ПО МЕСТАМ БИБЛИИ: Евреи в Египте


Незадолго до того, как Иосиф был продан в Египет, страну фараонов постигли большие бедствия. Около 1780 года до н.э. в Египте вспыхнуло народное восстание, последствия которого долго давали о себе знать, так что в XVII веке до н.э. политическая мощь Египта сильно пошатнулась. В этот период политического упадка страну потрясло страшное несчастье. С востока надвинулась неисчислимая рать чужеземных воинов гиксосов, которая, как горная лавина, низринулась на Египет. Захватчики, закованные в железные латы, вооруженные длинными мечами, с быстротой молнии мчались на боевых колесницах, запряженных лошадьми. Египетские солдаты сражались в пешем строю и почти нагие; прежде чем они успевали воспользоваться своими копьями, пращами и луками, их топтали конские копыта и давили колеса боевых колесниц. За короткий срок непобедимая на протяжении веков Египетская держава была стерта в прах, и слава фараонов угасла почти на два столетия.

Вожди гиксосов переняли все внешние атрибуты власти фараонов и продержались в покоренном Египте около ста пятидесяти лет (1730–1580 гг. до н.э.), огнем и мечом подавляя малейшие проявления бунта. Гиксосы, правда, оккупировали только Нижний Египет с дельтой Нила, но провинциальные правители Верхнего Египта тоже стали их данниками. Столицей завоевателей стал город Аварис в дельте Нила. Самое название – гиксосы – означает «вожди пустыни» или «цари чужеземных стран». Гиксосы были семитами и говорили на языке, который, по всей вероятности, приближался к ранней форме древнееврейского языка.

Могилы гиксосского периода в Ком аль-Хальджан / Ministry of Tourism and Antiquities

Возникает вопрос: какое отношение к этим событиям имеют патриарх Иаков и его сыновья? Ученые в наши дни единодушно сходятся во мнении, что эмиграция семидесяти пяти израильтян в Египет совпадает с периодом господства гиксосов. Иакова и его потомство в Египте встретили гостеприимно не только в силу заслуг Иосифа, но и потому, что они состояли в близком родстве с оккупантами, которые для укрепления своей власти проводили политику заселения Египта семитскими народами. На этом политическом фоне многие эпизоды библейского сказания находят свое логическое истолкование. И прежде всего разъясняется вопрос о возведении Иосифа на пост наместника фараона. Трудно себе представить, чтобы в обычных условиях родовитые египтяне согласились доверить высокую должность одному из презираемых ими азиатов. В книге Бытия о евреях буквально сказано так: «…Мерзость для Египтян всякий пастух овец» (Быт. 46:34). Есть предположения, что возвел Иосифа в наместники Ааусерра Апопи. Это был фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1581—1541 годах до н. э. Представитель XV династии (Второй переходный период).


Скарабей с именем Апопи I

Но если Иосиф сыграл большую роль в политической жизни Египта, то почему нет о нем ни одного упоминания в египетских хрониках? Обычно они очень обстоятельны и полны подробностей. Такого рода пробел в египетской историографии для некоторых ученых казался подозрительным и возбуждал сомнение в реальности патриарха Иосифа. Но здесь нельзя забывать об очень важной вещи. Гиксосы вызвали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожили все, что напоминало о периоде их власти. Исторические хроники внезапно обрываются на 1730 г. до н.э. и возобновляются только после 1580 г. до н.э.

В начале XVI века до н.э. против гиксосов вспыхнуло восстание. За короткое время египтяне изгнали из своей страны ненавистных им завоевателей и на престол поставили своего национального фараона. Фараоны-египтяне повели по отношению к израильтянам совершенно иную политику. Они превратили семитские племена в рабов и заставили их выполнять тяжелые работы по строительству городов. 

Фараон Яхмос I, повергающий гиксосского властителя. Именно этот правитель покончил с владычеством гиксосов в Египте и стал основателем Нового царства. Изображение на церемониальном топоре из гробницы царицы Яххотеп / Georges Émile Jules Daressy

Особенно трудно приходилось евреям при третьем фараоне девятнадцатой династии Рамсесе II (1317–1251 гг. до н.э.), который расширил строительные работы. При нем была построена новая столица, носившая его имя, а также город Пифом. Геологи раскопали развалины этих городов в дельте Нила и установили их происхождение.

Около дюжины домов, построенных примерно 3000 лет назад, были исследованы археологами в Телль-эль-Ретабе в египетской дельте Нила. Исследования сооружений этого периода египетской истории все еще редки, подчеркивают первооткрыватели.

Современный холм Телль-эль-Ретаба (по-арабски «Телл» означает холм, созданный столетиями человеческого поселения) содержит, среди прочего, остатки поселения ок. 3000 лет назад. Этот город имел стратегическое значение, поскольку находился на торговом пути, соединявшем Египет с Сирией. Древние египтяне называли это место Чеку, а из Библии оно известно как Пифом.


Фрагменты зданий при раскопках в древнем Пифоме

Что касается Рамсеса II, то он был выдающимся фараоном. При его правлении Египет достиг вершины своего великодержавного могущества, поэтому сомнительно, чтобы израильтянам удалось уйти из Египта при жизни Рамсеса. В настоящее время преобладающее большинство исследователей полагают, что исход израильтян из Египта осуществился в 1250 году до н.э. при фараоне Мернепте (Мернептахе), преемнике Рамсеса II.

Египетский фараон Мернептах (правил в 1213–1203 гг. до Р. Х.)

Стела фараона Мернептаха. Найдена в Фивах в 1896 году.

___________________________________

ИОСИФ ИДЁТ В ЕГИПЕТ, Бытие 37

Сыновья Иакова пасли стада возле Сихема. Из Хеврона Иаков послал Иосифа узнать, как идут дела у его братьев (Быт. 37:14). Иосиф шёл из Хеврона в Сихем по маршруту Центрального хребта (Дорога Патриархов). Из Сихема Иосифа направили в Дофан, где братья бросили его в ров, чтобы затем избавиться от него. Город Дофан находится на пути, связывающем долину Изреель с равниной Шарон. Иосифа продали измаильтянским купцам, шедшим по Прибрежному пути в Египет. Прибрежный путь, также называвшийся путём Приморским, проходил через города Афек и Газа (зелёная стрелка на карте внизу).

ИАКОВ И ЕГО СЕМЬЯ ИДУТ В ЕГИПЕТ, Бытие 45:25—46:7

В Египте Иосиф прошёл путь от раба до наместника (Быт. 39-45). Голод в Ханаане вынудил его братьев отправиться в поисках пищи в Египет. Иаков/Израиль узнал, что Иосиф не только жив, но и управляет всем Египтом. По пути в Египет Израиль остановился в Вирсавии, где Бог вновь подтвердил ему Свои обещания (коричневая стрелка). Израиль пришёл в Египет в 1876 году до Р.Х. (Merrill 31, 49-55). За 430 лет пребывания там семья Израиля стала народом (Быт. 15:13; Исх. 12:40-41).


Составлено из разных источников интернета

Комментарии