Икона "Обитель Соловецких чудотворцев". XVII в.
Место хранения: Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Начало Соловецкой обители связано с постриженником Кирило-Белоезерского монастыря Саватием и старцем Германом, которые первыми поселились на Соловецком острове в 30-х годах XV века. Преподобный Саватий после многолетних трудов, чувствуя приближение смерти, вернулся на материк, где и скончался в 1435 году. Уже после этого на Соловки переселился преподобный Зосима, уроженец заонежского села Толвуй. Схоронив родителей и раздав имущество бедным, он принял монашество. При нем на Соловках был построен первый деревянный храм Преображения с приделом святителя Николы Чудотворца. В 1452 году преподобный Зосима принял игуменство, а в 1465 — перенес в обитель нетленные мощи преподобного Саватия. Преподобный Зосима скончался в 1478 году. В 1547 году соловецкие подвижники были канонизированы, а 8/21 августа 1566 года их мощи перенесли в новый Зосимо-Саватиевский придел монастырского собора.
Оригинальность иконографии публикуемой иконы заключается в том, что основным объектом изображения служит сам Соловецкий монастырь — хотя фигуры преподобных и располагаются в центре композиции, их размеры относительно невелики. Примечательно, что в надписи на верхнем поле этот образ назван «Обитель преподобных чудотворцев Зосимы и Саватия».
Подобные иконы встречаются редко, причем происхождение этой иконографии пока не получило убедительного объяснения. При этом на рыбинской иконе обитель соловецких чудотворцев имеет облик, достаточно далекий от реальности: боковые стены и башни отсутствуют, каждый из храмов не изображен в деталях, а скорее обозначен храмовой иконой, конструкция и расположение зданий условны. Спасо-Преображенский собор показан башнеобразным, а не пятиглавым, по обе стороны от него высятся декоративные звонницы с колоколами, которые раскачивают двое иноков. Красные кровли, серебристо-зеленые, белые и охристые здания, золотисто-коричневые горки и золотой фон объединяются в исключительно звучный цветовой аккорд, словно вторящий колокольному звону. Панорама монастыря традиционно открывается со стороны Святых ворот и бухты Благополучия, где мирно плавают огромные рыбы и птицы. Пруды и садки для рыбы и каналы-протоки для водоплавающих птиц действительно существовали на Соловках со времен игуменства Филиппа Колычева (1546—1566), однако вряд ли эта деталь отражает только бытовые реалии жизни обители. Согласно традиционным символическим толкованиям, рыбы и птицы могли восприниматься как образы христианских душ. Кроме того, в христианском искусстве с древнейших времен птицы, пьющие из источника, прообразовывали познание учения Христа.
Вероятно, образ из Рыбинского музея происходит с Соловков. В 1615 году в монастыре было построено здание иконописной палаты, где писали в основном иконы соловецких святых для многочисленных паломников. Однако высокий уровень письма публикуемой иконы заставляет усомниться в том, что она была рядовой паломнической реликвией. Скорее ее можно отнести к числу так называемых «подносных» икон, которые предназначались для важных персон, посещавших монастырь. Не исключено, что такой «персоной» мог быть кто-то из рода Михалковых. Подносные образа писались не столь массово, как паломнические, но и не были единичными. Это подтверждает икона из музея в Реклингхаузене (Германия), почти буквально повторяющая публикуемый памятник.
Данная описываемая икона пришла из имения Петровское Рыбинского уезда. Поступила в музей в 1921 году.
Вероятно, образ из Рыбинского музея происходит с Соловков. В 1615 году в монастыре было построено здание иконописной палаты, где писали в основном иконы соловецких святых для многочисленных паломников. Однако высокий уровень письма публикуемой иконы заставляет усомниться в том, что она была рядовой паломнической реликвией. Скорее ее можно отнести к числу так называемых «подносных» икон, которые предназначались для важных персон, посещавших монастырь. Не исключено, что такой «персоной» мог быть кто-то из рода Михалковых. Подносные образа писались не столь массово, как паломнические, но и не были единичными. Это подтверждает икона из музея в Реклингхаузене (Германия), почти буквально повторяющая публикуемый памятник.
Комментарии
Отправить комментарий