Житие прп. Иова Ущельского (память 5/18 августа)


Многих угодников Божиих воспитала всемирно известная Соловецкая обитель,  обретающаяся на одноименных островах студеного Белого моря. Большинство из них подвизалось в стенах монастыря, другие удалялись в скиты или пустынные дебри островов. Но некоторые уходили на материк, в уединенные места северного края, неся в его глухие, порой даже малообитаемые уголки свет Христовой веры.

Мезе́нско-Печорский край, где подвизался преподобномученик И́ов У́щельский – самый большой и один из самых суровых не только в Архангельской губернии, но и во всей Европейской России. От запада на восток (до Уральскаго хребта) он простирается более чем на 1000 верст, а с севера на юг – более чем на 500. В то же время он весьма мало населен: к 1 января 1895 года в Мезенском уезде, составлявшем половину этого края, проживало всего 26 тысяч человек...



Вот в этот далекий, суровый и многим неведомый край в 1614 году пришел преподобный И́ов, по всей справедливости считаемый его просветителем.

Жизнеописание преподобномученика И́ова

Сведения о жизни преподобномученика И́ова У́щельского весьма скудны. Где и когда родился этот угодник Божий, остается неизвестным; известно только, что он носил фамилию Мозовский или Мазовский, и отца его звали Патрикием. «Блаженнаго сего преподобномученика Иова отечество дольнее, и рождение земное, – пишет неизвестный нам автор его жития, – где и от кого родися, весьма нам неведомо; Божиим изволением утаено сего ради, да известно вемы, яко святии Божии не дольнаго, но горняго отечества ищут; не земнородным племенем хвалятся, но небесным жителем сликовствовати тщатся». Время прихода Иова в Соловецкую обитель также нам неведомо. Но из благословенной грамоты, данной ему митрополитом Новгородским и Великолуцким Иси́дором(1), известно, что «поставил он митрополит инока Иова … в чтецы, потом в иподиаконы, а наконец хиротониса́ его во иерея, к церкви благолепнаго Преображения Господня, что в общем монастыре преподобных отец Зосимы и Саватия Соловецких чудотворцев. Благослови его и отпусти из своей митрополии, повелев объявить оную граммату где надлежит, и по оной священническая действовати невозбранно». Писана была сия грамота 10 ноября 1608 года, в царствование Василия Иоанновича Шуйского при Святейшем Патриархе Ермогене. Соловецкой обителью тогда управлял преподобный игумен Антоний(2). Это время на Соловках отличалось наибольшим развитием пустынножительства, когда здесь подвизались преподобные Елиазар А́нзерский, Диодор Юрьегорский и многие другие любители безмолвия. Каждый остров, каждая гора и пещера имели обитателей, которые, умерщвляя плоть, очищенным духом высоко парили над землею. В это время начинал свои иноческие подвиги и благочестивый служитель Божий Иов.

В течение шести лет со времени своего рукоположения подвизался иеромонах Иов в Соловецкой обители. А в 1614 году, ведо́мый Божественным промыслом, удалился на восток Архангельского края, на реку Мезе́нь, туда, где в нее впадает река Ва́шка. Там стояло село Устьва́шка, ныне носящее название Лешуко́нское(3). А чуть севернее в Мезень впадает еще одна река, которая называлась по-разному: то Ёжуга, то Ще́лья. Избрав для своих подвигов находившееся поблизости от ее устья место, называемое У́щелье«удобное, и даже прекрасное для построения обители», преподобный поселился в нем.

Ще́льем в Мезе́нском крае называется речной мыс с оврагом и крутизнами, каких немало по реке Мезе́ни, отчего получил название целый ряд деревень: Долгощелье, Палащелья, Белая Щелья, и другие. Возможно, и название реки Ще́льи, протекающей по гористой местности, связано с изобилием таких оврагов, которые весьма живописны. У́щелье расположено на левом берегу Мезе́ни и находится в 7 верстах от села Лешуконского, в 150 верстах от города Мезе́ни и в 384 верстах к востоку от города Архангельска, расположенного в устье Северной Двины.

Желал ли преподобный Иов основать в У́щелье монастырь, или же он стремился только к уединенной молитве – нам неведомо. Возможно, что местные устьва́шские крестьяне, нуждавшиеся в духовном окормлении, подвигли Иова к созданию святой обители: до того времени монастыря в Мезе́нском крае не было. Прежде всего Иов построил в У́щелье часовню во имя Рожества Христова, и мало-помалу около него собралась братия. Но никаких средств у иноков не было. Постригавшиеся, не имея келлий, были вынуждены жить в своих прежних домах, с родственниками-мирянами, что весьма препятствовало успешному развитию иноческой жизни. Поэтому преподобный Иов просил царя Михаила Фео́доровича пожаловать инокам «пустое место Ущелью, от усть Ежуги реки горную землю, да вверх по Мезе́не до Ужарские ви́ски и Ужарскую ви́ску для рыбные ловли, да чернаго лесу(4) по две версты в гору, и два островка приса́дные на Мезе́не реке дати на оброк к Рожеству Христову к усадищу для монастырскаго строенья, да рыбные же ловли на Мезе́не реке против тое ж Ущельи братье на препитанье». Грамотой от 14 августа 1615 года царь пожаловал просимое. Так было положено начало новой обители во имя Рожества Христова.

Вскоре вместо часовни была устроена Христорожественская церковь и братские келлии. В Писцовой книге Мезе́нской волости 1623 года записано: «У Вашки монастырь стал … в 122 (1614) году. В нем церковь Рожество Христово древяна вверх нова поставлена в 130 (1622) году, в ней образ местной Рожество Христово. На монастыре ж в келье строитель Иев, да в четырех кельях братии восмь старцов, да двор скотиной. Пашни паханые худые, земли четверти с осьминою в поле. Дань и оброк не положены, потому что строит его строитель Иев внове».

Под мудрым руководством преподобного Иова обитель успешно устраивалась. «С помощию Божиею, – говорит древний биограф, – устро́и праведный Иов святую обитель У́щельскую, и пребываше в ней с братиею, подвизаяся богоугодно в постех и молитвах, пищу себе от трудов рук своих приобретающе».

Но недолго судил Бог прожить преподобному Иову в созданной им обители: только 14 лет украшалось У́щелье этим удивительным светильником веры и благочестия. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, а в обители оставался преподобный Иов один, на нее напали разбойники(5). Думая, что у иноков много богатств, они мучениями выпытывали у преподобного о месте их нахождения: «не ве́дяху бо окаяннии, яко сей праведный, якоже и прочии Божии святии, не скрывал себе сокровища на земли, но на небеси, иде́же та́тие и разбойницы не похищают». Ничего не получив от святого, разбойники в исступлении стали жечь старца, били, влачили по земле, так что тело его, изнуренное постом, раздиралось по частям. Наконец, не убоявшись правосудия Божия, наказующего не только в будущей, но нередко и в здешней жизни за подобные бесчеловечия, и не устыдившись седин преподобного, отсекли его честную главу. Святой старец, тезоименитый ветхозаветному Иову Многострадальному, с молитвою о прощении убийц предал свой дух Богу, Которому усердно служил всю жизнь, уготовав себе сугубый венец: преподобнический и мученический. Бросив тело тут же, убийцы ушли из обители. 

Возвратившаяся с работы братия с ужасом и великой горестию увидела своего учителя мертвым, а его честное тело истерзанным и обезглавленным, «восплакашася вельми́ о лишении таковаго Богом посланнаго им наставника и учителя, и скорбяще наипаче о претерпенных им лютых мучениях, вкупе и радующеся, яко наставник их и руководяй ко спасению предста в ли́це святых престолу Владычню, и приим сугубый венец воздаяния, приносит о них молитвы Господу». Окрестные жители, услышав скорбную весть, все от мала до велика собрались в У́щельскую обитель. И с великим плачем вместе с братией погребли честные останки страдальца близ устроенного им храма Рожества Христа Спасителя, с северной стороны его, устроив на месте погребения гробницу.

Так неожиданно прервалась святая жизнь преподобномученика Иова У́щельского. Тем не менее он успел выполнить миссию христианского просветителя в далекой северной земле.  Основав в ней иноческую обитель, он создал для всего Мезе́нского края твердый оплот православия.

Почитание преподобномученика Иова У́щельского

Со дня мученической кончины преподобного Иова слава его начала возрастать в народе. Имя его было известно по всему Мезе́нско-Печорскому краю, и многочисленные чудеса (только с 1654 по 1663 годы их было записано 39) привлекали отовсюду паломников к месту погребения старца. Из описания чудес видно, что поклониться его мощам в благодарность за исцеление приходили из отдаленных уголков Мезенско-Печорского края: вниз по течению Мезени вплоть до ее устья (150 верст водным путем), вверх по ее течению на 400 верст водным путем и вверх по течению Вашки на 120 верст водным путем. Эти цифры впечатляют, особенно если учесть географию этих мест: малонаселенная тундра и лесотундра с отсутствием дорог. По свидетельству составителя его жития, «хотя же мощи святаго преподобномученика Иова и в земле быша погребены, но Бог прослави оныя чудотворениями, здравие бо недужным, и от бед и напастей избавление неоскудно от оных подаваются с верою притекающим к мощам его, и просящим помощи и заступления». Вскоре по кончине преподобномученика у гробницы его стали служить молебны. В июле 1658 года был написан первый образ святого на покрове и положен на его раку. 

Интересна история написания этого образа. Григорий Селиванов Попов, холмогорский иконописец, договорился писать иконы для нового У́щельского храма с Прокопьева дня (8/21 июля) и поехал в Холмогоры для покупки красок. А возвратясь из Холмогор, начал писать иконы для храма Николы Чудотворца в А́заполье. И от того заболели у него очи, и две недели почти не видел и писать не мог. И вспомнил он свое обещание писать иконы для У́щелья с Прокопьева дня. И раскаявшись, обещался петь молебен у гробницы преподобномученика Иова, «и на гробнице его написать образ подобия его на покрове». И с того времени исцелился очами, и написал иконы в храм, и на гробницу образ преподобного на покрове. И прославил Бога и святого Иова.

Возможно, что иконописцу Григорию было поручено писать иконы для новой Христорожественской церкви, которая строилась взамен сгоревшей, созданной еще преподобным Иовом. Новая церковь с приделом во имя Рожества Иоанна Предотечи была устроена в 1664 году по грамоте митрополита Новгородского и Великолуцкого Питирима. Можно предполагать, что именно тогда было написано первое житие преподобномученика Иова с приложением к нему «Сказания о чудесах»: 9 января 1664 года было записано 39-е чудо, и на этом регулярная запись чудес прерывается; дальнейшие записи носят эпизодический характер. В эти годы (1659–1665) У́щельскую пустынь возглавлял строитель Исаакий.

Примерно в это же время была построена и часовня над мощами преподобномученика Иова. 

После мученической кончины Иова часть братии разошлась по другим монастырям, но мужской монастырь существовал до середины XVIII века уже при новообрядцах-никониянах...

____________________________________________


Примечания:


(1)Иси́дор, митрополит Новгородский и Великолуцкий, был соловецким пострижеником, в 1597 году поставлен игуменом Соловецкого монастыря и управлял обителью 7 лет, до возведения в сан митрополита Новгородского 6 февраля 1603 г. (по другим данным – в 1604 г.). Скончался 10 апреля 1619 г., не успев получить разрешение удалиться на покой. Погребен в Софийском соборе (в Корсунской паперти) в Новгороде. «Благоговейно чтивший преподобных Зосиму и Саватия, Исидор много послужил обители их».

(2)Преподобный Антоний, «муж трезвенный и терпеливый в подвигах иноческих – молитве и посте», был поставлен Соловецким игуменом в 1605 г. на место игумена Иси́дора, возведенного в сан митрополита Новгородского. Скончался 22 марта 1612 г.

(3)В настоящее время село Лешуконское, расположенное в 7 верстах от Ущелья в излучине р. Вашки, является районным центром одноименного района Архангельской области. В древние времена деревня Лешуконская, стоявшая прежде среди дремучего леса, была главным и центральным пунктом для Пинежских крестьян в их охоте за птицами и зверями

(4)Черный лес, или чернолесье – лиственный лес, который обычно отпускался на дрова, а затем землю распахивали под пашни.

(5)Писатель С.В. Максимов в своей книге «Год на Севере» пишет, что разбойники, во множестве встречавшиеся в этой местности, были, вероятно, «беглые литовские люди и русские изменники, пользовавшиеся смутным временем, рассыпавшиеся мелкими шайками по всему лицу русской земли и пробиравшиеся к богатым Соловкам и торговому Архангельску».


Источник

Комментарии