Преподобная Анна Кашинская († 1338 г.): Дважды канонизированная святая


Святая благовѣрная княгиня Анна Кашинская была потомкомъ святыхъ князей-мучениковъ Михаила Черниговскаго (20 сентября) и Василька Ростовскаго, (4 марта). Дѣдъ ея, князь Борисъ Васильковичъ Ростовскій, всю жизнь свою, почти съ 14-ти лѣтъ, провелъ въ Ордѣ, отстаивая родной народъ передъ татарами, и называется «Печальникомъ Земли Русской».

Княгиня Анна Димитріевна родилась въ 1278 г., а въ 1299 г. вышла замужъ за князя Михаила Ярославовича Тверского (22 ноября). У нихъ было четверо сыновей — Димитрій, прозванный «Грозныя очи», Александръ, Константинъ и Василій, и дочь Ѳеодора, умершая въ младенчествѣ. Скорбно было княженіе князя Михаила: моръ, засуха, лѣсные пожары тяжко отразились на благосостояніи княжества. Но бѣдственнѣе всего оказалась несчастная война съ Москвой. Началась она не по винѣ князя Михаила, а окончилась тѣмъ, что Московскій князь Георгій оклеветалъ его передъ ханомъ и его вызвали въ Орду. Всѣ боялись за его жизнь. Княгиня Анна проводила его до устья рѣки Нерли, у деревни Малинникъ, и, простившись съ нимъ, съ великой скорбью вернулась въ Тверь съ младшимъ сыномъ Василіемъ. 22 ноября 1318 г. св. князь Михаилъ былъ въ Ордѣ убитъ, но въ Твери узнали объ этомъ только черезъ два года, когда вернулся въ Москву князь Георгій и привезъ его святыя останки.

Получивъ страшную вѣсть, княгиня Анна плакала горько и неутѣшно много дней. 6-го сентября 1320 г. привезли святое тѣло князя-мученика въ Тверь. Св. благ. княгиня Анна выѣхала навстрѣчу ему съ дѣтьми и боярами на ладьяхъ. Духовенство и народъ стояли на берегу. Гробъ съ пѣніемъ понесли въ Спасо-Преображенскій соборъ. Рыданія заглушали пѣніе. Тѣснота была такая, что гробъ не сразу смогли внести въ соборъ. Несмотря на то, что тѣло везли въ жару и оно два года оставалось непогребеннымъ, тлѣніе совершенно не коснулось его. Погребли его въ соборѣ, гдѣ уже лежали родители его, рядомъ съ первымъ епископомъ Тверскимъ Симеономъ (3 февраля).

Много тяжкаго пришлось перенести княгинѣ Аннѣ послѣ кончины ея супруга. Въ 1325 г. ея старшій сынъ, князь Димитрій Грозныя Очи, встрѣтилъ въ Ордѣ, въ присутствіи хана, князя Георгія Московскаго и убилъ его, за что и былъ казненъ ханомъ. А черезъ два года въ Твери вспыхнуло самое большое возстаніе противъ татаръ, какое только было на Руси, и Тверь была страшно разгромлена татарами. Тогда княгинѣ Аннѣ пришлось скрыться, неизвѣстно гдѣ, и она вернулась въ Тверь только послѣ разгрома города. Сынъ ея, князь Тверской Александръ, бѣжалъ сначала въ Псковъ, потомъ, когда татарская рать подступила къ Пскову, то, чтобы спасти хотя бы этотъ, полюбившій его, городъ отъ разгрома, — «въ Литву и нѣмцы». Но затѣмъ, чтобы дѣти его не лишились, по тогдашнему закону, права на престолъ, онъ вернулся на родину и немедленно поѣхалъ въ Орду съ повинной. Провожали его мать его Анна съ семьей и весь городъ. И всѣ просили его не ѣхать. Александръ отвѣчалъ, что ему ѣхать надо, даже и на смерть, потому что, по Писанію, надо душу свою полагать за други своя, и многими скорбями надлежитъ намъ войти въ Царство Небесное. Тогда окружавшіе сказали: «Воля Господня да будетъ». Сохранилось въ Царственной Лѣтописи изображеніе св. Анны, провожающей сына. Она плачетъ.

Въ Ордѣ, князя Александра и старшаго его сына Ѳеодора, по приказанію хана, убили. Тѣла ихъ привезли въ Тверь и погребли въ соборѣ. Княгиня Анна съ дѣтьми и весь городъ плакали о нихъ горько и долго.

Итакъ, говоритъ Лѣтопись, Тверское княженіе до конца опустѣло. Постригъ св. благовѣрная Анна приняла, по преданію, въ Тверскомъ Софійскомъ монастырѣ, съ именемъ Софіи, но въ схимѣ ей было возвращено ея мірское имя Анна.

Скончалась она въ Кашинскомъ Успенскомъ монастырѣ, судя по Лѣтописи, въ 1368 году.

Кашинскимъ княземъ былъ младшій сынъ ея Василій. Возможно, что онъ взялъ мать къ себѣ послѣ чумнаго повѣтрія въ 1364 г., когда Тверь совершенно обезлюдила.

Двѣсти лѣтъ пребывала гробница святой благовѣрной княгини Анны въ древнемъ деревянномъ Успенскомъ соборѣ и пришла въ совершенное забвеніе. Наконецъ, въ 1611 г., она явилась во снѣ въ схимническомъ одѣяніи болящему пономарю Георгію, назвала себя Анной и обѣщала ему исцѣленіе, но сказала ему: «Вы гробъ мой ни во что вмѣняете, считаете его обыкновеннымъ и меня презираете. Люди шапки свои пометаютъ на гробъ мой, садятся на него, и никто имъ этого не возбраняетъ. Я вами небрегома и пріобидима. Неужели нѣтъ среди васъ разумнаго человѣка, и никто изъ васъ доселѣ этого не понимаетъ. И докуда будете вы меня попирать ногами? Развѣ вы не знаете, что я молю всемилостиваго Бога и Богородицу, да не преданъ былъ бы городъ вашъ въ руки враговъ вашихъ, и что я сохраняю васъ отъ многихъ золъ и напастей?!» Затѣмъ она велѣла сказать духовенству, чтобы гробъ ея держали «честне» (т. е. достойно) и чтобы зажгли передъ гробомъ свѣчу, «предъ образомъ Спаса Нерукотвореннаго».

Это явленіе и исцѣленіе повели къ обрѣтенію нетлѣнныхъ мощей святой благовѣрной княгини Анны.

Послѣдовали другія чудеса, всего 26 исцѣленій. Съ тѣхъ поръ и до нашихъ дней городъ Кашинъ чтитъ св. благовѣрную княгиню Анну, какъ свою небесную покровительницу.

За XVIII вѣкъ записано было 40 чудесъ. Но только въ 1909 году святая благовѣрная княгиня Анна была окончательно прославлена, и причислена къ лику святыхъ. Передъ ея прославленіемъ (1899-1909) было записано 30 чудесъ. Особенность ихъ та, что преп. Анна являлась часто въ тонкомъ снѣ (20 случаевъ) въ образѣ монахини лѣтъ 50-ти высокой и благообразной, и именуетъ себя «Анной благовѣрной».

Источникъ: Житія русскихъ святыхъ. — 1000 лѣтъ русской святости. Собрала монахиня Таисія. — Томъ второй: Іюль – Декабрь. — Изданіе 2-е, исправленное и дополненное. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1984. — С. 214-217. 


Княгиню прославили... "Исключили" из святых... И вновь прославили …

Однажды, оказавшись в церкви на кладбище парижского предместья Сент-Женевьев де Буа, где похоронены многие наши знаменитые соотечественники, я купил церковный календарь. Просматривая его, увидел на одной из страничек короткий рассказ об издавна почитаемой на Руси преподобной Анне Кашинской. С тех пор меня не покидало желание побывать в тех местах, где обрела вечный покой эта святая - единственная, которая была канонизирована дважды.

Спустя годы я оказался в небольшом городке Кашине, на окраине Тверской области. При первом знакомстве Кашин может показаться невзрачным, если идти от вокзала к центру города. Но стоит оказаться в его исторической части, там, где река Кашинка делает невообразимую петлю, то будто оказываешься на сказочном полуострове с древними церквами и торговыми рядами.

Когда-то богатые кашинские купцы не жалели денег на украшение своих домов с причудливыми портиками и мезонинами. Подчас их запросы перехлестывали через край. В городе до сих пор сохранился дом купца Капитонова, отправившего губернским властям прошение разрешить ему позолотить крышу своего дома. Ответ не заставил себя ждать и был на редкость лаконичным: "Дурак, сам царь живет под железной крышей. А ты чего надумал!"

А купцу Капитонову просто очень хотелось, чтобы крыша его дома так же причудливо играла золотым отблеском под лучами северного солнца, как и купола тридцати соборов и церквей, насчитывавшихся в те времена в Кашине, чтобы и его особняк придавал еще больше праздничности любимому городу.

Гордились кашинцы его историей, сравнивая дела предков с подвигами былинных героев, чьими именами даже мосты называли - Ильинский, Добрынинский. Но особым почитанием пользовалась в Кашине преподобная Анна, считавшаяся покровительницей и защитницей города. Почему она решила взять его под свое окормление? Давайте перенесемся в далекий XIII век, когда истерзанная Русь оказалась под татаро-монгольским игом. В 1294 году ростовская княжна Анна была выдана замуж за тверского князя Михаила, который был "телом велик зело и крепок, мужествен и страшен взором", как повествует Никоновская летопись. Хотел оградить он свой народ от произвола завоевателей, а потому принял мученическую смерть в Золотой Орде. Убили его, сердце вырезали. И стал Михаил единственным тверским князем, причисленным к лику святых.

После смерти мужа вдову постигают два новых удара. Сначала там же, в Золотой Орде, был убит ее старший сын Дмитрий по прозвищу Грозные Очи, а потом другой сын - Александр. После умирает третий сын - Константин. С достоинством приняла Анна тяжкие удары судьбы. Не озлобилась она на людей, а твердо решила посвятить оставшуюся жизнь защите несчастных, обездоленных, страждущих. Свое предназначение она стала свято выполнять, когда, потеряв мужа и сыновей, ушла в монастырь.

Монашество Анна приняла, судя по всему, между 1339-1346 годами. Став монахиней, она, как повествует составленное в XVII веке житие Анны Кашинской, "цвела добродетелями и Богу угождала", призывая своих ближних "от насилия изымать сирых и убогих". А потом обратился к Анне ее единственный оставшийся в живых сын Василий с просьбой переехать в его удел, в Кашин, где он построил для нее монастырь.

Анне тяжело было расставаться с Тверью, которой правил ее любимый супруг и где она была так счастлива. Но в конце концов согласилась. И стал ее приезд великим праздником для кашинцев, которые всем городом вышли встречать ее. В Кашине она прожила почти двадцать лет и пользовалась всеобщим почитанием и поклонением. И великая скорбь охватила горожан, когда в 1368 году она ушла в мир иной. В тот же год умер и князь Василий.

Шли годы, и казалось, угаснет память об Анне вместе с родом удельных кашинских князей. Но вот почти три столетия спустя об Анне вновь заговорили в связи с удивительными событиями, имевшими непосредственное отношение к Кашину. В Смутное время в период между 1606 и 1611 годами трижды подходили к городу поляки и всякий раз уходили, так и не сумев овладеть Кашиным. А тут вдруг вспыхнул пожар и также быстро прекратился. И стали задумываться кашинцы: не охраняет ли их некая чудодейственная сила?

Слухи о праведнице вскоре дошли и до Москвы. Царь Алексей Михайлович объявил, что сам прибудет в Кашин, чтобы присутствовать при перенесении мощей Анны из деревянного собора в каменный Воскресенский. Царь сам вместе с боярами поднял на плечи мощи преподобной Анны и перенес их на новое место.

Не только при жизни, а и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю Анны Кашинской. Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году ее канонизации Великий собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых. Столь на первый взгляд странное решение объяснялось происходившими на Руси важными религиозно-политическими событиями, связанными с борьбой со старообрядчеством. Ведь все хорошо помнили, что при первом вскрытии гроба Анна Кашинская предстала с рукой, благословляющей людей. Но на руке были соединены не три, а два пальца. Так крестились "раскольники". Поэтому у церковных (никонианских - ред.) иерархов возникли серьезные опасения, что Анна может стать символом старообрядчества. Это и предопределило ее деканонизацию.

Но кашинцы продолжали почитать свою заступницу: войны, пожары и эпидемии на протяжении столетий обходили стороной этот тверской городок. Минуло более 220 лет, прежде чем стала возможной повторная канонизация Анны Кашинской. Она состоялась 25 июня 1909 года, вскоре после того как в России был принят закон о старообрядцах, предоставлявший им право свободного вероисповедания и гражданские права. В день повторной канонизации Анны в тихий Кашин, украшенный флагами и гирляндами, пришли свыше ста тысяч богомольцев.

Казалось бы, своими слезами и страданиями святая Анна наконец-то вымолила себе вечный покой. Но, видно, еще не до конца испила она чашу страданий и гонений. Тяжкие испытания выпали на ее долю в послереволюционные годы. В январе 1930 года мощи Анны стали объектом атеистической пропаганды. В Кашин приехала комиссия, в присутствии которой были вскрыты мощи святой. Происходившее засняли на кинопленку. Вскоре в "Правде" появилась статья, автор которой со всем революционным пылом убеждал читателей, что преклонение перед представляющими собой обыкновенные кости мощами преподобной Анны - это "поповский обман", подлежащий решительному разоблачению.

Ну а затем начались многолетние скитания ее мощей, которые прекратились лишь в начале 90-х годов прошлого столетия. После того как Воскресенский собор был закрыт, они одно время были экспонатом в краеведческом музее. Потом их перенесли в храм Вознесения, который при Хрущеве тоже закрыли. После этого мощи побывали еще в двух городских храмах. И лишь 25 июня 1993 года это неслыханное кочевье завершилось. В этот день мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской были перенесены во вновь открывшийся кафедральный собор Вознесения, где и по сей день находятся...

Кашин Тверской области

Вид Вознесенского собора г.Кашина, 1909 г

Парад в день празднования святой Анны кашинской. после повторной канонизации


Подлинный покров святой


Комментарии