Чудо мима Гайя - рассказ из Луга Духовного


Другой некий мим по имени Гай бесстыдно хулил Пресвятую Богородицу. И является ему Богородица, говоря: «Что худого сделала тебе, человече, что пред стольким народом высмеиваешь меня?» Он же, проснувшись, не только не исправился, но еще более хулил. И вновь является ему Всепетая Святая Богородица, увещевая его и говоря: «Нет, прошу тебя, не вреди своей душе из-за меня». Он же вновь еще более хулил. И в третий раз является ему, укоряя и говоря: «Чем тебя обидела, человече, что не престаешь так беспричинно хулить меня и оскорблять меня? Поверь мне, если не образумишься, изведаешь цену своего неразумия». И поскольку он не исправился, но вновь еще более пустословил и еще хуже оскорблял, однажды предстает ему Богородица в полдень, когда он спал, ничего не сказав, но пальцем отчеркнув его ноги и руки. И проснувшись, нашел, что отсечены и руки его, и ноги, и лежал обрубком. И об этом несчастный поведал всем и обличил себя, и принял воздаяние за хулу. 

Видишь, как наказываются не только хулящие Христа, но и Пренепорочную Его Матерь? Если же в настоящем веке и не наказываются или не изведывают по заслугам, ибо долготерпит суд, то в грядущем, конечно, не избегнут, ибо увидят Того, в Кого метили. И гонящие, и непочтительно хулящие святые образы и стенопись, что восходит к первообразу*, будут наказаны по справедливости.

___________________________

*См. орос VII Вселенского собора 787 г.: «…Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» (цит. по изд: Болотов 1994. Т. IV. С. 535; ср.: Деяния Вселенских соборов 1859–1873. Т. VII. С. 593–594). См. также житие Стефана Нового, который на допросе у императора, поправ номисму, указал, что бесчестие, воздаваемое монете, носящей изображение, начертание (βίκων, χαρακτήρ – употребляются как синонимы), имя и надписание царствующего дома, относится к первообразу и должно влечь за собой неминуемое – наказание: «Если же так говорите, какую жалости достойную понесут кару попирающие имена Христа и Его Матери…!» (Vita Stephani Junioris; PG 100,1158D-1160A).

(Иросанфион, или Новый Рай: Новеллы из Луга духовного, не вошедшие в основной корпус текстов)





Комментарии