Как поступать с иконами и другой святыней, если они стали негодными к употреблению?


В ответах митрополита Иоанна (1080-1089) содержится следующее указание: "Святую трапезу древяну сущу и честныя кресты и иконы, аще ветхи будут, постраивати, а не отврещи; аще отнюд ветхи будут, и божественныя иконы никакоже имеюще вписанных образ святых, в местех оградных, кде ни человек, ни ино что животин пометаемо скверно нечисто, погребутся со всяким почтением". 

Иными словами, ветхую святыню не следует отвергать, выбрасывать, но постараться исправить, починить, а если она настолько ветха, как, например, иконы "никакоже имеюще вписанных образ святых", то святыню следует зарыть в землю "со всяким почтением" в месте, где она не может быть осквернена. ("Слово Церкви", 1915, No. 9). 

Сектанты укоряют нас, православных христиан, будто чествованием святых икон мы нарушаем вторую заповедь Синайского законодательства. Справедливо ли обвиняют нас сектанты? Несправедливо. Вторая заповедь Синайского законодательства гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что на воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им" (Исх., 20, 4,5). Но что же такое кумир, или изображение, которым этой заповедью воспрещается поклоняться и служить? Ответ на этот вопрос мы находим в той же книге "Исход". Здесь читаем: "Собрался (народ) к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами... И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них золотого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской. Увидев сие, Аарон поставил перед ними жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: Завтра праздник Господу... И сказал Господь Моисею: Поспеши сойти (отсюда), ибо развратился народ твой, которого вывел ты из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им. Сделали себе тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской" (Исх., 32, 1-5,7,8). Вот что значит кумир, изображение, которым воспрещается второй заповедью служение и поклонение. Кумир - это ложный бог, вроде такого бога-тельца, которого сделали себе израильтяне. Но есть ли какое-нибудь сходство между вот таким кумиром, почитанием его и служением ему, и святыми иконами, изображениями Господа Бога и святых Его угодников, и почитанием чрез посредство их лиц, на них изображенных? Никакого. 

Представим, что кто-нибудь у себя в доме имеет портреты своих родных или, вообще, близких лиц. Спрашивается, что представляют из себя эти изображения - кумиры, ложных богов, или это действительно только портреты известных лиц? Полагаем, что и сами сектанты, привыкшие перетолковывать все по-своему, не решатся сказать, что это кумиры. Но если портреты не святых лиц не суть кумиры, то почему же сектанты относят к числу кумиров святые иконы, изображения Господа Бога и святых Его угодников? Применяя к этим святым изображениям вторую заповедь Синайского законодательства, сектанты кощунствуют над святым ликом Господа. Сектанты иногда говорят: "Пусть такие изображения непредосудительны, и иметь их не является преступлением против второй заповеди. Но почитание этих изображений, а тем более, поклонение им, воздавание Божеских почестей, положительно противоречит указанной заповеди". Без сомнения, если мы станем почитать эти изображения вместо Бога, воздавать Божеское почитание и поклонение самим иконам, т.е. материалу, из которого состоит икона, - это будет против второй заповеди Синайского законодательства. Но почитание, воздаваемое изображениям (иконам) Христа Спасителя и святых Его угодников, является почитанием не вещества изображения, а самого существа, которое изображено на иконе. Почитается не икона, как материал, а первообразное, т.е. самое лицо, которое мы видим перед собой в изображении на иконе. 

Чтобы исчерпывающе показать неосновательность применения сектантами второй Синайской заповеди в отношении святых икон, приведем догмат Святой Церкви относительно иконопочитания. "Последующе богоглаголивому учению святых отец наших и преданию Кафолическия Церкви, подобно изображению честнаго и животворящего Креста, повелеваем полагати во святых Божиих церквах иконы Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Богородицы, и всех святых мужей и чествовати их не богопоклонением, еже подобает единому Божественному Естеству, но почитанием по подобию, якоже воздается честь изображению Креста Христова, Евангелию и иным святыням. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу, изображенному на ней (догмат Седьмого вселенского собора). 

Из приведенного догматического учения ясно, что Святая Церковь чтит святые иконы не как кумиры, не как изображения ложных богов, притом не воздает им Божеского почитания и поклонения, что воспрещается второй Синайской заповедью, но только чтит их, как изображения ликов святых, воздавая чрез почитание их почитание и поклонение тем существам, которые изображены на иконе. 

(Слово Церкви, No. 4, 1917 г.).


Комментарии