Патриарх Константинопольский Никола I Мистик и его противоборство с императором Львом VI (906-907 гг.)
Патриарх Константинопольский Никола I Мистик крестит сына имп. Льва VI (впосл. имп. Константин VII Багрянородный).
Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 112r)
Согласно ряду источников, патриарха подозревали в том, что он был соучастником покушения на Льва VI в церкви Св. Мокия (11 мая 903 г.). Впрочем, эти сведения могут отражать обвинения, выдвинутые против патриарха Николы впоследствии, в ходе конфликта, причиной которого стал 4-й брак императора.
На Пасху 901 г. 3-я жена Льва VI, Евдокия Ваяна, скончалась во время родов, вскоре умер и ее новорожденный сын Василий. Около 904 г. император из династических соображений принял решение взять в жены представительницу влиятельной столичной семьи Зою Карвонопсину (Углеликую), которая в мае 905 г. родила будущего императора Константина VII Багрянородного. Однако Лев и Зоя еще не были венчаны, а Константин, хотя и родился в порфировой палате императорского дворца, в которой появлялись на свет наследники престола, формально считался незаконнорожденным.
6 января 906 г., в праздник Богоявления, патриарх Никола Мистик, исходивший из принципа икономии и не обращавший внимания на противодействие некоторых митрополитов, крестил Константина, заявив также в частном разговоре, что духовенство молилось о рождении наследника. Крестным отцом выступил патриарший синкелл Евфимий. Предполагалось, что связь с Зоей будет разорвана, однако Лев VI поселил ее во дворце, а весной 906 г. императора венчал с Зоей некий презвитер Фома, который после этого был лишен сана патриархом. В результате конфликт между Патриархией и императорской властью обострился. Лев согласился с предложением Николы Мистика созвать Собор с участием легатов Римского папы, а также восточных патриархов, однако категорически отказался удалить Зою из дворца до Собора. Патриарх Никола отлучил императора от причастия и запретил ему присутствовать в алтаре.
На Рожество, 25 декабря 906 г., Никола Мистик не впустил Льва через царские (западные) врата храма Св. Софии, потребовав войти через южные. Патриарх взял с митрополитов клятву, что никто из них не позволит Льву узаконить брак без его позволения. Эпизод с отказом пустить императора в храм через царские врата повторился и на Богоявление, 6 января 907 г. В феврале Лев поместил патриарха Николу под надзор в основанный последним монастырь в Галакринах (Γαλακρηναί) близ Халкидона (точная локализация неизв.; см.: Janin. Grands centres. P. 40-42; Talbot A.-M., Cutler A. Galakrenai // ODB. Vol. 2. P. 815) и добился его отречения от Патриаршего престола. Тем не менее Никола Мистик сказал, что не снимает с себя священный сан.
В том же месяце в Константинополе состоялся Собор, участники которого приняли решение проявить к императору снисхождение и принять его в церковное общение без расторжения 4-го брака. Низложение Николы Мистика было объявлено оправданным (подробнее см. в ст. Константинопольские Соборы). Главным обвинением против патриарха было участие в заговоре Андроника Дуки в 905/6 г. Его переписка с Андроником, бежавшим на территорию Арабского халифата, которая послужила главной уликой, была фальсифицирована (по крайней мере частично).
В том же месяце в Константинополе состоялся Собор, участники которого приняли решение проявить к императору снисхождение и принять его в церковное общение без расторжения 4-го брака. Низложение Николы Мистика было объявлено оправданным (подробнее см. в ст. Константинопольские Соборы). Главным обвинением против патриарха было участие в заговоре Андроника Дуки в 905/6 г. Его переписка с Андроником, бежавшим на территорию Арабского халифата, которая послужила главной уликой, была фальсифицирована (по крайней мере частично).
Новый патриарх Константинопольский свт. Евфимий наложил на императора покаяние и добился соборного постановления, согласно которому 4-й брак был наконец признан как исключительный случай в порядке икономии. При этом презвитеру Фоме, низложенному Николой Мистиком, священный сан не вернули, а Зоя так и не стала августой. Некоторые епископы не признали избрание свт. Евфимия, что привело к расколу между «евфимитами» и «николаитами».
Поскольку императору Льву VI не удалось обеспечить полного признания прав Константина Багрянородного на престол, он передал престол брату и соправителю Александру, который и стал самостоятельным правителем после смерти Льва (11 мая 912 г.). Император Александр немедленно созвал Собор, низложивший свт. Евфимия как незаконно занявшего кафедру, и восстановил Николу Мистика в патриаршем достоинстве. Находившиеся в общении со свт. Евфимием, в т. ч. его ставленники, были лишены сана. Бывший патриарх был избит и сослан в Агафов (τὰ ᾿Αγαθοῦ) монастырь на Босфоре (Janin. Grands centres. P. 23), ранее подаренный ему императором Львом VI.
После смерти Александра (6 июня 913 г.) Никола Мистик стал главой регентского совета, однако уже в следующем году был смещен с этой должности вдовствующей императрицей Зоей, которую он пытался заставить постричься в монахини. Поскольку свт. Евфимий категорически отказался вновь стать патриархом, Никола Мистик остался на кафедре, но политическое влияние он потерял. После отказа Евфимия вернуться на престол патриарх Никола обменялся с ним письмами и посетил бывшего патриарха, в результате чего между ними состоялось полное примирение.
Комментарии
Отправить комментарий