БУЛАВИН И НЕКРАСОВ - Из книги Дмитрия Урушева

Наказание батогами. Гравюра И. Матюшина.

Долг каждого человека — защищать свою землю и свою семью от захватчиков, грабителей и угнетателей. Священный долг каждого христианина — защищать свою веру и свою Церковь от еретиков и безбожников.

Любовь ко Христу и Его Церкви превыше любви к родине и родне. Ведь и чужая земля может стать новой отчизной, и чужая родня — новой семьей. Но никто и ничто не заменит православную веру и Православную Церковь. При царе Петре это делом доказали казаки-некрасовцы, покинувшие отечество ради сохранения веры.

В начале XVIII века юг России гудел. Берега Дона и Волги охватила народная война под предводительством атамана Кондратия Афанасьевича Булавина. Ее участники — русские и малорусы, казаки и бурлаки, горожане и крестьяне — выступали против начальников и чиновников, воевод и бояр, ростовщиков и богачей.

Война началась, когда из Москвы на Дон прибыл полковник Долгоруков с отрядом солдат. Ему было приказано найти крепостных крестьян, бежавших от помещиков, и вернуть их хозяевам. Но по старинному обычаю все, нашедшие убежище на Дону, считались свободными людьми — казаками. И появление царских войск возмутило донцов.

Полковник с неслыханной жестокостью приступил к поимке беглых крестьян, не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей. Булавин с казаками вступились за своих братьев и сестер. В ночь на 9 октября 1707 года они напали на отряд Долгорукова, убили всех солдат и самого полковника.

Восстание поддержали бедные казаки, безземельные крестьяне, угнетенные староверы. Но зажиточные казаки были против Булавина, они не хотели проливать кровь за голытьбу, не желали ссориться с Москвой. Богатеи сговорились и убили атамана 5 июля 1708 года. Узнав об этом, царь так обрадовался, что приказал служить молебны и палить из пушек.

Мятеж был подавлен. Государевы войска разграбили и сожгли многие казачьи станицы и провели устрашающие казни: мужчин четвертовали и вешали, а женщин и детей топили. Царские военачальники казнили около 24 тысяч человек, в том числе многих благочестивых священников, диаконов и иноков.

Сам Булавин держался старой веры. Старообрядцами было большинство его сподвижников — Никита Голый, Игнатий Некрасов и Лукиан Хохлач. Поэтому они призывали людей выступать не только против угнетателей, но и против «эллинской веры» — русского православия, измененного Никоном по греческому образцу. Они призывали народ подняться на защиту древнего церковного благочестия.

Кондратий Булавин от имени донского войска обращался к простолюдинам:

— Мы всем войском стали единодушно, чтобы стоять нам со всяким радением за дом Пресвятой Богородицы, за истинную веру христианскую, за свои души и головы, сын за отца и брат за брата, друг за друга стоять и умирать заодно.

Никита Голый объяснял простонародью:

— Нам до черни дела нет. Нам дело до бояр и до тех, кто неправду делает. А вы, голытьба, идите из всех городов конные и пешие, нагие и босые. Идите, не опасайтесь! Будут вам кони, оружие, одежда и денежное жалование. А мы стали за старую веру, за дом Пресвятой Богородицы и за вас, за всю чернь, чтобы нам не впасть в эллинскую веру.

Хотя война за казачью свободу и старую веру была проиграна, дело Булавина не умерло. Его продолжил атаман Игнатий Федорович Некрасов, ревностный христианин и мужественный воин.

В сентябре 1708 года Некрасов с несколькими тысячами казаков-старообрядцев переселился на Кубань, которая тогда принадлежала магометанскому правителю — крымскому хану. Здесь атаман попытался осуществить вековечные мечты нашего народа о свободной жизни без чиновников и помещиков, без воевод и бояр.

Некрасов отправлял в Россию посланцев, которые призывали казаков и крестьян переселяться на Кубань, чтобы вольно жить при хане, а не бесправно прозябать при царе. Тогда многие оставляли родину и уходили на чужбину, хотя власти всячески препятствовали этому.

Свободолюбивых людей, объединившихся вокруг Игнатия Некрасова, стали называть некрасовцами.

Так возникла христианская община, в которой сохранялись порядки самоуправления донского войска, царили братство и взаимопомощь. Высшая власть в ней принадлежала кругу — общему сходу. Атаман избирался кругом на один год. Круг судил по законам Некрасова, которые назывались «заветы Игната». Вот некоторые из них:

— царям не покоряться, при царях в Россию не возвращаться;

— ни один член общины не может отлучиться без разрешения круга или атамана;

— одну треть заработка казак сдает в войсковую казну;

— за измену войску расстреливать без суда;

— за брак с иноверцами — смерть;

— за убийство члена общины виновного закопать в землю;

— муж должен относиться к жене с уважением;

— муж, обижающий жену, наказывается кругом;

— держаться старой веры;

— за богохульство расстреливать.

Неукоснительное следование «заветам» помогло некрасовцам выжить в басурманском окружении, сохранить православную веру и русскую народность.

Атаман Некрасов умер в 1737 году. Вскоре началось присоединение Кубани к России, завершившееся в 1783 году при императрице Екатерине II. Не желая жить под властью царей, казаки постепенно покидали Кубань и переселялись в местность Добруджа на берегу Черного моря. Тогда эти земли принадлежали Турции, а ныне разделены между Болгарией и Румынией.

Но границы России расширялись и продвигались к Добрудже. Снова возникла угроза попасть под царскую власть. И тогда множество некрасовцев перебралось в Турцию и поселилось на берегах озера Майнос.

Живя замкнутой общиной, окруженные чуждой турецкой средой, казаки держались стойко — сохраняли донское самоуправление, родной язык, народные песни и предания, русскую одежду, память об атамане Некрасове. Его «заветы» были записаны в «Игнатову книгу». Ее хранили в особом ларце в церкви. Хранили и знамя Некрасова.

При общине существовала школа, где обучали мальчиков. На школу и церковь, на содержание престарелых и больных, на вооружение шла третья часть средств, полученных казаками от земледелия, скотоводства и рыболовства.

Некрасовцы остались верны «заветам Игната» и не возвращались в Россию при царях. Только в XX веке, когда самодержавная власть была свергнута, они переехали на родину.

Источник





Комментарии