Почему древлеправославные христиане идут в крестном ходе по часовой стрелке?


Между многими священными обычаями и действиями святая древлеправославная наша Церковь сохранила древний обычай во время крестных ходов вокруг храма, при совершении таинства крещения и при бракосочетании совершать хождение по солнцу, а не против него, как принято уже после — новообрядческой церковью. Такое хождение (посолонь) имеет глубокое таинственное значение. В Священном Писании и священных песнопениях часто Христос-Спаситель называется истинным Солнцем, Солнцем правды, Востоком востоков и проч.; солнцу же и востоку противополагается запад как царство тьмы, ад. Именно с запада, против солнца движутся все силы тьмы. Иногда запад сравнивается с вечером, север — с полуночью, восток — с утром и юг — с полуднем. Это напоминает собой течение суток, которые также представляют подобие человеческой жизни. Поэтому хождение во время крестного хода по солнцу должно напоминать верующим земную жизнь Господа нашего Исуса Христа, когда Он ходил по земле, сопровождаемый апостолами и народом, следовавшим за ним. В то время как все противники Его, распявшие Его впоследствии, обычно выходили навстречу. Когда мы направляемся к западным дверям — это должно напоминать нам ветхозаветные пророчества о Христе, как бы в сумраке вечера; когда достигаем северной стороны храма — полуночи, — это таинственное Его рождение от Девы Марии и предвечное — от Отца без Матери; на восточной стороне храма, против алтаря — это напоминает нам как бы утро — Его житие на земле; а юг — полдень — Его евангельская проповедь; затем снова запад как бы вечер — Его страдание и смерть, а полночь — Его сошествие во ад; восток — утро — освобождение душ, ожидавших Его пришествия. Шествуя за крестным ходом под сенью креста и священных хоругвей, мы и должны представлять себе хождение Христа на земле и во след Его — последователей Его учения; а это все наводит нас на размышление о подражании св. апостолам и всем подвижникам и мученикам, принявшим почести и венцы небесные за неуклонное последование Христу. Само собой разумеется, что враги Христа — фарисеи и книжники — не шли за Ним, а всегда против Него. Вот почему и символически хождение в крестных ходах должно напоминать христианам о подражании ученикам Христа, а не Его врагам. Посему мы и шествуем не против солнца — Христа, а по солнцу, т.е. за Христом. Кроме крестных ходов, в нашей древлеправославной Церкви принято совершать хождение по солнцу еще при таинстве крещения — вокруг купели — и при совершении таинства брака — вокруг аналоя. Здесь такие действия, хотя и имеют иное значение, чем при крестных ходах, однако, по своему внутреннему, таинственному смыслу, указывают на то, что хождение вокруг купели и аналоя должно совершать по солнцу, а не против него. Именно: в крещении человек обещает последовать Христу, а в бракосочетании жених и невеста поступают согласно требованиям заповедей Божиих, следовательно, и действия их должны быть согласованы с обещаниями, т.е. они должны быть последователями Христа, а не Его противниками.

Но бывают ходы и хождения при богослужениях и против солнца, когда эти действия по своему внутреннему, таинственному смыслу имеют иное значение, чем крестные ходы и хождения вокруг купели при крещении и вокруг аналоя при бракосочетании. Это выход с кадилом, святым Евангелием и святыми Дарами (великий выход во время херувимской песни), а также каждение вокруг Престола или какого-либо другого предмета и обхождение святого Престола при рукоположении священных лиц: епископа, священника, дьякона. Во всех этих случаях таинственное значение содержится иное. Каждение фимиама совершается пред лицом Господа (Малах. 1:11), выход со святым Евангелием показывает, что святое Евангелие есть учение Христа, Который является миру, а не уходит от мира, так как Он есть свет миру и светит всем; великий выход также знаменует собой явление Христа — торжественный вход в Иеросалим, когда Христос шествовал на ослике, а дети встречали Его; в рукоположении — муж достойный сего (аксиос) приводится пред лице Бога, чтобы предстоять Ему, приносить Ему жертву о себе и о людских согрешениях, и потому он и обращается лицом на восток, т.е. к Солнцу правды — Господу.




Комментарии