В чем разница при осенении себя крестным двоеперстным знамением и троеперстием?


Для православного христианина разница очень большая.

Двоеперстное крестное знамение — это единственно правильное православное перстосложение для молитвы и благословения, это есть Апостольское Предание.

Об этом нам говорит одно из постановлений Стоглавого собора: Аще ли кто двема персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша (31-я глава). Святой сей собор был собран в 1551 году царем Иоанном Васильевичем Грозным и святым митрополитом Макарием Московским и всея Руси. На соборе также присутствовали святые святители Гурий и Варсонофий — казанские чудотворцы — и святой святитель Московский Филипп, в то время еще Соловецкий игумен, а также множество благоревностных и духоносных отец.

Святые отцы Стоглавого собора подобрали формулировку для 31-й главы из чина проклятия от ереси яковит, где имеется такое проклятие: Иже не крестит двема перстома, яко Христос да будет проклят (Большой потребник). Сомнения в том быть не может, что чинопоследования излагались авторитетными отцами Христовой Церкви, а во всеобщее руководство принимались не иначе как по соборном рассмотрении их. А потому во изложении, подтверждении и руководстве чина сего Стоглавный собор по справедливости разумел даже многих святых отец, ибо чин принятия от ереси яковит издревле существует во Святой Церкви и на Русь этот чин пришел вместе с крещением Руси, так как данной ереси в Древней Руси никогда не было. Профессор Императорского Московского университета, историк Иван Дмитриевич Беляев (ум. 1873), издавая наказные списки митрополита Макария, указал списки Кормчей с таким чином XIV века.

Ересь же яковит есть исчадие ереси монофизитов, возродившейся через Евтиха архимандрита в самом Константинополе и в Халкидоне осужденной Четвертым Вселенским собором, нет сомнения, что вскоре после осуждения и чин принятия монофизитов и яковит был изложен в той же константинопольской патриархии. А что этот чин действительно был в руководстве константинопольской церкви, это видится из следующаго рассказа известного церковного историка Н. Каптерева, заимствованнаго им у Ассемана, яковитскаго историка: «В первой половине одиннадцатаго столетия яковитский патриарх Иоанн Осмый Абдон, живший во Антиохии, которая в то время принадлежала грекам, был обвинен милитинским митрополитом Никифором пред греческим императором Рованом Аргиропулом в том, что будто бы Иоанн старается совращать греков в свою ересь. Император приказал привести Иоанна в Константинополь. В 1029 году 15 июня Иоанн Абдон с 6 епископами, 20 презвитерами и монахами яковитскими, в сопровождении обвинителя, митрополита Никифора, прибыл в Византию. Здесь патриархом константинопольским составлен был собор с целию обратить яковитов в православие, но они остались непреклонными в своем заблуждении. Тогда, говорит Ассеман, снова устроивши собрание, патриарх (греческий) и приглашенные епископы (греческие) приказали Иоанну Абдону, патриарху, и Елию, епископу симнадийскому, присутствовать на соборе. Когда же после долгаго спора не могли преклонить наших к своему мнению, потребовали от них единственно того, чтобы не примешивали елея в евхаристии, и молились не одним перстом, а двумя» (Каптерев, выпуск 1, Время патриаршества Иосифа, С. 80).

Также имеются доказательства от трудов святых отец:

Святитель Кирилл Иеросалимский, святой отец IV века в своих «Огласительных поучениях» призывал: «Да не стыдимся исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем перстома (что значит двумя перстами) знамение креста на челе и на всем» (греческий подлинник «Огласительные поучения»). По поводу этого глубокий знаток греческого языка – Филиппов Т.И. (ум. 1899) российский государственный деятель, говорит: «Два же перста слагают единоверцы, да исповедуют по слову св. Кирилла Иеросалимского, так же, как и по выражению Петра Дамаскина, Распятого не только изображением креста на челе и на всем, но и образом сложения своих перстов» (Филиппов Т.И. «Современные церковные вопросы. СПб., 1882, С. 421).

Преподобный Петр Дамаскин, святой отец XII веке в Добротолюбии излагает учение о двоеперстии: «Два перста и едина рука (δύω δάκτυλοι, και η μια χεὶρ) являют Распятого Господа нашего Исуса Христа в двух естествах и единой Ипостаси познаваемого».

Греческая Кормчая (Пидалион), толкуя 91 правило св.Василия Великого о крестном знамении, говорит, что в то время христиане знаменовались двуперстно, то есть при святом Василии, и приводит вышеизложенные слова св. Петра Дамаскина, причем два перста называет «указательным и средним» (См. там же у Филиппова Т.И., С. 153, и в самой греческой Кормчей, а также в исследовании Пидалиона И. Никольского М., 1888, С. 259).

Даже никто из ученых людей не отрицает:

Николай Фёдорович Каптерев (ум.1918 году) — известный церковный историк, доктор церковной истории, член-корреспондент Императорской Академии наук в своей работе «Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов» пишет: «Ясное дело, что в начале XI в. как сам Константинопольский патриарх, так и другие греческие иерархи в крестном знамении употребляли двуперстие, которое они считали истинно-православным перстосложением, вопреки монофизитскому одноперстию».

Он же: «Такое авторитетное лицо в Московской Руси, как ученый Максим Грек, такие выдающиеся, учительные и по тогдашнему времени ученые митрополиты, как Даниил и Макарий, а затем наши московские патриархи: Иов, Филарет, Иоасаф, Иосиф и Никон, в начале патриаршества, и, наконец, даже целый собор русских иерархов неопровержимо и согласно свидетельствуют, что в Московской Руси с конца XV до половины XVII века общеупотребительным и признаваемым всею церковью за единственно правильное перстосложение в крестном знамении было двуперстное».

Евгений Евсигнеевич Голубинский (ум. 1912) — историк Русской Церкви и церковной архитектуры. Академик Императорской академии наук. Автор ряда фундаментальных исследований по истории Русской Церкви. В своем труде «История русской церкви от нашествия монголов до митрополита Макария включительно» пишет, что в конце X века киевский князь Владимир при Крещении Руси принял двоеперстие, которое в то время было в общем употреблении у греков, такими словами: «Вместе с христианством мы усвоили себе от них это двоеперстие, а не какое-нибудь другое перстосложение».

Митрополиит Макарий (ум.1882 году) — митрополит Московский и Коломенский историк церкви, богослов господствующей церкви, ординарный академик Академии наук (1854) в своем труде «История Русской Церкви» в 12 томах, во втором томе приводит послание первого Московского патриарха Иова грузинскому митрополиту Николаю: «Молящися, креститися подобает двема персты; преж положити на чело главы своея, тоже на перси, потом же на плече правое, тоже и на левое; съгбение персту именует сшествие с небес, а стоящий перст указует вознесение Господне; а три персты равны держати – исповедуем Троицу нераздельну, то есть истинное крестное знамение».

Вывод: Православное крестное знамение, принятое от Господа Исуса Христа, – двоеперстие.

Источник


Комментарии