Спор новообрядца с древлеправославным христианином: Об осуждении патриархом Феофилом свт. Иоанна Златоуста


Новообрядец: В древней Церкви православной был следующий факт: патриарх александрийский Феофил невинно на соборе у Дуба осудил св. Златоуста на изгнание, и Златоуст был низложен. Между прочим, ему была поставлена в вину принад­лежность его к оригенизму. Однако св. Иоанн Златоуст не при­знал за это Феофила еретиком, а также и вы, старообрядцы, и мы не признаем его таковым. Мало этого, Церковию приняты в ру­ководство 14 правил, принадлежащих этому патриарху Феофилу. Что вы скажете на это?

Древлеправославный: Скажите пожалуйста: признаете вы это осуждение Феофилом св. Златоуста правильным и законным?

Новообрядец: Нет, не признаю, да я уже сказал об этом, что Феофил осудил св. Златоуста невинно. Но дело не в этом. Я говорил, что Феофил за это незаконное осуждение не стал еретиком, а вы наши московские соборы за незаконное, по-вашему, осуждение ва­ших предков считаете или признаете еретическими, — вот в чем суть дела! Теперь вы потрудитесь доказать, что ваше отделение от нас из-за незаконных, по-вашему, клятв есть правильное.

Древлеправославный: Правильность отделения наших предков от ваших пастырей давным-давно доказана. Об этом говорилось нами при обсуждении каждого из приводимых вами примеров. Здесь я считаю своим долгом доказать только то, что и этот при­мер не оправдывает безумной реформы бывшего патриарха Никона. Итак, рассмотрим его. Невозможно допустить и помышле­ния о том, что св. Иоанн Златоуст держался оригеновой ереси. Следовательно, все причины к осуждению св. Златоуста сводятся к клеветничеству недоброжелателей и завистников святителя. В самом деле, что это был за собор, на котором председательство­вал Феофил, и по чьему внушению он был созван. Ответ нам на это дает сам великий светильник св. Златоуст: «Вижу, что сатана, не вынося моего учения, созвал уже против меня сборище» (Жизнь и труды св. Иоанна Златоуста, Творения, т. I, стр. 79). Если вы, любезный собеседник, желаете оправдать деяния мос­ковских соборов 1656-1667 гг. деяниями феофилова собора, то неизбежно должны признать, что и ваши соборища были созваны по внушению того же духа, т. е. сатаны. Тогда только и может этот пример служить оправданием никоновской реформы.

Новообрядец: Сравнение ваше удачное, но все-таки вы не доказали, что Феофила можно признавать еретиком за неза­конное осуждение им св. Златоуста, так же должны вы заключить и об наших пастырях, бывших на московских соборах.

Древлеправославный: Благодарю вас за то, что вы отчасти соз­нались в неудачном выборе этого примера, а теперь отвечу вам и на последние ваши слова. Феофил патриарх не признан еретиком потому, что он никакой ереси не проповедывал. Он по вере был православный епископ, и по этой простой причине св. Златоуст не считал его еретиком, по той же причине и вы, и мы не считаем этого Феофила еретиком. Осуждение феофиловым собором св. Златоуста произнесено не за православную веру и не за право­славные предания, как это сделано вашими московскими собора­ми, а просто захотела тогда Евдоксия, супруга императора Арка­дия, убрать св. Златоуста, чтобы он не обличал с константино­польской кафедры ее пороков, и вот подобрала себе партию из числа некоторых епископов, во главе с Феофилом, которые со­брали свору клеветников, большею частью за деньги подкуплен­ных, сплели разные клеветы на св. Златоуста и, наконец, осудили его.

Ваши же московские соборы осудили православных христи­ан за то, что они содержали православные предания, те преда­ния, которые содержали святые великие угодники Божии. Про- клиная за это наших предков, ваши соборы вместе с ними про­кляли и всех святых отцов, содержавших эти предания. Об этом мы читаем в «Деяниях вселенских соборов» следующее: «Вот, ныне мы, по его (Несториеву) распоряжению — не скажу прямо им подвергаемся отлучению — слышим анафема». Но так как нас за то проклинают, что содержалось в Церкви раньше, то, «таким образом, не только на нас и на других епископов всей вселенской Церкви, еще живых, но и на наших отцов, отшедших к Богу, произнесена анафема» (т. I, стр. 140). Пастыри ваши как бы ста­рались получить себе название совершенных еретиков таким беззаконным деянием, как об этом свидетельствует св. Феодор Студит следующее: «Как бы стараясь получить себе название совершенных еретиков, они на другом открытом соборе подверг­ли анафеме несоглашающихся с беззаконным их учением, или лучше, всю кафолическую Церковь, и из тех, которые встретились им, одних изгнали далеко, других заключили под стражу, возоб­новив опять гонение, по здешнему обыкновению» (ч. I, стр. 220, письмо 33). 

Что же касается вашего указания на 14 правил, изложенных Феофилом Александрийским, которые приняты к руко­водству Церковию, то едва ли это может относиться к вопросу нашей с вами беседы, но все-таки скажем и об этом нечто. Феофил Александрийский хотя и враг был св. Златоусту, но вместе с тем он был и православный патриарх и, как старейший епископ Александрийской области, имел неоспоримое право строить дела подведомственной ему патриархии. Свидетельством этой его деятельности и служат означенные 14 правил, которые были им изложены в виде ответов или указаний обращавшимся тогда к нему разным лицам, принадлежащим к клиру церковному. И так как причины, которые вызвали Феофила патриарха написать означенные правила, в церкви случались и после него, случаются и в настоящее время, поэтому Церковь и приняла к руководству эти правила, как соответствующие духу ее и исчерпывающие подобные недоразумения церковной жизни. Разве вам неизвест­но, что Церковию принят и внесен в ее богослужебные книги акафист Пресвятой Богородице, сочиненный даже еретиком-монофелитом Сергием, константинопольским патриархом. Кроме того, св. Церковь доселе совершает праздник Воздвижения Честнаго Креста, установленный папою Онорием — еретиком-единовольником. Однако же сами эти лица, патриарх Сергий и папа Онорий, не могут за это считаться православными. Точно так же и феофиловы 14 правил не показывают святости его само­го, хотя и приняты Церковию в руководство.

Новообрядец: Благодарю вас, я очень доволен вашим разъяснением...

Комментарии