Препод. Евфросинія, княжна Полоцкая


I. Преп. Евфросинія, княжна полоцкая, память коей совершается нынѣ, по народному названію «Предслава», внука полоцкаго князя Всеслава Брячиславича и правнука св. равноапостольнаго кн. Владиміра, была воспитана въ страхѣ Божіемъ и отличалась красотою. Отвергнувъ предложеннаго ей жениха, она удалилась въ женскую иноческую обитель, гдѣ приняла имя Евфросиніи. Живя въ затворѣ, она занималась списываніемъ книгъ и полученную за это плату раздавала нищимъ. Потомъ, слѣдуя указанію свыше, она основала женскую обитель св. Спаса на мѣстѣ, которое далъ епископъ. Сюда пришли къ ней ея сестры, нареченныя Евдокіей и Евпраксіей. Ревнуя о благолѣпіи дома Божія, преподобная княжна построила въ своей обители каменный храмъ, существующій доселѣ. Для новаго храма она приготовила напрестольный крестъ съ драгоцѣнными украшеніями. Онъ также цѣлъ донынѣ. Преподобная Евфросинія поселилась въ тѣсной кельѣ, подлѣ храма, и отсюда слушала божественную службу. Находясь въ родствѣ съ греческими царями, Евфросинія выпросила у императора Мануила Комнина и патріарха цареградскаго Луки Хризоверга находившуюся въ Ефесѣ икону Божіей Матери, писанную, по преданію, евангелистомъ Лукою. Икона, великолѣпно ею украшенная, стоитъ донынѣ въ Торопецкомъ соборномъ храмѣ. Потомъ она исполнила давнее свое желаніе — посѣтить святыя мѣста Палестины. Ввѣривъ свою обитель сестрѣ своей Евдокіи (въ мірѣ Градиславѣ), она отправилась на востокъ, посѣтила Царьградъ и другія святыя мѣста востока. Наконецъ, водворившись въ Іерусалимѣ, въ русскомъ монастырѣ Пресвятыя Богородицы, она ходила отсюда на поклоненіе гробу Господню и въ другія мѣста. Въ обители русской она занемогла и, послѣ 24-хъ дней болѣзни, мирно отошла ко Господу 23-го мая 1173 года. Тѣло ея, по ея завѣщанію, было погребено въ Іерусалимѣ, въ обители преподобнаго Ѳеодосія, а при завоеваніи Іерусалима Саладиномъ, въ 1187 году, оно перенесено въ Россію и нетлѣнно почиваетъ въ кіевскихъ пещерахъ.

II. Изъ жизни препод. Евфросиніи мы видѣли, возлюбленные братія, что она весьма заботилась о созданіи и благолѣпіи храмовъ Божіихъ. Давно существующая въ одномъ изъ самыхъ древнѣйшихъ русскихъ городовъ — городѣ Полоцкѣ — женская Спасо-евфросининская обитель съ каменнымъ, удивительно прочнымъ, сохранившимся много столѣтій храмомъ во имя Спасителя, построеннымъ препод. Евфросиніею, служитъ нагляднымъ памятникомъ ея св. любви къ храмозданію.

Примѣръ преподобной Евфросиніи, княжны полоцкой, побуждаетъ и насъ, братія, принимать участіе какъ въ храмозданіи, такъ и въ пожертвованіи на храмъ и его нужды, которыя часто бываютъ весьма настоятельныя и неотложныя.

Храмы Божіи суть мѣста особеннаго присутствія Божія, училища вѣры и благочесстія, мѣста молитвы и благодатнаго освященія вѣрующихъ во Христа. Построеніе этихъ зданій и поддержаніе ихъ въ порядкѣ, приличномъ высокому назначенію ихъ, требуетъ большихъ матеріальныхъ средствъ. Гдѣ же ихъ взять? Ихъ могутъ и должны дать вѣрующіе, для которыхъ они устроены.

а) Не думайте, что это лежитъ только на обязанности служащихъ церкви или людей состоятельныхъ; нѣтъ, — это долгъ каждаго вѣрующаго, въ какомъ бы состояніи онъ ни находился. І. Христосъ на землѣ жилъ въ такой бѣдности, что не имѣлъ гдѣ главу приклонить, однако и Онъ далъ на храмъ установленную закономъ дань. Этотъ примѣръ да убѣдитъ каждаго изъ насъ считать своимъ непремѣннымъ долгомъ жертвовать изъ своихъ средствъ на поддержаніе храма Божія.

б) Многіе говорятъ, что храмъ Божій не имѣетъ надобности въ богатой утвари, что отъ внѣшнихъ средствъ не зависитъ его достоинство. Но припомните, братіе. что Самъ Господь І. Христосъ какъ ни бѣденъ былъ, а для совершенія таинства евхаристіи избралъ горницу велію постлану, или украшенную. Если мы для себя устрояемъ великолѣпныя жилища, богатыя одежды и драгоцѣнную утварь въ домѣ, то можемъ ли отказать Своему Творцу и Спасителю въ томъ, въ чемъ себѣ не отказываемъ? Царь Давидъ стѣснялся жить въ новомъ кедровомъ домѣ, когда ковчегъ завѣта помѣщался въ старой палаткѣ. Онъ устроилъ для храненія святыни новую скинію, а сынъ его Соломонъ построилъ великолѣпный храмъ Господу. Съ нашей стороны было бы неизвинительно, если бы мы — новый Израиль — уступали въ усердіи ветхому Израилю, и притомъ въ такихъ незначительныхъ вещахъ, какъ наши земныя сокровища. Благодареніе Господу, въ нашемъ православномъ государствѣ нѣтъ недостатка въ великолѣпныхъ храмахъ. Ихъ создало усердіе нашихъ предковъ и поддерживаетъ благочестіе ихъ потомковъ. Но этимъ не можетъ ограничиваться наша попечительность о нихъ. Для совершенія таинствъ нужны церковныя облаченія, священные сосуды и другіе необходимые предметы. Сверхъ того — потребно вещество для таинства, для освѣщенія, кажденія; нужны доброгласные пѣвцы и чтецы, іереи и діаконы, и множество другихъ лицъ, на обязанности которыхъ лежитъ совершеніе Богослуженія, со всѣмъ подобающимъ святому дѣлу велелѣпіемъ, поддержаніе чистоты и порядка какъ внѣ, такъ и внутри храмовъ. Все это требуетъ матеріальныхъ жертвъ со стороны вѣрующихъ.

в) Нужды нѣтъ, что жертвы наши на храмъ бываютъ иногда самыя ничтожныя или, какъ обыкновенно говорятъ — копеечныя. Важно здѣсь не количество жертвы, а ея качество, то расположеніе сердца, съ какимъ эта жертва приносится. Бѣдная вдова, какъ вы знаете изъ евангелія, положивъ всего двѣ лепты — двѣ самыя меньшія монеты — по суду Христову признана вложившею въ церковную кружку больше, чѣмъ всѣ богатые, дававшіе отъ избытковъ своихъ. Поэтому не смущайтесь, братіе, матеріальною скудостію своей жертвы: восполни ее добрымъ расположеніемъ духа, любовію къ Господу, и Онъ приметъ ее въ Свой пренебесный жертвенникъ и воздастъ за нее сторицею небесными благами. Ты удѣлилъ частицу изъ своихъ сокровищъ на устройство и благолѣпіе Его дома, а Онъ введетъ тебя за это въ небесныя обители. Ты освѣщаешь во мракѣ ночи ликъ Его, а Онъ душу твою озаритъ свѣтомъ вѣры и добрыхъ дѣлъ въ земной жизни, а когда тебѣ придется проходить сѣнь смерти, Онъ и тогда просвѣтитъ путь твой. Ты украшаешь здѣсь иконы и престолъ Его благолѣпными ризами, а Онъ въ будущей жизни облечетъ тебя ризою спасенія и введетъ тебя въ царство Свое. Если І. Христосъ обѣщалъ награду за чашу студеной воды, поданной во имя ученика Его; то тѣмъ болѣе ущедритъ того, кто принесетъ жертву для Него, или во имя Его.

III. Итакъ, пусть не оскудѣетъ рука дающаго на храмы Божіи: онъ и въ этой жизни удостоится благоволенія Божія, и въ будущей жизни будетъ вознагражденъ сторицею. Аминь. (Сост. съ дополн. по проп. прил. къ «Руков. для сельск. паст.» за 1889 г., апрѣль, и друг. источн.).


Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 389-391.

Комментарии