Спор новообрядца с древлеправославным христианином: Об осуждении патриархом Феофилом свт. Иоанна Златоуста
Новообрядец: В древней Церкви православной был следующий факт: патриарх александрийский Феофил невинно на соборе у Дуба осудил св. Златоуста на изгнание, и Златоуст был низложен. Между прочим, ему была поставлена в вину принадлежность его к оригенизму. Однако св. Иоанн Златоуст не признал за это Феофила еретиком, а также и вы, старообрядцы, и мы не признаем его таковым. Мало этого, Церковию приняты в руководство 14 правил, принадлежащих этому патриарху Феофилу. Что вы скажете на это?
Древлеправославный: Скажите пожалуйста: признаете вы это осуждение Феофилом св. Златоуста правильным и законным?
Новообрядец: Нет, не признаю, да я уже сказал об этом, что Феофил осудил св. Златоуста невинно. Но дело не в этом. Я говорил, что Феофил за это незаконное осуждение не стал еретиком, а вы наши московские соборы за незаконное, по-вашему, осуждение ваших предков считаете или признаете еретическими, — вот в чем суть дела! Теперь вы потрудитесь доказать, что ваше отделение от нас из-за незаконных, по-вашему, клятв есть правильное.
Древлеправославный: Правильность отделения наших предков от ваших пастырей давным-давно доказана. Об этом говорилось нами при обсуждении каждого из приводимых вами примеров. Здесь я считаю своим долгом доказать только то, что и этот пример не оправдывает безумной реформы бывшего патриарха Никона. Итак, рассмотрим его. Невозможно допустить и помышления о том, что св. Иоанн Златоуст держался оригеновой ереси. Следовательно, все причины к осуждению св. Златоуста сводятся к клеветничеству недоброжелателей и завистников святителя. В самом деле, что это был за собор, на котором председательствовал Феофил, и по чьему внушению он был созван. Ответ нам на это дает сам великий светильник св. Златоуст: «Вижу, что сатана, не вынося моего учения, созвал уже против меня сборище» (Жизнь и труды св. Иоанна Златоуста, Творения, т. I, стр. 79). Если вы, любезный собеседник, желаете оправдать деяния московских соборов 1656-1667 гг. деяниями феофилова собора, то неизбежно должны признать, что и ваши соборища были созваны по внушению того же духа, т. е. сатаны. Тогда только и может этот пример служить оправданием никоновской реформы.
Новообрядец: Сравнение ваше удачное, но все-таки вы не доказали, что Феофила можно признавать еретиком за незаконное осуждение им св. Златоуста, так же должны вы заключить и об наших пастырях, бывших на московских соборах.
Древлеправославный: Благодарю вас за то, что вы отчасти сознались в неудачном выборе этого примера, а теперь отвечу вам и на последние ваши слова. Феофил патриарх не признан еретиком потому, что он никакой ереси не проповедывал. Он по вере был православный епископ, и по этой простой причине св. Златоуст не считал его еретиком, по той же причине и вы, и мы не считаем этого Феофила еретиком. Осуждение феофиловым собором св. Златоуста произнесено не за православную веру и не за православные предания, как это сделано вашими московскими соборами, а просто захотела тогда Евдоксия, супруга императора Аркадия, убрать св. Златоуста, чтобы он не обличал с константинопольской кафедры ее пороков, и вот подобрала себе партию из числа некоторых епископов, во главе с Феофилом, которые собрали свору клеветников, большею частью за деньги подкупленных, сплели разные клеветы на св. Златоуста и, наконец, осудили его.
Ваши же московские соборы осудили православных христиан за то, что они содержали православные предания, те предания, которые содержали святые великие угодники Божии. Про- клиная за это наших предков, ваши соборы вместе с ними прокляли и всех святых отцов, содержавших эти предания. Об этом мы читаем в «Деяниях вселенских соборов» следующее: «Вот, ныне мы, по его (Несториеву) распоряжению — не скажу прямо им подвергаемся отлучению — слышим анафема». Но так как нас за то проклинают, что содержалось в Церкви раньше, то, «таким образом, не только на нас и на других епископов всей вселенской Церкви, еще живых, но и на наших отцов, отшедших к Богу, произнесена анафема» (т. I, стр. 140). Пастыри ваши как бы старались получить себе название совершенных еретиков таким беззаконным деянием, как об этом свидетельствует св. Феодор Студит следующее: «Как бы стараясь получить себе название совершенных еретиков, они на другом открытом соборе подвергли анафеме несоглашающихся с беззаконным их учением, или лучше, всю кафолическую Церковь, и из тех, которые встретились им, одних изгнали далеко, других заключили под стражу, возобновив опять гонение, по здешнему обыкновению» (ч. I, стр. 220, письмо 33).
Что же касается вашего указания на 14 правил, изложенных Феофилом Александрийским, которые приняты к руководству Церковию, то едва ли это может относиться к вопросу нашей с вами беседы, но все-таки скажем и об этом нечто. Феофил Александрийский хотя и враг был св. Златоусту, но вместе с тем он был и православный патриарх и, как старейший епископ Александрийской области, имел неоспоримое право строить дела подведомственной ему патриархии. Свидетельством этой его деятельности и служат означенные 14 правил, которые были им изложены в виде ответов или указаний обращавшимся тогда к нему разным лицам, принадлежащим к клиру церковному. И так как причины, которые вызвали Феофила патриарха написать означенные правила, в церкви случались и после него, случаются и в настоящее время, поэтому Церковь и приняла к руководству эти правила, как соответствующие духу ее и исчерпывающие подобные недоразумения церковной жизни. Разве вам неизвестно, что Церковию принят и внесен в ее богослужебные книги акафист Пресвятой Богородице, сочиненный даже еретиком-монофелитом Сергием, константинопольским патриархом. Кроме того, св. Церковь доселе совершает праздник Воздвижения Честнаго Креста, установленный папою Онорием — еретиком-единовольником. Однако же сами эти лица, патриарх Сергий и папа Онорий, не могут за это считаться православными. Точно так же и феофиловы 14 правил не показывают святости его самого, хотя и приняты Церковию в руководство.
Новообрядец: Благодарю вас, я очень доволен вашим разъяснением...
Новообрядец: Благодарю вас, я очень доволен вашим разъяснением...
Комментарии
Отправить комментарий