В какие праздники на утрени молящиеся стоят со свечами, когда должно возжигать свечи, и когда гасить?
В Большом Уставе, именуемом "Церковное Око", имеются указания держать в руках возженные свечи на все двунадесятые праздники, причем указывается возжигать их к началу полиелеоса, гасить по третьей песни канона, потом возжигать на девятой песни и окончательно гасить после великого славословия. Так, например, на праздник Рожества Пресвятыя Богородицы говорится, что после второй кафизмы и седальнов бывает поучительное чтение, "по чтении же даются свещи братии. Та же полиелеос" (Устав, л. 131 об.). "На девятой песни Честнейшую не поем. Паки вжигают свещи братия" (там же, л. 132).
Такие же указания, как мы уже сказали, имеются и на все другие двунадесятые праздники. Впрочем, из такого указания Устава вполне ясно только, в какое время должно возжигать свечи, держимыя молящимися в руках, относительно же времени гашения их здесь нет еще точного указания. Но на праздник Введения Пресвятыя Богородицы говорится следующее: "По девятой песни вжигают свещи братия. Не угашаем же свещ, ни кадила, еже бывает пред праздником поставляемо, дондеже скончается славословие великое" (там же, л. 276 об.). Значит, здесь уже ясно указывается, что свечи, возженные на 9-й песни канона, погашаются после Великого славословия. Затем, в главе 12-й того же Великого Устава говорится: "В начале полиелеоса подобает вжигати вся свещи и на концы его погашати. Тако же и на степенных возжигати вся свещи и оставляти их горети до скончания третьей песни канона, и тогда паки погашати их... И на девятой песни возжигаем вся, и оставляем горети до трисвятого великого славословия" (там же, л. 35).
Следует сделать только некоторое пояснение к сказанному: "В начале полиелеоса подобает вжигати вся свещи и на концы его погашати. Тако же и на степенных (антифонах) возжигати вся свещи". Сказанное здесь о гашении свечей после полиелеоса и возжигании их снова перед степенными (антифонами) должно понимать как указание на тот случай, когда между полиелеосом и степенными бывает поучительное чтение (или в храме не хватает свечей). А в Уставе на все двунадесятые праздники имеется указание именно на чтение в это время поучения. Если же где таких чтений в указанное время не бывает, то и свечи, возженные к началу полиелеоса, не угашаются до конца третьей песни канона.
(Слово Церкви, No. 12, 1917 г.)
Следует сделать только некоторое пояснение к сказанному: "В начале полиелеоса подобает вжигати вся свещи и на концы его погашати. Тако же и на степенных (антифонах) возжигати вся свещи". Сказанное здесь о гашении свечей после полиелеоса и возжигании их снова перед степенными (антифонами) должно понимать как указание на тот случай, когда между полиелеосом и степенными бывает поучительное чтение (или в храме не хватает свечей). А в Уставе на все двунадесятые праздники имеется указание именно на чтение в это время поучения. Если же где таких чтений в указанное время не бывает, то и свечи, возженные к началу полиелеоса, не угашаются до конца третьей песни канона.
(Слово Церкви, No. 12, 1917 г.)
Комментарии
Отправить комментарий