Каждение


Во время молитвы домашней и церковной бывает каждение или курение фимиамом – ладаном. Общий смысл этого курения понятен. Фимиам знаменует, что молитвы наши должны быть курением благовонным Господу, должны возноситься к Нему ввысь. Как дым кадильный. И как ладан только тогда становится фимиамом или особенно приятным благовонием, только тогда поднимается горе в новом, тончайшем и благороднейшем виде, когда под действием огня сгорает и из твердого камня становится мягким пеплом; так и человек, и молитва его только тогда угодны Богу, когда сожжет тот человек жестокую свою волю огнем любви ко Господу и растопит сердце свое горячей молитвой. Когда всего себя – душу, волю и сердце принесет во всесожжение духовное ко Господу. (Учение о Богослужении Христовой Церкви).

По изъяснению других толкователей церковных чинов и обрядов, кадильница означает человечество Христа, огнем Божества наполненное, а Благоуханный дым – предваряющее благоухание Святаго Духа. Толкуется так же кадильница, ка благоуханное веселие. (См. так же в соч. Н.ф. Красносельцева: О древних литургических толкованиях). По существующему обычаю, священник при каждении держит кадило так: кольцо надевается на пальцы, мизинец и безымянный, которые соединяются затем с большим пальцем во имя Пресвятой Троицы, а два перста – указательный и великосредний, протягиваются, в знак изображения Божества и человечества Сына Божия, т.е. персты слагаются так же, как для крестного знамения и благословения. (Церковь, 1913).

Каждение совершается троекратно во имя Св. Троицы, и крестообразно в воспоминание Креста Господня. Дважды прямо т.е. перед собой (вертикально сверху вниз), а в третий раз поперек (слева на право). Священнослужитель, кадя фимиамом молящихся, должен произносить слова: "Дух Святыи найдет на вас, и сила Вышняго осенит вас". Молящиеся с благоговением кланяются и отвечают: "Дух Твой благии наставит мя на землю праву".

Возжжение перед иконами фимиама, не возбранено мирянам, ибо оно выражает благоговение перед Богом и Его святым храмом.

Разжигать и обносить кадильницу (кацею) во время богослужения без священника может только человек, получивший на это благословение от настоятеля этого прихода. Однако благославленный не может кадить в алтаре, не имеет право также кадить молящихся, ибо это дело исключительно священнослужителей. Диакон в отсутствии священника не может кадить молящихся, и вообще кадить по-священнически.






Комментарии