестве такое перстосложение до
сих пор именуется «малаксой».
«Щепоть» и «малакса»
появились на Руси в середине XVII века в
результате церковной реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона,
которые унифицировали Русскую Церковь по образцу Греческой, которая к тому
времени уже отошла от чистоты Православия.
Помимо изменения
крестного знамения, в Русской Церкви были введены и другие новшества (католическое
обливательное крещение, партесное пение и прочее).
Свято-Троицкий мужской монастырь (РДЦ)
Комментарии
Отправить комментарий