О порче книг никонианами в XVII веке


По "исправленным" никонианами книгам в ирмосе 8-й песни воскресного канона 6-го гласа читается: "а праведнаго жертву водою попали". Как может быть жертва попалена водою?

Этим (и великим множеством подобных примеров) ясно показывается, что никоновское книжное исправление является не исправлением, но часто порчей древних книг. Против истинного исправления книг никто бы и не возражал. Не против истинного исправления были и те наши благочестивые предки, которые первыми заявили протест против никоновской реформы. Святой епископ Павел Коломенский под определением собора 1654 года подписал следующее: "Достойно и праведно исправляти противо старых (сиречь по старым) харатейных и греческих". И святой диакон Феодор заявлял: "Не диво то, еже и в старых книгах какия описи бывают и есть, и тому бывает правое рассуждение, и последи исправляется от искусных мужей. Ово же опись, ово же превращение и пременение книгам и догматом церковным. За опись бо кую в книге какой ни есть и погрешенное слово не подобает нам ни спиратися, ни стояти, а за превращение книг старых и догматов правых изменение подобает всякому христианину и страдати и умирати, обаче с разумом, испытав вещь всякую опасно писанием святых отец".

Но в том-то и дело, что никоновское книжное исправление велось совершенно не с такой целью, чтобы править по старинным греческим и славянским книгам, а с той, чтобы изменить как-нибудь, лишь бы не по-старому. В правильном тексте канона написано "а праведнаго жертву и воду попали". Эти слова восходят к 3-й книге Царств, в которой повествуется об упоминаемых в указанном ирмосе событиях. Когда пророк Илия устроил жертвенник и возложил всесожегаемое, он повелел принести воды и возливать на всесожжение. И когда "прохождаше вода окрест олтаря и море исполнися воды, и возопи Илия на него, и рече: Господи Боже Авраамов, и Исааков, и Иаковль, послушай мене, Господи, послушай мене днесь огнем, и да уразумеют вси людие си, яко Ты еси Господь Бог един Израилев, и аз раб Твой, и Тебе ради сотворих дела сия". "И спаде , - говорится далее, - огнь от Господа с небесе, и пояде всесожегаемая, и дрова, и воду, яже в мори, и камение, и персть полиза огнь" (3 кн. Царств, 18: 32-38). Это событие и отражено в ирмосе: "Ис пламене святым росу источи, а праведнаго жертву и воду попали, вся бо твориши Христе елика хощеши. Тем Тя превозносим Господа во веки". 

("Слово Церкви", 1915, No. 46).






Комментарии