В чем правда России: Образ боярыни Морозовой на века
Есть в русском языке слово, стоившее народу и России непомерной цены. То слово – «правда». Правда нашей жизни – в жизни, но защитник правды и самих нас один-единственный – слово. И еще есть судьба. Слово – Бог, судьба – выбор быть с Богом. Не пощадил ли нас Господь, сокрыв правду явления русского народа на земной тверди?
И не потому ли скифы: а мы ведь для сгинувшего мира Рима и Византии «скуфь» – не потому ли скифы почитали себя молодым народом, хотя знались с Египтом.
Мы страна – выбора. Добро и зло, правда и ложь, жизнь и смерть. На самом-то деле выбора нет: коли прожил день, ухнешь в ночь. Но главное – с кем ты.
За что убили боярыню Федосью Прокопьевну Морозову? За то, что указательный и средний пальцы не соединяла с большим пальцем? Ей говорили: «Молись, как тебе угодно, однако обозначь хотя бы только раз перед властью, что ты как все. Пусть фальшиво, напоказ, но смирись. И восемь тысяч рабов – твои, земли, пастбища, реки, города и села – твои».
Всякий раз одно и то же. Будь как все. Собою можешь оставаться, но не показывая это.
Москва первая приохотилась лицемериться.
Петр I лицемерную Москву оставил ради трясины Петербурга. Но вот ведь какое дело! Москва, утратив царственность, отвергла лицемерие и стала Россией – боярыней Морозовой, а царством и церковью стал Петр.
Когда говорят «преобразователь», обязательно растопыриваются и надуваются. Говорят так, будто до Петра Россия – это глушь, тьма, дикость, лапти.
Царь Алексей Михайлович во время похода на Вильну, потом на Ригу взял у генералов-европейцев десятки городов и крепостей. Били поляков, били шведов.
Казаки на заработки ходили в Париж, воевали за короля умело.
Какую же невидаль военного искусства приобрел Петр для России? Парики для солдат? Шагистику? Мордобой офицеров?
Главное преобразование, к которому стремился Петр, было вышибить из русских русскую душу, суть нашу: славянство, скуфь.
Преобразование обернулось крепостничеством, весь народ превратили в рабов, а дворяне, лицемерясь перед властью немецкого петербургского двора, отреклись не только от народа, но и от родного языка.
Дивный Суриков запечатлел для будущих поколений образ боярыни Морозовой.
Это образ правды, образ народа, на котором анафема чужеземных патриархов и митрополитов, лишившихся кафедр у себя дома, и своих – лицемерящихся ради угождения царю.
Святость боярыни Федосьи Морозовой – истинная святость нашего народа. Может, и наивная, может, и детская, но драгоценнее такой святости в мире нет. Мы бы очень помогли себе в век чудовищных противостояний, признав подвиг Федосьи Прокопьевны Морозовой и ее сестры Евдокии Урусовой подвигом русского духа, русского сердца, подвигом любви к предкам, стало быть, к России.
Владислав Бахревский. "Боярыня Морозова"
Комментарии
Отправить комментарий