Об "ОДНОПЕРСТИИ" свт. Иоанна Златоуста


Богословы господствующей церкви и профессора духовных академий стали доказывать, что в разные эпохи в Церкви существовали различные перстосложения. Не было, кажется, одного лишь четыреперстия. Но было и одноперстие, и двуперстие, и триперстие и пятиперстие.

Где же этому доказательства? Стали указывать на свв. отцов Церкви. Например, Златоуст и Кирил Иеросалимский ясно учат одноперстию. На этих отцов сослался и докладчик о. Быстрицкий на беседе 16-го марта. Вследствие миссионерских условий, не допускающих возражений на доклад, мы не имели возможности на беседе разобрать эти свидетельства, теперь же подвергнем их рассмотрению. Не окажутся ли и они столь же ценными, как рука Камненоса, в одно время сложенная «явственно триперстно», а в другое - «явственно именословно».

В новых переводах творений св. Иоанна Златоуста, в одном месте его бесед на евангелиста Матфея, говорится: «Когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста... И не просто перстом должно его изображать, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера» (Беседы на Матфея . М., 1899. Ч. 2. Бес. 54. С. 362. - синодал. изд.). Эти слова Златоуста, собственно, одно слово «перстом», дали повод Филарету, архиеп. Черниговскому, а за ним и другим ученым утверждать, что этот святитель учил одноперстию. Других оснований у Златоуста во всех многотомных его творениях они не нашли. Итак, Златоуст учил одним перстом знаменаться. Это не так давно открыли ученые богословы господствующей церкви. Перевод на русский язык с греческого творений Златоуста делали они же. 

Но обратимся к самим грекам, которые, несомненно, лучше русских ученых знают и понимают свой родной язык и читали вышеприведенные слова Златоуста не в переводе, который может быть ошибочным, а в греческих изданиях его творений. Какое перстосложение они вычитали у Златоуста, и не теперь, а 260 лет назад, когда у нас на Руси еще не было церковного раскола? В то время известный Арсений Суханов вел свои знаменитые «прения с греками о вере». Спорили о сложении перстов. Арсений спросил греков: где написано, чтобы триперстием креститься? - «Митрополит Мелетий и архимандрит Анфим и Филимон говорили Арсению: Иван Златоустый о том пишет: Арсений говорил: добро есть, будет Иван Златоустый писал. Я рад слушать; покажите ми. И патриарх (Паисий) послал по Златоустову книгу. И как принесли книгу Ивана Златоустаго в десть греческую, печатана в Венецыи, и в Златоустове книге сыскали, писано глухо: повелевает крестообразно креститися, а как персты складать, - и того ничего не писано. И тут греки своего оправдания ничего не сыскали» (Исслед. С.Белокурова. Арсений Суханов. М., 1894. Ч.2. Вып. I. С. 33-34.). 

Теми же самыми словами Златоуста, которыми у нас, в России пытаются доказать, что этот святитель учил одноперстию, греки старались подтвердить троеперстие. Им, конечно, это не удалось. Но одно несомненно, что в греческой книге Златоуста стоит в разбираемом месте не перстом, а перстами. Так они и вычитали Арсению Суханову. И не только в греческом тексте, но и в русских его переводах (только не синодальных) это место сочинений Златоуста читается так: «Крестом, как печатию, всякие Божии заветы, какие получаем, как некою царскою печатию и перстнем печатаем и ничто лукавое не может приступить к нам. Но не просто перстами должно его изображать, но наипаче произволением и с полною верою» («Крестное знамение» М., 1887. С.12.). Так переводит это место и известный писатель-богослов протоиерей Г.М. Дьяченко (кн. его Уроки и примеры христ. надежды. М., 1894. С.318.). «Перстами» говорится и в Маргарите (Л. 387, слово 1-е о оглашении). ... Арсений Уральский свидетельствует: «Мы видели, - говорит он, - древлеписменный Златоструй, хранящийся в библиотеке Спасоевфимиевского монастыря в Суздале, который собран от златоустовых нравоучений сербским царем Симеоном. В 22 слове сего Златоструя помещено нравоучение от 54 беседы на евангелиста Матфея. Здесь имеются и указанные выше слова Златоуста, но только перст сказан числом множественным, а именно: «Не просто персты должно изображать его (крест) и проч.» (Оправдание старообрядческой Церкви. С. 65-66.).

На этот текст в «Златоструе» ссылался и Арсений Суханов: «Рцыте ми, о любомудрии, - пишет он в своем сочинении о греческих чинах, - что разньствует - еже благословити и освятити, и крестити и благословитися, и креститися и освятитися? Что в сем разньство, покажи ми? Понеже в нынешнее время разнебытиша крест, глаголюще и учаще: ино есть - еже крестити и благословити и освятити и креститися. И не вемы: что ради сам себе разньствиет крест? Како сице будет, что, хотя и сам будет архиерей, иным крестом людей освящая и просвящая и благословляя, другим же себе? Откуду таковая разнь прииде в Церковь? Отнели же слово Божие и Бог воплотися, бысть человек, - ни который богословец сице нам извеща о сем. Что у них не было в том разньства великое светило Иоанн Златоустыи пишет в поучении своем в книге глаголемей Златоструй в слове 22-м: что добро есть, глаголя, знаменатися рукою, и прекрещатися персты и верою ограждатися» (С. Белокуров. Арсений Суханов. М., 1894. С. 121.).

Этот ряд свидетельств убеждает нас в том, что Златоуст говорил не об одноперстии при крестном знамении, а о перстах, как обыкновенно и мы, старообрядцы, учим: «складывай пальцы», «изображай крестное знамение перстами истово» и т.п., разумея здесь не пятиперстие и не триперстие, а лишь двуперстное сложение.

"ОБ ИМЕНОСЛОВНОМ ПЕРСТОСЛОЖЕНИИ" (публичные прения Ф.Е. Мельникова и миссионера В. Быстрицкого)

Комментарии