Как Церковь учит о храме Божием?
Итак, необходимо сказать об освящении храма. Ибо в самом храме водружается жертвенник, и через жертвенник храм становится святым. Без жертвенника он не храм, но только дом молитвы, получающий освящение только от молитв. Не место славы Божией, не обитель Божия и не имеет божественной силы, чтобы, по причине присущей в нем благодати, возносить к Богу воссылаемые в нем молитвы. Нельзя в нем и приносить на трапезе божественные дары и чрез священноначальственные молитвы и знамения Креста прелагать их Духом Святым в Тело и Кровь Христову. Нет в нем даже и трапезы. Посему, чтобы он был всем этим, чтобы имел такую силу и соделался храмом Божиим, он освящается божественною благодатию и священнодейственными молитвами, и после этого уже не похож на другие домы, но от земли освящен Богу. Богат Самим Обитателем. В нем и слава Его, и сила, и благодать. Потому что в нем призывается и имя Его, или, вместе с тем, кого-либо из святых Его. Посему он и носит название того, в чье имя назван.
Мы уже не называем его просто домом, но домом святым, потому что он освящен от Святаго Отца, чрез Всесвятаго Сына, во Святом Духе и потому что он действительно есть обитель Троицы. Посему, если он посвящен одному имени, славимого в Троице Бога, мы, как бы идя к Самому единому Богу, говорим: идем ко Святой Троице, то есть, в посвященный Ей храм. Или говорим: идем ко Христу, единому от Троицы воплотившемуся Богу Слову, или ко Пресвятой Его Матери, или к святым ангелам, или к апостолам, или к святому иерарху, или мученику, или к какому-либо святому. Что значат эти слова? То, что храм посвящен Богу и есть Его дом, и что Он пребывает здесь, что и призываемый здесь слуга Его так же пребывает в Нем, как бы в своем жилище, невещественно превитает в нем душою, а часто возлежит здесь и останками и действует божественною силою и благодатию, потому что мы, будучи двояки по природе, двояко принимаем и дары. Посему и в этих вещественных храмах присутствует благодать. Нисходя, она пребывает в них и действует ради нас по благоволению Отца, по милости Воплотившегося за нас и сугубо Воссоздавшего нас, и по наитию и щедротам содействующего Ему и нераздельного с Ним Духа (Сочинения блаженного Симеона, ч. 1, стр. 149-180).
("Слово Церкви", 1916, No. 5).
Комментарии
Отправить комментарий