Спор новообрядца с древлеправославным христианином: О крещении в молитвеннице


Новообрядец: А вот еще пример: читаю правило 59-е Шестого вселенского собора: «Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся; но хотящие удостоитися пречистаго просвещения к кафолическим церквам да прихо­дят и тамо сего дара да сподобляются. Аще же кто обличен будет не хранящим постановленнаго нами: то клирик да будет извер­жен, а мирянин да будет отлучен». А Двукратный собор 12-м правилом с соизволения местного епископа разрешает крестить и литургисать в молитвеннице. Вот видите, тоже есть изменение, да вообще таких примеров очень много, и я еще их приведу.

Древлеправославный: Согласен с вами, что вы много приведете примеров, но не приведете ни одного такого, который бы мог служить оправданием вашей церкви в отменении древних свято-церковных преданий и признаний их еретическими. Как сейчас увидим, что и этот пример ничуть не оправдывает вашу церковь. Вы прочитали 59-е правило Шестого вселенского собора, что нельзя совершать таинство святого крещения в молитвеннице, а почему же вы не прочитали 31-е правило того же Шестого вселен­ского собора, которое гласит следующее: «Определяем, чтобы свя­щеннослужители, священнодействующие или крещающие в молит­венных храмах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа. Того ради, аще который кли­рик не будет соблюдати сего таковым образом, да будет извержен».

Не то же ли самое здесь, что и в 12-м правиле святого Дву­кратного собора, указанном вами?

Новообрядец: Да, 12-е правило Двукратного собора и 31-е Шестого вселенского собора вполне тождественны между со­бою, но 59-е правило Шестого собора безусловно воспрещает крестить в молитвеннице, значит, здесь есть противоречие.

Древлеправославный: Нет, в правилах противоречия быть не может! Ставить правила соборные между собою в противоречие свойственно только вашим миссионерам, от которых, очевидно, и вы в этом позаимствовались, а я, как защитник святой Истины, постараюсь согласовать эти правила — и не своими словами, а словами толкователя священных правил Зонара. 

Вот что он пишет в толковании на 59-е правило Шестого собора: «Это правило, ка­жется, решительно запрещает быть крещению в молитвеннице, находящейся внутри дома, а дерзнувшего это сделать посвященно­го извергает, а мирянина отлучает. А 12-е правило Двукратного собора, бывшего в храме святых апостолов, требует, чтобы литургисающие в молитвеннице, находящейся внутри дома, были из­браны, то есть определены, особо назначены местным епископом. Итак, из обоих сих правил выводится то заключение, что и не со­вершенно запрещено совершать священнодействие в такой молит­веннице и крестить, и не всякому дозволено. Но отцы хотели, чтобы имеющие священнодействовать в молитвенницах были определен­ные и известные, и чтобы кроме них другому не дозволено было это делать, и чтобы это не было предоставлено произволу каждого священника, чтобы дозволение на это получаемо было от епископа страны. Те, которые совершают сие по собственному дерзновению, подлежат извержению, а имеющие с ними общение отлучаются. И 31-е правило сего Шестого собора повелевает священнодейство­вать и крестить в таковом молитвенном доме по изволению епи­скопа». 

Итак, ясно, что здесь в правилах противоречия нет, и как я уже неоднократно доказывал, быть не может, а потому и этот при­мер не оправдывает вашу церковь. Теперь прошу продолжать то, что вы находите нужным сказать в защиту своей церкви.

(Варакин Д .С . Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона).

Комментарии