Рожество иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и пренесение его св. образа от Вятки в Москву (29 июля/11 августа)

Рожество свт. Николы Чудотворца, Архиепископа Мир Ликийских. 
Фрагмент иконы. Новгород, 1370--1380-е годы

Рожество святителя Николы Чудотворца, епископа Мир Ликийских, Русской  Церковью празднуется 29 июля (ст. ст). Точное время установления празднования Рожества свт. Николы Чудотворца на Руси неизвестно. Прямые свидетельства об этом праздновании в Новгороде относятся к XVI веку. В Чиновнике Софийского собора записано, что празднование сопровождалось крестным ходом «от Софеи к Николе Чудотворцу на Розважу» [Голубцов А.П. Чиновник новгородского Софийского собора. – М., 1899. – С.132]. 

В 1556 году в Новгороде был основан монастырь, посвященный Рожеству Святителя Николы. Как говорится в летописи, монастырь на Розважи улицы Николы Чудотворца Рожение [Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. – СПб., 1899]. Рукопись со службой Рожеству свт. Николы была писана в Великом Новгороде в лето 7165 [1657 г.]. Далее след этой службы ведет вглубь России, в том числе в Троице-Сергиеву лавру. Именно в лаврской библиотеке был обнаружен еще один список этой службы Рожеству св. Николы. Он датирован 1723 годом. 

В царствование императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рожества святителя Николы Чудотворца в России было упразднено, возможно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах других Поместных Православных Церквей того времени. 

Посещение Великорецкой иконой «царствующего града Москвы» и ее всероссийское прославление 
Великорецкая икона Николы Чудотворца (XVI век)

Поистине важной вехой в истории почитания Великорецкой иконы стал 1555 год, когда по указу царя Ивана Грозного и с благословения святителя Макария, Митрополита Московского и Всея Руси, она совершила свое первое путешествие в Москву. Несомненно его значение для почитания Великорецкого образа в столице и на всем северо-востоке Европейской России. По сути, оно явилось всероссийским прославлением вятской святыни, причем на самом высоком церковном и государственном уровне. 

Произошло это вскоре после того, как в 1554 году в Хлынове сгорела церковь Прокопия Устюжского, при этом «едва ис того пожару вынесоша чюдотворныя две иконы святителя Николы да Прокопия Устюжского чюдотворца, иного ж ничего не успеша вынести», и сама чудотворная икона «потле во едином месте, идеже написано погребение святаго тела его». Вятчане послали в Москву делегацию священников и «лучших людей», которые обратились к царю Ивану Васильевичу с просьбой обновить пострадавшую святыню. Государь не только дал на это разрешение, но и повелел доставить Великорецкий образ в столицу. Царская грамота была доставлена в Хлынов 23 февраля 1555 года, но отправиться с иконой в столицу вятчане смогли лишь несколькими месяцами позже, когда реки вскрылись от льда. 

Царское повеление совпало по времени с другим важным государственным и церковным актом – 3 февраля 1555 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась архиерейская хиротония первого Казанского епископа - владыки Гурия, впоследствии прославленного Русской Древлеправославной Церковью в лике святителей. При этом в состав новоучрежденной Казанской епархии была включена также и Вятская земля, не имевшая своей епископской кафедры. Возможно путешествие Великорецкой иконы в Москву явилось важной частью большого геополитического акта, утверждающего власть русского царя и Святого Православия в казанских пределах и других восточных рубежах России. Об этом же говорит путь, предначертанный царем для путешествия Великорецкой иконы – «в судех», то есть по рекам, через недавно завоеванные казанские земли, охваченные пожарами сепаратных выступлений. 

В Никоновской летописи читаем: «И шел Николин образ Вяткою и Камою вниз да Волгою вверх на Казань и на Свиазкой город и на Нижней Новгород, а Окою вверх до Коломны, а с Коломны Москвою-рекою вверх». Для того чтобы преодолеть этот опасный путь длиной в 2380 км. иконе понадобилось более месяца. И везде, как сообщают сказания, местные жители – как христиане, так и «неверные», встречавшие чудотворный образ — получали исцеления и становились свидетелями многочисленных чудес. Летописи сохранили имена вятчан, сопровождавших Великорецкий образ в этом непростом путешествии: «А с Вятки к Москве ездили с чудотворным образом поп Георгий да Феодот с братиею»

Наконец, в субботу 29 июня 1555 года, день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, чудотворный Великорецкий образ был принесен в столицу. Его встречали: у Николо-Угрешского монастыря – брат царя князь Юрий Васильевич, у Симонова монастыря «с великою верою и со многим желанием» сам царь, у Яузского моста – «владыки», а у церкви Всех Святых на Кулишках – Святитель Макарий, Митрополит Московский и Всея Руси. При этом вятской святыне была оказана великая честь: Великорецкая икона была отнесена в Успенский собор Московского Кремля и поставлена против митрополичьего места рядом с Владимирской иконой Божией Матери, с которой ее объединяла одна пелена. Затем последовало обновление Великорецкого образа, которое совершил сам святитель Макарий, избрав себе в помощники настоятеля Благовещенского собора Кремля протопопа Андрея – будущего Митрополита Московского и Всея Руси Афанасия. 

В эти дни, на Красной площади, напротив Фроловских ворот Московского Кремля велось строительство каменного собора Покрова на Рву, известного также как Собор Василия Блаженного. Сердца москвичей были настолько тронуты чудесами, проистекавшими от Великорецкого образа, что рядом со строящимся Покровским собором они соорудили временную деревянную церковь и 29 июля 1555 года освятили ее во имя Николы Великорецкого, поставив в ней написанную по повелению государя копию вятской иконы. «И быша исцеления многа в тои день, и последи великия чудеса, и от новонаписан­наго образа чудотворцева слепым прозрение даровася и хро­мым хождение и всяким недугом­ исцеление быша неоскудно приходящим с верою»

Тогда же в ознаменование этих чудес был установлен особый крестный ход из Успенского собора к Николе Великорецкому «на рву», приуро­ченный к 29 июля, Рожеству святителя Николы. Когда позже строительство каменного Покровского Собора было полностью завершено, один из его девяти приделов – южный – был освящен в честь Великорецкой иконы, что особенно дорого всем православным вятчанам. Более года Великорецкая икона пребывала в столице. За это время с нее «мерою и подобием» было создано немало списков, которые разошлись по русским городам и весям. Их география обширна – Москва, Кострома, Александров, Вологда, Сольвычегодск, Хвалынск, Архангельская область. 

Есть сведения о том, что еще в 1555 году список с Великорецкой иконы святителя Николы был принесен в Псково-Печерский монастырь его основателем преподобным Корнилием.  Заслуживает внимания список с Великорецкой иконы, пожертвованный в 1581 году в Ипатьевский монастырь г. Костромы царем Иваном IV, в память по убитому сыну Ивану. Не только эти, но все точные списки с Великорецкого образа святителя Николы имеют одну характерную черту – восемь равновеликих клейм с чудесами св. Николы расположены вокруг такого же по размеру средника иконы. Именно по этой иконографической особенности мы можем легко узнать Великорецкий образ среди других икон святителя Николы. Примечательно, что и московский Собор Василия Блаженного устроен подобным же образом – его восемь приделов расположены вокруг центрального, самого высокого и торжественного придела Покрова Божией Матери. 

Вятская святыня была отпущена из столицы 3 августа 1556 года. Царь Иван Васильевич и святитель Макарий лично проводили Великорецкую икону до «Ям» (так назывался район на северо-восточной окраине средневековой Москвы, между Земляным валом и Тверской заставой), где в церкви Пресвятой Богородицы владыка Макарий совершил Божественную литургию и «отпустил образ светиль­ника Николы чюдотворца» за пределы Москвы. Далее князь Юрий Васильевич проводил вятскую святыню до села Ростокина (ныне это район на северо-востоке современной Москвы, в месте пересечения Ярославского шоссе с рекой Яузой), где москвичи окончательно простились с ней, а икона в сопровождении священников продолжила свой путь на Вятку, на этот раз, через Вологду и Устюг Великий. Государь дал чудотворной иконе верных спутников – от столицы до Хлынова ее сопровождал протопоп Вознесенского монастыря г. Москвы Димитрий с собором священнослужителей, среди которых источники сохранили имя диакона Зиновия. 

Обратно Великорецкий образ возвращался богато украшенным. Сказание сообщает: «Чудотворный же образ великого чудотворца Николы, рекомый Великорецкий, повелением благочестиваго государя, царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца, обложен на Москве, его царской казною, новым чеканным окладом, и позлащен с чернью, а в средине образ великого чудотворца Николы обложен ризою от злата чиста, с драгим камением украшен, а прежде бывшей с того чудотворного образа древний оклад указал благочестивый государь отдать на Вятку в соборную церковь». Через две недели Великорецкий образ прибыл в Вологду, жители которой также пожелали сделать с него точный список, сохранившийся до наших дней. 

7 октября 1556 года чудотворную икону встречали в Устюге Великом, из которого путь лежал в Хлынов. По своем возвращении она была с почетом поставлена в соборной Никольской церкви Хлыновского Кремля, после чего сопровождавшие икону протопоп Димитрий с московскими священниками и диаконами, «отыдоша к царствующу граду Москве», прославляя чудеса, свидетелями которых они явились, сопровождая вятскую святыню по русским городам и весям.

Комментарии