Спор новообрядца с древлеправославным христианином: О посте в субботу и неделю


Новообрядец: Читаю правило 64-е святых апостол: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя токмо (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Вот, видите, святые апостолы безусловно воспретили поститься в воскресенье и в субботу (кроме Великой субботы) всем: и клирикам, и мирянам. А Вальсамон в толковании на это правило говорит, что для под­вижников это правило необязательно. Однако Церковь за это исключение Вальсамона не считает утратившим православие, несмотря на то, что он идет против апостольского правила.

Древлеправославный: Святые апостолы этим правилом воспрети­ли не подвиг воздержания, а то, что некоторые считали для себя обязательным поститься в эти дни, т. е. каждую субботу и в воскресенъе, как, например, постятся католики в субботу. Поэтому Вальсамон, сделав исключение для подвижников, не стал в противо­речие с самим правилом, а тем более не сделался чрез это наруши­телем апостольского постановления, так как те же святые апо­столы клириков, не вкушающих и в праздники мяса и вина ради под­вига воздержания, не осуждают, как это видно из других апостоль­ских правил: например, правило 53-е гласит: «Аще кто епископ, или презвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяс и вина, гнушаяся, а не ради подвига воздержания: да будет извержен». Точно так же и 51-е правило гласит о тех, кто вовсе удаляется от брака, и мяса, и вина: «Аще кто епископ, или презвитер, или диакон, или во­обще из священного чина, удаляется от брака и мяс, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения... или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (Кормчая полного перевода). Ясно, что и здесь вы не нашли оправдания своей церкви.

(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).

Комментарии