Что такое Антимис, и как его используют?

Сербский Антимис 16 века


Где есть указание на переносные престолы, которые принято вкладывать в отверстие, для сего сделанное в обычном престоле?

Вы имеете в виду так называемые "походные антимисы". Церковные археологи высказывают по этому поводу следующее предположение. Так как восточные христиане нередко подвергались нападениям еретиков и варваров, то не могли поставлять в храмах твердых престолов из мрамора или из другого какого-нибудь камня, из серебра, золота и других тяжелых веществ. Для лучшего же соблюдения святыни от насилия и осквернения от еретических и варварских рук установили вместо твердых освященных престолов иметь для совершения литургии освященные антимисы или вместопрестольники.

Толкователь же священных правил антиохийский патриарх Феодор Вальсамон полагает, что антимисы вошли в употребление вследствие определения 6-го вселенского собора, чтобы священники без дозволения епископа не совершали литургии в молитвенницах, находящихся в частных домах. "Ибо для того, вероятно, - говорит он, - придуманы и антимисы, и уготовляются от местных архиереев в то время, когда они совершают освящение церкви, чтобы полагать оные на святые трапезы молитвенных храмов и дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенника и доски святыя трапезы, то есть, совершение освящения, и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие" (Толкование на 31 правило 6-го вселенского собора).

В сущности эти два объяснения не противоречат одно другому. Очень может быть, что во времена гонений, когда христианские храмы были разрушаемы от еретиков и варваров, и совершение в них богослужения являлось делом опасным, епископы снабжали презвитеров освященными переносными антимисами, на которых они могли бы совершать евхаристию в частных домах, в пещерах и даже на открытом воздухе, где только возможно было укрыться от злобы врагов.

Впоследствии же, когда прекратились гонения, епископы удержали обычай раздавать и рассылать такие антимисы, хотя уже по другой причине. Именно - по причине невозможности каждый раз совершать лично освящение всякого нового храма. По словам блаженного Симеона Солунского, "на них совершается все, что и на божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освященные, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие таин".

"Антимисы не утверждаются на одном месте и не соединены нераздельно с храмом, потому что на них как бы весь мир служит храмом... На них совершается без исключения все, что и на утвержденной на одном месте божественной трапезе, потому что и каждый из них есть священная трапеза, и они исполнены славы Божией".

Иоанн епископ Критский в 13-м своем правиле говорит: "Литургисающий и крестящий с антимисом в особом месте, украшенном божественными иконами, при некоторых домах или на кораблях, не должен быть осуждаем, как и сопровождающие царей во время путешествий клирики священнодействуют таким же образом на пустых полях в особом предназначенном для сего шатре.

("Слово Церкви", 1915, No. 50).






Комментарии