О послании Исуса Христа царю Ав(б)гарию и Спасе Нерукотворном
Хотя в каноне Библии нет никаких посланий от пера Исуса Христа, церковное предание говорит о переписке Ав(б)гария царя Эдесского и Исуса Христа.
Об этом свидетельствует «Сборник слов и поучений» XIII века (62 об. - 68 об).
Оригинал здесь:
Перевод:
Принесение нерукотворенного образа Господа нашего, Исуса Христа, из Эдессы в Царьград.
Господи благослови, Отче!
Необходимо побеседовать именно о самой благодати Бога и Спаса нашего, Исуса Христа. Когда Он сотворил прекрасно много чудес и всем народам стало известно об Исусе, услышал об этом Авгар, князь эдесский, который страдал от черной проказы и неприятной немощи. И пожелав своими глазами видеть Самого Создателя и не будучи в состоянии, Авгар послал к Исусу умоляющее послание, говоря [в нем] так: «Я слышал о Тебе, Господи, и о Твоих исцелениях, совершаемых лишь словом. Ты даешь исцеление болящим: слепым — прозрение, хромым — возможность ходить, глухим — слышать. Очищаешь прокаженных и мучимых долговременными недугами исцеляешь. И кровоточивую женщину, прикоснувшуюся к одеждам Твоим, Ты исцелил и мертвых воскрешаешь. И я услышал и понял сердцем своим, что Ты один из двух, сошедший с небес, и что Ты — Сын Божий. Слышу же и то, Господи, что иудеи ропщут на Тебя и хотят убить. Город же мой невелик, а люди в нем добры. И его будет достаточно нам обоим».
Необходимо побеседовать именно о самой благодати Бога и Спаса нашего, Исуса Христа. Когда Он сотворил прекрасно много чудес и всем народам стало известно об Исусе, услышал об этом Авгар, князь эдесский, который страдал от черной проказы и неприятной немощи. И пожелав своими глазами видеть Самого Создателя и не будучи в состоянии, Авгар послал к Исусу умоляющее послание, говоря [в нем] так: «Я слышал о Тебе, Господи, и о Твоих исцелениях, совершаемых лишь словом. Ты даешь исцеление болящим: слепым — прозрение, хромым — возможность ходить, глухим — слышать. Очищаешь прокаженных и мучимых долговременными недугами исцеляешь. И кровоточивую женщину, прикоснувшуюся к одеждам Твоим, Ты исцелил и мертвых воскрешаешь. И я услышал и понял сердцем своим, что Ты один из двух, сошедший с небес, и что Ты — Сын Божий. Слышу же и то, Господи, что иудеи ропщут на Тебя и хотят убить. Город же мой невелик, а люди в нем добры. И его будет достаточно нам обоим».
Говорит Исус Анании, посланному Авгаром к Исусу: «Знай впредь, за то, что, не видев Меня, уверовал, здоровье тебе уготовано. Я послан исполнить всю правду, а потом предстоит Мне взойти туда, откуда Я снизошел. И вот пошлю Я к тебе одного из учеников Моих — Фаддея, дабы недуг твой он исцелил».
Когда Авгар услышал такие слова, он послал иконописца, искусного в писании икон, в Иеросалим, дабы он написал образ Исусов тайно на плащанице. И пришел Лука в Иеросалим и вошел в собрание, где Исус учил, и, встав в удаленном месте, стал писать образ Исусова лика природными красками, недоумевая, как ему удастся постигнуть непостижимое Божественное Слово. Однако тайновидец происходящее тайно сделал явным. И тотчас Исус воззвал, говоря: «Лука, Лука, Авгаров посол, дай мне плащаницу, что принес от Авгара». И вошел Лука в собрание и отдал Исусу плащаницу. И тотчас воды попросил Исус и омыл пречистое и Божественное Свое лицо водою, а плащаницею отерся. О чудо, выше ума, превосходящее разум! Простая та вода преобразовалась в краски и, скатившись, закрепилась на плащанице, и явился образ Исусов на плащанице, так что ужаснулись и в страхе все были. И отдал его (образ) Фаддею апостолу и послал его в град Эдессу, где лежал Авгар, болящий на одре шесть лет. И отправились Лука-посол с Фаддеем, неся нерукотворенный образ. И пришли они в место, называемое Иераполь, и остановились за городом в гостинице. И, опасаясь, спрятали образ Господень между двух глиняных плит. И явился столп огненный с небес и встал над тем местом, где был спрятан образ Господень. Когда же стража увидела такое чудо, завопила громким голосом. И когда услышали все люди в городе, всполошились, и было смятение великое в городе. Фаддей же и Лука быстро взяли образ Господень и отправились в путь свой. Когда же пришли горожане на место, где стоял огненный столп, ужаснулись и пали ниц, и, взглянув, увидели, что отпечатался тот образ Господень на одном из камней. Они же, горожане, взяв этот отпечаток, понесли в город. И когда они вошли в городские ворота, вот, стали собираться слепые, хромые, бесноватые и прокаженные, кричащие и взывающие: «Исус, Спас Бога вышнего, помилуй нас!» И, прикасаясь к подобию образа Господня, получали исцеление. Когда же увидели горожане те преславное это чудо, то прославили всемилостивого Бога и уверовали в святую Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа.
Когда же Фаддей с послом подошли к городу Эдессе и были за версту от него, появился некий хромец ползающий и, увидев апостолов Господних, закричал, говоря: «Помилуй меня!» И прикоснулся апостол Господень, который нес образ Господень, к нему, и тотчас же вскочил хромой и побежал быстро в город впереди апостолов. И, увидев его, все горожане дивились, говоря: «Не это ли сын той вдовицы, что ползал на коленках?» Одни говорили: «Он», а другие: «Похож на него». И быстро доложили о нем князю Авгару. И он призвал его к себе и спросил его: «Кто тебя исцелил?» Ответил юноша, сказав: «Когда я был за версту от города и просил у прохожих милостыню, некий человек шел по дороге с другом. Я стал просить у них милостыню. И один из них прикоснулся ко мне, и, вскочив, я выздоровел совсем, каким ты меня и видишь». Авгар же подумал, что это — Христос, и послал множество слуг навстречу. И, идя, они встретили апостолов, несущих образ Спасов нерукотворенный. И когда они пришли во дворец к Авгару, где он лежал на одре немощный шесть лет, Авгар, увидев убрус и на нем образ Исуса Христа, тотчас захотел от радости как бы привстать с одра, на котором лежал. И тут же вскочил с одра и сделался здоровым в один миг всем телом, как будто и не болел никогда. И он освободился от неисцелимых страданий и пал пред пречистым образом и стал с любовью класть поклоны. И потом сказал Авгар апостолу Фаддею: «Что мне следует делать?» И сказал ему апостол: «Крестись!» и он крестился в граде Эдессе с женою и с детьми, и всех, относящихся к дому его, крестил апостол. И весь город его крестился во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Пречистую же ту и чудную плащаницу, на которой образ Христов, князь Авгар повелел над вратами городскими, оборудовав почетное и хорошо сделанное место, устроить. Он отдал приказ чтобы всякий человек, входящий в город или выходящий сперва святому и честному образу поклонился, a norovt (?) вошел в город или вышел, написав так над ним: «Владыка многомилосердный, Христос, Боже наш, надежда для Всех стран света, помилуй нас, ибо в Тебя веруем. Всякий надеющийся на Тебя, не ошибется в ожиданиях».
Потом же, когда прошло много лет, некий идолопоклонник стал властителем града того. Он захотел божественную икону ту Христову уничтожить, поставив вместо нее бесовское изваяние мерзких идолов. Узнав об этом, епископ града того задумал замысел. Поскольку место было округлым, как бы в виде каменного свода, там, где был образ Спасов, то епископ ночью, когда никто не знал, зажег светильник пред Божественным образом и заложил кирпичом. Плитами и известью снаружи изображение иконы он оградил и сделал стену ровной. И поскольку невидимой стала (икона), сорвался умысел нечестивый. «И вот, — сказал он, — невидимо такое сокровище».
Потом же, через много лет, пришли персы и захотели взять эдесский град штурмом. Горожане же возопили к Богу со слезами, прося милости и помощи у Него. И тотчас вскоре освобождение обрели. В одну из ночей Евлалию, епископу того града эдесского, явилась в видении жена светоносная, говоря ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его». И показала ему то место. Епископ же с радостью великой, как только стало светать, разобрал ограждение и обрел пречистый образ Христов нерукотворенный и горящий светильник. На кирпиче же, заложенном для сохранения (иконы), другое изображение, неотличимое от первого, запечатлелось. О чудо! За столько лет светильник тот не угас, а сокровище то не было обнаружено. Когда же епископ взял пречистую икону и встал над вратами града и воздел руку вверх, держа в руке тот честной и нерукотворенный образ Христов, как будто огнем стали гонимы персы. И таким образом пострадав, посрамленные персы отступили от града эдесского. Одни умерли, другие были побиты.
Но была Божия воля, чтобы сей святой образ Господень пребывал в славном и богохранимом граде Константинополе. Бывший тогда у власти Роман, греческий цесарь, послал две тысячи литр злата и тьму серебра и двести сарацин, мужей знатных, к владельцу эдесского града, чтобы он послал к нему пречистую ту икону, образ Господень, и долговременный мир он даст ему, если получит желаемое. Цесарь послал в эдесский град за изумительным, и чудесным, и достохвальным сокровищем сто епископов, две тысячи и шестьсот священников, а диаконов сорок тысяч, а игуменов, и черноризцев, и монахов кто же может назвать число. И придя в эдесский град, взяли те пречистый образ Господень, со слезами умоляя и псалмами и песнями взывая: «О владыко, Господи, помилуй!» И когда они приблизились к греческой стране, стало известно цесарю и патриарху, что уже приблизились и они с образом нерукотворенным. Вышел цесарь со всеми сановниками, и патриарх со всем клиром, и весь народ — бесчисленное множество, мужчины и женщины. Покрыли море корабли со свечами и воскурениями благовонными. И когда сошлись, стали возглашать они: «Слава Тебе, многомилостивый владыка, пожелавший прийти к нам, недостойным рабам Твоим! Слава Тебе, прещедрый Господи, давший возможность нам, грешным, поклониться пречистому образу Твоему! Слава, Христос, Твоей воле, ибо устраиваешь все на пользу и для спасения рода человеческого!» И когда вошли все в город, понес патриарх над головой ковчег златой, в котором было сокровище дороже всего мира. Народ же, идущий вослед, возглашал: «Господи, помилуй!» А другие пели песнопения различные: «Христос, приходящий явственно, Бог наш!» Иные громогласно возглашали: «Радуйся, град Константина! Вот цесарь, избавитель твой пришел. Не на осленке, как прежде в Иеросалим, ньше же на пречистой иконе, желая спасти нас от заблуждения злых идолов». Многие же больные без числа исцеление обрели: слепые прозрели, глухие стали слышать, хромые — быстрее серны стали бегать, немые — заговорили, и все бесноватые исцеление обрели. Все же возглашали громким голосом: «Прими,— говорили,— град Константина, славу и радость. И ты, Роман — цесарь Багрянородный, царство свое упрочь!» И вошли в церковь Премудрости Божией в 16 день августа, и это сокровище честное приняли. Ему же цесарь, и святитель, и просто все множество с радостью поклонились и, поцеловав, положили в раке златокованой.
И отсюда — светлое торжество пришествия божественного изображения зрака Христа, истинного Бога нашего, совершая, празднуем, славу Ему воссылая с Отцом и Святым Духом".
Данное свидетельство есть ещё в некоторых источниках:
Мовсес Хоренаци (ок. 490) «История Армении» кн. вторая.Евагрий Схоластик (ок. 590) «История Церкви» кн. четвертая.
Ефрем Сирин (373) «Предсмертное завещание», история с Авгарием есть только в греческом варианте.
«Учение Аддая апостола» (V—VI вв.) сирийская рукопись.
Евсевий Кесарийский (339) «Церковная история» 1.13.
Комментарии
Отправить комментарий