Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.): Временныя несчастія суть благодѣянія Божіи


Св. благовѣрный князь Іоаннъ Угличскій, въ инокахъ Игнатій, Вологодскій чудотворецъ

I. Воспоминаемый въ нынѣшній день нашъ русскій святой, князь Іоаннъ угличскій, жилъ болѣе трехъ сотъ лѣтъ тому назадъ. Великій князь московскій Василій заподозрилъ родственнаго ему князя угличскаго Андрея въ измѣнѣ и велѣлъ ему явиться въ Москву. Хотя измѣна и не была доказана, но Андрея заковали въ цѣпи и заключили въ тюрьму, гдѣ онъ вскорѣ и умеръ. Изъ-за отца взяты были подъ стражу и дѣти его, совершенно невинныя, по одному только неосновательному подозрѣнію: — Димитрій и Іоаннъ. Ихъ переводили изъ тюрьмы въ тюрьму, пока наконецъ мѣстомъ постояннаго ихъ заключенія избрана была тюрьма въ городѣ Вологдѣ; здѣсь въ тяжеломъ заточеніи невинные страдальцы и провели болѣе тридцати лѣтъ. Нравственное настроеніе братьевъ сказалось тутъ сейчасъ же. Нетерпѣливый Димитрій, хотя былъ и старше Іоанна, сильно жаловался на жестокость своего дяди, — грустилъ и падалъ духомъ; не то было съ Іоанномъ: съ юныхъ лѣтъ кроткій и богобоязненный, онъ совершенно мирился съ своимъ тюремнымъ заключеніемъ, — не позволялъ себѣ ни одного слова ропота противъ своего дяди, а напротивъ благодарилъ Бога за все, — находя утѣшеніе въ молитвѣ и въ изученіи закона Божія. На тюрьму онъ смотрѣлъ, какъ на училище благочестія, назначенное ему Господомъ. Будучи совершенно спокойнымъ и благодушнымъ, подобно святымъ мученикамъ, онъ былъ истиннымъ утѣшителемъ и для своего малодушнаго брата Димитрія. «Къ чему скорбѣть и тебѣ, братъ мой? говорилъ онъ неоднократно Димитрію. Богъ внушилъ великому князю позаботиться о спасеніи душъ нашихъ. Не видишь ли, какъ мы далеки отъ міра, опаснаго для души? Все, что есть въ мірѣ, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть отъ Отца, но отъ міра (Іоан. 2, 16). Счастье наше, что мы разлучены съ такими незавидными преимуществами міра. Тѣсенъ затворъ нашъ? Но не тѣснымъ ли путемъ шли въ царство небесное святые? Они терпѣли голодъ, стужу, побои, раны, темницу, потерю всего, но пѣли псалмы и утѣшались чтеніемъ слова Божія. Будемъ и мы подражать имъ; и намъ данъ будетъ вѣнецъ нетлѣнія». Только смерть разлучила его съ братомъ и съ темницею. «Въ руцѣ Твои, Господи, предаю духъ мой!» были послѣднія предсмертныя слова князя-узника. Утѣшеніе христіанское, преисполнявшее душу Іоанна во всю его жизнь, отражалось и на его мертвенномъ лицѣ: лице его и по смерти свѣтилось кротостію, благодушіемъ, блаженствомъ.

II. Братіе! И всѣ нетерпѣливые при несчастіяхъ настоящей жизни, безъ сомнѣнія, также терпѣливо переносили бы свои страданія, какъ переносилъ ихъ препод. Іоаннъ, если бы входили въ самихъ себя и основательно узнавали состояніе своего сердца. Господь Богъ не оставилъ бы ихъ безъ Своего свѣта, и они очень скоро увидѣли бы то, что должно было бы видѣть всѣмъ, и чего однакожъ весьма многіе не видятъ и не хотятъ видѣть, — увидѣли бы, что всѣ случающіяся съ нами въ настоящей жизни несчастія всегда суть весьма спасительныя для насъ Божіи благодѣянія. Обратимъ, братіе, на эту достоуважительную истину наше вниманіе.

а) Всѣ несчастія настоящей жизни, какого бы рода они ни были, дѣйствительно суть весьма спасительное для насъ благодѣяніе Божіе.

Въ настоящей жизни многіе люди, по дѣйствію разныхъ, господствующихъ въ нихъ страстей, забываются до того, что почти никогда не вспомнятъ ни о Богѣ, ни о своей душѣ, ни о своихъ обязанностяхъ, живутъ только жизнью плоти, и умножаютъ грѣхи на грѣхи. Посему Богъ, пламенно желающій всѣмъ человѣкамъ спастися (Іезек. 33, 11), посылаетъ на нихъ какую-нибудь чувствительную болѣзнь, нужду, разныя огорченія, страхи, какія-либо другія несчастія, — посылаетъ съ тѣмъ, чтобы напомнить имъ о Себѣ, привесть ихъ въ сознаніе худого состоянія ихъ сердца, и расположить ихъ къ исправленію. Не благодѣяніе ли это? Егоже любитъ Господь, говоритъ св. апостолъ, наказуетъ, да причастимся святыни Его (Евр. 12, 6, 10). Такъ Богъ поступалъ и поступаетъ не только съ частными людьми, но и съ цѣлыми народами. Посему при всякомъ, постигающемъ насъ несчастіи, какого бы рода оно ни было, намъ тотчасъ должно всевозможно внимательно осматривать, что въ нашемъ сердцѣ требуетъ исправленія, — и немедленно исправляться.

б) Несчастія настоящей жизни для насъ суть благодѣянія Божіи, потому что они предохраняютъ насъ отъ грѣха. Многіе жалуются на свою бѣдность, на трудное пропитаніе себя или своего семейства. Но знаютъ ли они, какова была бы ихъ жизнь, если бы они были богаты? Теперь они непрестанно чувствуютъ нужду въ Божіей помощи, и молятся усердно. Но многіе богатые совершенно забываютъ Бога, и не молятся; а когда и молятся, молятся безъ должнаго вниманія и благоговѣнія.. Могутъ ли они удостовѣрителъно сказать о себѣ, что не сдѣлались бы такъ же безчувственными?

в) Несчастія настоящей жизни суть благодѣяніе Божіе для людей даже благочестивыхъ. Ибо несчастія доставляютъ имъ случай къ упражненію и укрѣпленію себя въ добродѣтели. Доколѣ у человѣка нѣтъ случая для пробужденія его силъ, до тѣхъ поръ его силы спятъ, часто такъ глубоко, что онъ самъ объ нихъ не знаетъ, и оставляетъ ихъ безъ всякаго упражненія. Но когда открывается случай и пробуждаетъ его силы, онъ дѣйствуетъ ими, и не рѣдко становится совершенно другимъ человѣкомъ. Всякій благочестивый человѣкъ глубоко чувствуетъ эту истипу, и въ минуты живѣйшаго сознанія ея говоритъ самому себѣ: «что былъ бы я безъ моей болѣзни, безъ моей бѣдности, или иного несчастія!»

Впрочемъ, Богъ, подвергающій людей различнымъ несчастіямъ, никогда не подвергаетъ ихъ несчастіямъ такъ, чтобъ они не въ силахъ были переносить ихъ. Это ясно утверждаетъ св. апостолъ, вразумляя коринѳянъ: Богъ не оставитъ васъ искуситися паче, еже можете, но сотворитъ со искушеніемъ, и избытіе, яко возмощи вамъ понести (1 Кор. 10, 13).

III. Итакъ, братія, спокойно полагайтесь на отеческую Божію благость, и не ропщите, а прославляйте Бога при всѣхъ тяготящихъ васъ несчастіяхъ. Помните, братіе мои, что всѣ посылаемыя на насъ отъ Бога несчастія, какого бы рода они ни были, суть благодѣянія Божіи. (Сост. по кн. «Слова или бесѣды на всѣ воскр. и праздн. дни Григорія, архіеп. казан. и свіяж.» т. I, стр. 32-38 и др. источн.).


Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 377-379.

Комментарии