Петр I и его мрачные «затейки»
Грабеж населения
Задумки царя реформатора проводились по сути за счет грабежа населения страны. Для этого был создан институт «прибыльщиков» — это особая должность, учреждение, целое финансовое ведомство; обязанность прибыльщика, по указу, «сидеть и чинить государю прибыли», т.е. изобретать новые источники государственного дохода. Начиная с 1704 г., один за другим вводились сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный — от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков — десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный — с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный — с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный — с печей, привальный и отвальный — с плавных судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы», говорит роспись в заключение. Появились налоги, трудно доступные разумению даже московского плательщика, достаточно расширенному прежними порядками обложения, или прямо его возмущавшие.
В. О. Ключевский писал: «Обложению подвергались не одни угодья и промыслы, но и религиозные верования, не только имущество, но и совесть». В частности, Петр I также установил перепись старообрядцев с целью «обложения раскольников подушною податью и притом двойною против православных». Установленное в 1715–16 годах, оно продолжалось до 20-го июля 1782 г., когда сбор двойного оклада со старообрядцев был навсегда отменен Екатериной II. По мнению исследователей, прибыльщики проявили большую изобретательность. Из перечня придуманных ими налогов, «выданных прибылей», как тогда говорили, видим, что они устроили генеральную облаву на обывателя, особенно на мелкого промышленника, мастерового и рабочего.
Как пишет ряд историков, при Петре население страны не только не росло, но даже сокращалось. В книге историка М. В. Клочкова (1911) приведены данные об уменьшении на 19,5% числа тяглых дворов с 1678 по 1710 г. Согласно Клочкову, причины «пустоты» дворов следующие: 20% хозяев взяты в рекруты и на работы, 35% бежали, 30% умерли, 15% убыли разными случаями. В книге о русской культуре (1898) историк П. Н. Милюков пишет, что «тотчас но смерти Алексея Михайловича в России населения было на 1/5 более, чем во время Петра». Согласно Милюкову, в России в конце XVII в. проживало 16 млн. человек, а к концу царствования Петра (1725) — около 13 млн., т.е. страна потеряла от деятельности Петра 3 млн. человек. Некоторые считают эти данные преувеличенными, однако однозначно одно — население во время царствования Петра находилось в крайне бедственном положении.
Пропаганда табака
Будущий император, проводивший лучшие дни своей юности в Немецкой слободе (ныне Лефортово), построенной в 1652 году для поселения иностранцев, вероятно, начал еще курить задолго до своей поездки в Голландию. Известно, что первыми его друзьями были заядлые курильщики — шотландец генерал Патрик Гордон и швейцарец Франсуа Лефорт. Очевидно, что к этому моменту юный царь уже был страстным курильщиком, ибо уже в феврале 1697 года царь издает указ о разрешении продажи табака:
«Продавать оный явно в светлицах при кабаках».
Знаменитая дипломатическая миссия, известная под названием «Великое посольство», началась несколько позже, в Европу царь прибыл спустя несколько месяцев после легализации табака. Страсть ко всему иноземному слепила царя, уже в ходе первых встреч с европейскими политиками и дельцами Петр обещал дать все преференции в деле распространения табакокурения и табачного бизнеса в России. Сохранился весьма любопытный доклад секретаря Британского посольства в Гааге наверх, в Лондон:
«Король встретился инкогнито с московским царем в Утрехте. Непосредственная польза, которую мы пытаемся извлечь из этого, состоит в том, чтобы он позволил нам ввозить табак в его владения».
Визит Петра в Лондон закончился не только получением многочисленных подарков, но подписанием принципиального соглашения о поставках английского табака в Россию. Принципиальные условия контракта были обговорены уже к концу февраля. Англичане получали в России табачную монополию на срок от двух до семи лет и согласились платить по 4 копейки за каждый фунт табака, ввозимого в Россию. Уже к сентябрю 1699 года в Россию было совершенно легально ввезено полтора миллиона фунтов табака.
С этого момента можно говорить о крупномасштабной табачной наркотизации России. Царь Петр не просто подавал пример в курении, но и требовал, чтобы его приближенные, да и все государственные сановники и военные курили трубку и голландский «руль» (сигару), или просто нюхали зелье в табакерке. Через несколько лет, в 1705 году, осознав прибыльность табачного дела (а по сути население России стало становиться табакозависимым), Петр учреждает казенную табачную продажу.
Всешутейшие соборы
Помимо прочего, табак использовался во время псевдорелигиозных церемоний, на так называемых Всешутейших соборах — разгульных пирах и оргиях, организуемых по приказу государя. Так, табаком окуривали «молящихся» во время «освящения» нового дворца близкого сподвижника Петра I — Франца Лефорта, которое состоялось 21 января 1699 года. Дворец Франца Лефорта был «освящен» в честь языческого бога пьянства Бахуса. Проведенный ритуал представлял собой глумление над православным чином освящения здания. Вместо того, чтобы кропить здание святой водой и кадить ладаном, участники действа несли чаши с вином, медом, пивом и водкой и кадили табаком.
Возглавлял обряд друг Петра — «князь-папа» Никита Зотов, носивший титул «Всешутейший и всесвятейший патриарх кир-еби Пресбургский, Заяузский, от великих Мытищ и до мудищ». Вместо креста у главы процессии, «князя-папы», были две скрещенные курительные трубки.
Историк Андрей Щеглов так рассказывает об этом печальном явлении:
«Петр Первый был личным создателем и вдохновителем „Всешутейского собора“. За рамками исторического понимания остается вопрос, почему человек воспитанный в традиционном христианском духе, мог неожиданно стать открытым низвергателем христианства. Начинал он учебу достаточно традиционно по Часослову, Псалтыри, Евангелию и Апостолу, учился всем церковным службам и пению. Скорее всего, тлетворное влияние на маленького Петра оказал его первый учитель Никита Моисеевич Зотов, дьяк посольского приказа и в дальнейшем активный участник кощунственного „всешутейства“.
„Сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор“, как глумливая пародия на христианскую Церковь, просуществовал не менее тридцати лет. Устройство собора кощунственно копировало всю церковную иерархию. В составе собора были „дьяконы“, „архидиаконы“, „попы“, „ризничий“, „архиереи“, в том числе „митрополиты“, а также „диаконисы“, „архи-игуменья“ и „князь-игуменья“ и т. д. У собора были свои молитвы, большая часть которых утеряна и сохранилась по частной переписке „соборян“
Участникам „собора“ были пошиты особые одеяния, которые тоже представляли собой пародию на облачения христианских священнослужителей: к примеру, вместо архиерейской панагии они носили флягу с вином, а на митре „князя-папы“ был изображен Бахус (римское изображение древнегреческого бога виноделия Диониса). Состав постоянных участников „собора“ безудержного разгула составлял от 80 до 200 человек, „неусыпаемой обители“ шутов и дураков». Интересно, что на этом кощунственном сборище бывал и настоящий епископ, также друг Петра, местоблюститель Патриаршего престола Феофан Прокопович.
Спаивание народа
Русский писатель и этнограф Иван Гаврилович Прыжов (1827-1885) собрал множество фактов о том, как Петр I потворствовал алкоголизации русского общества. Он отмечает, что XVIII век начинается с огосударствления винокурения и появления огромного числа кабаков, которые встраиваются в государственную систему. Харчевни, заменившие корчмы, были отданы на откуп. Теперь дело дошло до постоялых дворов. В 1704 году велено было описать в Москве постоялые дворы; но в том же году вышел новый указ:
«Постоялые дворы все отписать на великого государя и, оценя, отдавать на откуп, а хозяевам деньги за те дворы дать… по оценке».
Приближавшемуся всеобщему откупу в 1705 году на вино предшествовали откупа на рыбные промыслы, на соль, на табак. В 1708 году уничтожены частные винокуренные заводы в Московском уезде.
В 1707 году по всему Поморью у приходских церквей и у церковных приказчиков, и у всяких людей велено отписывать винокуренную посуду, кубы, котлы, казаны, вообще приказано было уничтожить частное винокурение со всякой жесточью, чтобы «сторонними воровскими тайными продажами не было государю помехи и убытка». Целовальники (фискалы, сборщики налогов) доносили, что с отбором посуды в российских волостях питейной казне «учинилось немалое пополнение».
В 1705-1708 годах в волостях и селах питейные сборы, где их было от 100 до 1000 рублей, отданы на откуп купеческого чина людям. Откупщики, которые также назывались бурмистрами, лишались права сами производить вино (крепкий напиток — прим.), а должны были покупать его из казны т. е. государственного изготовления.
Таким образом, ради пополнения казны Петр и его наследники способствовали увеличению числа кабаков и продажи алкоголя.
Прыжов пишет, что такая политика Петра привела к тому, что в великороссийских губерниях, где раньше, в старину, пробавлялись пивом и брагой, теперь пили одну водку, и появилось страшное пьянство. Историк отмечает, праздник Ярилы, почти неизвестный до половины XVIII века, теперь разом появляется как праздник пьянства в губерниях: Тверской, Костромской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской. 30 мая 1765 года в понедельник Петрова поста и в последний день празднования Ярилы в Воронеже на площади стояли бочки с вином, валялись пьяные.
Кабаки обыкновенно возводились возле волостных управлений, чтобы пришедшие на волостные собрания напивались. Исследователь указывает:
«Часто эти сходки собираются не для дел, а по проискам целовальника, и ни одна сходка не обходится без пьянства, и такое пьянство тем вреднее, что тут пьянствует не частный человек, а административное собрание, облеченное властью!… У великорусского народа мало-помалу сложилось новое правило жизни, что не пить — так и на свете не жить».
Церковь как ведомство «православного исповедания»
В научной литературе существует устойчивый термин «никоно-петровская церковная реформа». И он неслучаен. Подразумевается, что начавшаяся с «исправления» богослужебных книг и обрядов реформа патриарха Никона и царя Алексея Михайловича закончилась системным переустройством церковных институтов во времена императора Петра Алексеевича.
Игумен Кирилл (Сахаров) размышляет на эту тему:
«При Петре Русская Церковь (новообрядческая, Синодальная церковь — прим. ред.) превратилась в часть Российского государства, и Синод, по сути, стал государственным, а не чисто церковным учреждением. „Ведомство православного исповедания“ — так прямо и именовалась в то время Великороссийская Церковь. До этого Церковь имела свое почетное место в государстве, теперь все стало по-другому, что напрямую повлияло на ее авторитет. В ХIХ веке Ф. Достоевский писал, что Русская Церковь находится в параличе. Во многих случаях, писал Смолич, церковные решения имели своей целью не сугубо церковные нужды, а интересы государства, императора. Петр вначале наряду с другими коллегиями учредил Духовную коллегию, но потом все-таки переименовал ее в Святейший Правительствующий Синод. При этом указал: „Доброго офицера приставить к сему учреждению, сей коллегии, дабы он наблюдал за архиереями“.
Влияние протестантизма было налицо. Петр, как известно, полтора года путешествовал по Европе. Вернувшись, узнав о стрелецком бунте, головы стрельцам лично рубил. Кажется, порядка полторы тысячи стрельцов было убито, причем Петр к этой бойне привлекал сановников, чтобы повязать их кровавой порукой. Это событие было отражено в известной всем картине Сурикова „Утро стрелецкой казни“. Церковное управление было реформировано по протестантскому образцу. Законодательным актом был принят Духовный регламент, составленный еп. Феофаном (Прокоповичем), выходцем из Малороссии, из Киева, учившимся на Западе. Для того, чтобы учиться на Западе в католических школах, надо было отречься от Православия, на что и шли наши малороссы. Потом они возвращались в Православие, но был факт отречения от веры. Между прочим, по канонам, отрекшийся от веры может быть причащен только на смертном одре, в конце своей жизни. А эти, обучающиеся на западе, становились архиереями».
Петр Первый как образ антихриста
В значительной части русского народа поселилось неприятие не только реформ Петра I, но и его личности. Рассказывали, что царь был подменен во время его поездки в Голландию. Рукописи, оставшиеся от императора, показывают, что он очень плохо владел русским языком. В них находится множество голландских и английских слов, а сами письмена больше похожи на каракули нездорового человека. Прочитать эти бумаги настолько сложно, что ученые не смогли все их перевести на нормальный русский язык сотню лет. Сейчас почерк Петра пытаются распознать при помощи искусственного интеллекта и IT технологий. Глава Федерального архивного агентства (Росархив), член президиума РИО Андрей Артизов отметил, что публикация письменного наследия первого российского императора является примером далекой от завершения работы. Считает, что в РФ насчитывается всего несколько человек, которые способны интерпретировать записи императора, и то их интерпретация находится под большим вопросом.
Гонения на старообрядчество
Вице-президент Синода архиепископ Феофан Прокопович писал об отношении Петра к старообрядцам: «Ведал он, какова темность и слепота лжебратии нашея раскольников. Бесприкладное воистину безумие, весьма же душевное и пагубное! А коликое беднаго народа множество от оных лжеучителей прельщаемо погибает!»
Применялись и совершенно пыточные методы «обращения» староверов. Помимо Высочайшего повеления 1722 года, по которому священники должны были доносить властям все открытые им на исповеди «преднамеренные злодейства против церкви и государства», к которым относился и переход в старообрядчество, Синод издал «Регламент», в котором указывалось:
«Несть лучшего знамения, почему познать раскольника», как насильно его причащать» [Цит. по: 7, 94].
Таким образом, церковные святыни во время правления Петра превратились в орудие пыток и казни. Даже был изобретен некий «кляп», с помощью которого Причастие можно было вливать староверу сквозь стиснутые зубы, о чем подробно сообщал старообрядческий историк Иван Филиппов. Были введены штрафы за нехождение староверов на исповедь и Причастие в храмы господствующей церкви, специальные взыскания за ношение бород, за право совершения треб и даже обязательные взносы в пользу официального духовенства. Было запрещено принимать жалобы и челобитные от них.
Историк Глеб Чистяков рассказывает и об антистарообрядческих исторических фальсификациях, сфабрикованных по прямому указанию царя:
«Местоблюститель патриаршего престола рязанский митрополит Стефан (Яворский), нижегородский архимандрит Питирим (впоследствии архиепископ) в содружестве и по совету с царем Петром I, известным выдумщиком, ради дела способным на любой обман, изготовили поддельные деяния вымышленного Киевского собора 1151 года, якобы осудившего двуперстие, крестный ход посолонь и другие древнерусские традиции.
«Открытие» сего исторического факта было решено приписать уже на тот момент упокоившемуся архиепископу Димитрию Ростовскому, имевшему тем не менее большой авторитет в Синодальной Церкви как составителю минейных сборников «Житий святых».
По свидетельству историка П. П. Пекарского, Петру I очень понравилась идея близких к нему иерархов. В своей записной книжке царь указал: «Написать книгу о ханжах и изъявить блаженства (кротость Давыдову и проч.), что не так как они думают и приплести к требникам, а в предисловии явить то дельцем Ростовского со товарищи» [1].
После изготовления документа были инсценированы научные поиски соборных деяний. Митрополит Стефан (Яворский) направил ученого монаха Феофилакта на исторические „изыскания“ в библиотеки и древлехранилища Киево-Печерской лавры. Там после длительных и тщательных поисков Феофилакт „нашел“ Деяния „Киевского собора 1151 года“. В этих „Деяниях“ было указано, что двуперстие, сугубую аллилуию и прочие древнерусские и древневизантийские чины изобрел в XII веке некий еретик Мартин Армянин».
Печальные итоги правления Петра
Вопреки многочисленным телевизионным сюжетам, прославляющим 350 летний юбилей Петра, на самом деле многие итоги его правления были прискорбными.
Одним из последних документов, критически рассмотревших деятельность Петра I, стала резолюция участников Круглого стола по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви от 25 мая 2022 года:
«Россия приобрела при Петре внутренние социальные и нравственные болезни, такие, как отрыв элиты от основного населения страны, культурно-цивилизационную зависимость от иностранного влияния и стремительную секуляризацию. Открывшись Западу в XVIII веке, Россия стала получать оттуда не только плоды западной культуры и знаний, но и „опасные идеи, основанные на отрицании христианского наследия и моральном релятивизме“. Внутри самой России начали зреть деструктивные силы богоборчества и разрушения. Следуя евангельскому принципу „по плодам их познаете их“ (Мф 7:16), приходится констатировать: спустя менее чем два столетия после Петра основанная им православная российская Империя пришла к чудовищной по своим последствиям революции, к духовной катастрофе ХХ века.
Таковыми оказались плоды поспешного и во многом насильственного обмирщения в западном духе, которые сказываются на нашей жизни и сегодня — как внутри страны, в сохраняющихся разделениях общества, так и во внешней политике — в трудных отношениях с коллективным Западом. В духовном же плане „путь Петра“ — антитрадиционализм, вседозволенность и подражание протестантскому устройству Церкви — зарекомендовал себя как „широкие врата“ (Мф 7:13), ведущие к катастрофам и трагедиям».
________________________________
Примечания:
[1] Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 1. 401.
Комментарии
Отправить комментарий