ПО МЕСТАМ БИБЛИИ: Завоевание Ханаана Исусом Навином

Святой праведный Исус Навин. 
Фреска XI века в монастыре Осиос Лукас (преподобного Луки), Греция

"И явился Господь Авраму и сказал: «Потомству твоему отдам Я землю эту»" (Быт. 12:7).

Концепция Обетованной Земли уходит вглубь времён к дням Патриархов. Бог обещал Аврааму, что его потомки наследуют землю Ханаанскую. Это обещание повторялось Исааку и Иакову (Быт. 26:3; 28:13). Божия история спасения включала в себя избранный народ и обещанную землю.

«Когда войдёте в землю ханаанскую, то вот земля, которая достанется вам в удел, земля ханаанская с её границами» (Числ. 34:2).

Границы Обетованной Земли описаны в 34-й главе книги Чисел (ср. И.Нав. 15-19; Иез. 47:13-23). В это время израильтяне стояли станом на равнинах Моава, по другую сторону Иордана от Иерихона, готовые войти в Ханаан (Числ. 33:50-51; карта 3-5). Они вот-вот должны были войти в наследство землёй, обещанной их праотцам (Быт. 15:13-16). Но все не так быстро произошло.

«Долгое время вёл Исус войну со всеми этими царями» (И.Нав. 11:18). Всё совершалось в соответствии с предыдущими предсказаниями Господа: «Не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмёшь во владение землю эту» (Исх. 23:29-30).

«И будет Господь, Бог твой, изгонять пред тобою народы эти мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро» (Втор. 7:22).

Свидетельство Халева показывает, что завоевания, описанные в книге Исуса Навина, продолжались как минимум семь лет (И.Нав. 14:7-10; 1406-1399 гг. до Р.Х.). Халеву было сорок лет, когда он ходил в разведку в Ханаан. Он провёл тридцать восемь лет в пустыне (до 78 лет), и в восемьдесят пять — получил свою землю у Хеврона (И.Нав. 14:10). Таким образом взял Исус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал её Исус в удел израильтянам, для разделения между коленами их. И успокоилась земля от войны (И.Нав. 11:23).

Исус Навин наставляет израильтян. Византийская миниатюра

Может возникнуть вопрос: как вообще оказалось возможным вторжение первобытного, плохо вооруженного народа в страну, далеко продвинувшуюся в развитии цивилизации, страну, располагавшую многими укрепленными городами и хорошо вооруженными войсками. Успех израильтян, однако, станет понятен, если мы соотнесем его с политической ситуацией тогдашнего мира. Ханаан, как мост между Африкой и Азией, постоянно служил объектом соперничества великих держав – Месопотамии и Египта. После изгнания гиксосов он в течение трех столетий оставался египетской провинцией и был разделен на множество мелких княжеств.

В то время, когда Моисей привел свой народ к Иордану, египетская мощь уже пошатнулась под ударами хетов, и особенно – под натиском индоевропейских племен или, как их тогда называли, «народов моря».

С другой стороны, в Месопотамии царства Ассирийское и Вавилонское вели борьбу за обладание всем Двуречьем и меньше обращали внимание на Сирию и Ханаан. По мнению историков, это был один из тех очень редких периодов в истории Древнего мира, когда в Ханаане не сталкивались экспансионистские устремления Азии и Египта.

Бывшие ханаанские вассалы Египта теперь почувствовали себя независимыми суверенами. Стремясь расширить границы своих крохотных государств, они вели между собой бои за каждый участок земли. Вражда ханаанских царей дошла до такой степени, что в минуту величайшей опасности они не смогли создать общий фронт обороны. О степени этой раздробленности свидетельствует книга Исуса Навина, в которой говорится, что он убил тридцать одного царя.

На фоне этих политических отношений и того нравственного развращения ханаанских племен, о которых упоминается в Библии, становится совершенно понятным успех Исуса Навина, единственным, но всемогущим союзником у которого был Иегова.

Археологи раскопали руины городов Вефиля, Лахиса, Еглона, Давира, Хеврона, которые были разрушены и сожжены Исусом Навином. Всюду в слое двенадцатого века до н.э. обнаружены следы насилия и пожара. Зато не обнаружено следов пожара и опустошения в городе Гаваоне, что как раз подтверждает библейское сказание. 

Раскопки в Тель Румейда, который идентифицируют с библейским Хевроном

Если мы теперь попробуем соединить на карте черточкой те города, о которых известно, что они были сожжены в то время, то получим путь завоеваний Исуса Навина. Он не завоевал всего Ханаана, но шел по линии наименьшего сопротивления, обходя сильно укрепленные местности. Поход Исуса Навина, таким образом, скорее имел характер постепенного проникновения в менее заселенные и слабо защищенные части Ханаана.


Опишем три чуда, которые совершил Господь при завоевании Ханаана Исусом Навином.


ПЕРЕХОД ИЗРАИЛЯ ЧЕРЕЗ ИОРДАН, Исуса Навина 3:7-17; 4:19-24.

С равнин Моава Исус Навин отправил двух разведчиков осмотреть Иерихон. После укрытия у блудницы Раав они, прежде чем вернуться назад, три дня прятались в нагорной местности на запад от Иерихона (И.Нав. 2).

Когда народ стал переходить Иордан, вода остановилась севернее у города Адама. Исус велел поставить два памятника из 12 камней в напоминание о том, что Господь иссушил воды Иордана, как Он сделал это с Красным морем (И.Нав. 4:23). 


В Галгале было обрезано второе поколение. Была весна, прошло 40 лет с тех пор, как Израиль вышел из Египта. Народ праздновал Пасху. А уже на следующий день перестала падать манна, и Израиль ел плоды земли (И.Нав. 5). Позже Галгал стал важным религиозным центром, особенно в дни Самуила и Саула (1 Цар. 7:16; 11:15). Хотя есть несколько предполагаемых мест, ни одно из них не совпадает с описанием Галгала.

Галгал в Израиле

После переправы через Иордан израильтяне расположились лагерем, а оттуда народ во главе с Исусом Навином отправился завоевывать Иерихон и реку Ай.

Затем израильтяне наводнили горы Гризим и горы Эйваль. В то время, когда они удерживали их, был построен жертвенник на горе Эйваль.

Жертвенник на горе Эйваль

ЗАВОЕВАНИЕ ИЕРИХОНА, Исуса Навина 6.

Это одно из самых памятных событий Ветхого Завета. Иерихон является восточными воротами в Обетованную Землю, а потому естественно был первым шагом на пути завоевания. Пока священники трубили в трубы из бараньих рогов, народ в течение шести дней делал один круг вокруг города каждый день. На седьмой день город обошли семь раз, и когда священники затрубили в трубы, а народ воскликнул — стены Иерихона пали.


Телль Иерихон (эс-Султан) — небольшое место (около 2,5 га) рядом с сильно бьющим источником. Мнения археологов в отношении даты разрушения города разнятся. Наружная стена состояла из двух частей: 1) нижняя «подпорная» стенка из камня высотой почти в пять метров, и 2) верхняя стена из глины и кирпича, стоявшая на каменной стенке. Верхняя стена из глины и кирпича рухнула к подножию подпорной стенки. Некоторые археологи датируют разрушение стены и сожжение города 1550 годом до Р.Х. (конец Среднего бронзового века). Другие нашли доказательства того, что стена стояла в Поздний бронзовый век и была разрушена около 1400 года до Р.Х., в дни Исуса Навина. Падение глиняно-кирпичной стены к подножию каменной подпорной стенки соответствует библейскому описанию падения стены «ниже себя» (букв, перевод ст. 19). Обломки глинянокирпичной стены создали пологий вход в город.

Город был сожжён. Спаслась только Раав и её семья. Исус Навин предал заклятию любого, кто восстановит Иерихон, что и исполнилось спустя 550 лет, в дни царя Израиля Ахава (3 Цар. 16:34).

Руины Иерихона образуют гигантский холм, высящийся на западном берегу Иордана. Результаты проведенных розысков прямо-таки поразительны. Обнаружены толстые крепостные стены, дома, колодцы и могилы, наслоенные в несколько ярусов. Британская экспедиция (1952 г.) подтвердила, что Иерихон действительно был разрушен.
 
Раскопки холма Тель-ас-Султан у Иерихона

Открыватели Иерихона также считают, что эта крепость могла стать жертвой землетрясения и пожара, через что Господь и разрушил город, доказательством чего служат закопченные груды камней и кирпичей, обугленные куски дерева, а также толстый слой пепла, покрывающий руины самого верхнего культурного слоя.



ПОВЕЛЕНИЕ СОЛНЦУ И ЛУНЕ ОСТАНОВИТЬСЯ, Исуса Навина 10.

И третье великое чудо сотворил Господь во время сражения при Гаваоне, где были разбиты объединенные войска жителей Гаваона и южноханаанских царей. Когда противники Израиля побежали, Исус воззвал к Господу и сказал: "Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!" (Нав. 10, 12). Солнце остановилось, и луна стояла, пока израильтяне побеждали врагов. И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля (Нав. 10, 14). Прибавление свидетельствует о том, что событие это поражало воображение даже священного писателя, который прежде описал два других впечатляющих чуда.


Так, святитель Иоанн Златоуст, истолковывая данный библейский стих, писал: «Хотя это было и великое знамение, однако оно не показывало, что солнце и луна стали сами собою, но что есть Кто-то удерживающий их и все направляющий». При этом время в период остановки солнца и луны не замерло, оно шло, замечает Августин Блаженный, и именно это позволило Исусу Навину победить в сражении. «Как храбр был Исус, сын Навин… когда он сражался против гаваонитов и опасался, что ночь помешает ему добиться победы, он силой духа и веры воскликнул: стой, солнце, над Гаваоном! – и оно остановилось, покуда не одержана была победа», – отмечает святитель Амвросий Медиоланский.

После победы при Гаваоне южная часть Ханаана была покорена. Для присоединения северной области понадобилась решающая битва при Меромских водах над войсками царя Асора, который объединился с другими хананейскими царями. Господь подал помощь. Израильтяне поразили всех и преследовали их. Земля была завоевана, но некоторые области оставались в руках хананеев еще долгое время.

Материал составлен из разных источников в интернете.

Комментарии