Правила Святого Двукратного Константинопольского Собора о монашестве
ПРАВИЛА СВЯТАГО СОБОРА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО,
ВО ХРАМѢ СВЯТЫХЪ АПОСТОЛЪ БЫВШАГО, ГЛАГОЛЕМАГО ДВУКРАТНАГО
ВО ХРАМѢ СВЯТЫХЪ АПОСТОЛЪ БЫВШАГО, ГЛАГОЛЕМАГО ДВУКРАТНАГО
[Толкованіе.] По изъясненію Зонара и Валсамона соборъ сей именуется Двукратнымъ потому, что двукратно собирался для однихъ и тѣхъ же предметовъ. Дѣйствія и рѣшенія перваго собранія не могли быть написаны и подписаны Отцами собора, потому что сему воспрепятствовали неправомыслящіе, произведя возмущеніе. Посему, по возстановленіи спокойствія, держано было второе собраніе, въ которомъ, по возобновленіи прежнихъ разсужденій, составлены и утверждены настоящія правила.
Созиданіе монастырей, дѣло толико важное и достохвальное, древле блаженными и преподобными отцами нашими благоразсудно изобрѣтенное, усматривается нынѣ худо производимымъ. Ибо нѣкоторые, давъ своимъ имѣніямъ и усадьбамъ имя монастыря, и обѣщаваяся посвятити оныя Богу, пишутъ себя владѣльцами пожертвованнаго. Они ухищренно умыслили посвятити Богу единое наименованіе: ибо не стыдятся усвояти себѣ ту же власть и послѣ пожертвованія, какую не возбранялось имъ имѣти прежде. И такое корчемство примѣшалося къ сему дѣлу, что къ удивленію и огорченію видящихъ, многое изъ посвященнаго Богу явно продается /с. 196/ самими посвятившими. И не токмо нѣтъ въ нихъ раскаянія о томъ, яко попускаютъ себѣ властвованіе надъ тѣмъ, что единожды уже посвятили Богу, но и другимъ безстрашно передаютъ оное. Того ради святый Соборъ опредѣлилъ: да не будетъ позволено никому созидати монастырь безъ вѣдѣнія и соизволенія Епископа: но съ его вѣдѣніемъ и разрѣшеніемъ, и съ совершеніемъ подобающей молитвы, якоже древле Богоугодно законоположено, монастырь да созидается: все же къ нему принадлежащее, купно съ нимъ самимъ да вносится въ книгу, которая и да хранится въ Епископскомъ архивѣ. И пожертвователь безъ воли Епископа отнюдь да не имѣетъ дерзновенія, самаго себя, или вмѣсто себя другаго поставити игуменомъ. Ибо аще не можетъ кто либо быти обладателемъ того, что подарилъ человѣку: то како можетъ быти попущено кому восхищати обладаніе тѣмъ, что онъ посвящаетъ и приноситъ Богу?
Нѣкоторые воспріемлютъ на себя образъ токмо житія монашескаго, не ради того, да въ чистотѣ послужатъ Богу, но ради того, да отъ чтимаго одѣянія воспріимутъ славу благочестія, и тѣмъ обрящутъ безпрепятственное наслажденіе своими удовольствіями. Отринувъ одни свои власы, они остаются въ своихъ домахъ, не исполняя никакого монашескаго послѣдованія, или устава. Того ради святый Соборъ опредѣлилъ: отнюдь никого не сподобляти монашескаго образа, безъ присутствованія при семъ лица, долженствующаго пріяти его къ себѣ въ послушаніе, и имѣти надъ нимъ начальство и воспріяти попеченіе о душевномъ его спасеніи. Сей да будетъ мужъ Боголюбивый, начальникъ обители, и способный спасти душу новоприводимую ко Христу. Аще же кто обрящется постригающій кого либо не въ присутствіи игумена, долженствующаго пріяти его въ послушаніе: таковый да подвергнется изверженію изъ своего чина, яко не повинующійся правиламъ, и разрушающій монашеское благочиніе: а неправильно и безчинно постриженный да предастся на послушаніе въ монастырь, въ какой заблагоразсудитъ мѣстный Епископъ. Ибо неразсудительныя и погрѣшительныя постриженія и монашескій образъ подвергли неуваженію, и подали случай къ хуленію имени Христова.
Разсуждено исправити и сіе неблагоустройство допущенное, и что еще хуже, по несмотрѣнію и небреженію распространяющееся. Аще который настоятель монастыря, подчиненныхъ себѣ монаховъ отбѣгающихъ, не взыщетъ съ великимъ тщаніемъ, или нашедши не воспріиметъ, и не /с. 197/ потрудится приличнымъ и недугу соотвѣтствующимъ врачевствомъ возстановити и укрѣпити падшаго: таковаго святый Соборъ опредѣлилъ подвергати отлученію отъ таинствъ. Ибо аще имѣющій въ смотрѣніи безсловесныя животныя, вознерадивъ о стадѣ, не оставляется безъ наказанія: то пріявшій пастырское начальство надъ паствою Христовою, и своимъ нерадѣніемъ и лѣностію расточающій спасеніе ихъ, како не подвергнется наказанію за свою дерзость? Призываемый же возвратитися монахъ, аще не повинется, да будетъ отлученъ Епископомъ.
Многообразно усиливался лукавый привести въ поношеніе досточтимый монашескій образъ, и нашелъ для сего великое пособіе во времени прежде бывшей ереси. Ибо ересію угнетаемые монашествующіе, оставляя свои обители, переселялися въ другія, а нѣкоторые и въ жилища мірскихъ людей. Но что дѣлали они тогда ради благочестія, и что по сему дѣлало ихъ достойными ублаженія: то, обращаяся въ безразсудный обычай, являетъ ихъ достойными посмѣянія. Ибо еще и нынѣ, когда благочестіе повсюду уже распространилось, и Церковь избавилась отъ соблазновъ, отходятъ нѣкоторые изъ своихъ монастырей, и, какъ нѣкій неудержимый потокъ, туда и сюда уклоняяся и переливаяся, исполняютъ обители многимъ неблагообразіемъ, вносятъ съ собою великій безпорядокъ, и благолѣпіе послушанія разстроиваютъ и разрушаютъ. Пресѣкая ихъ непостоянное и непокоривое стремленіе, святый Соборъ опредѣлилъ: аще который монахъ, отбѣжавъ изъ своея обители, прескочитъ въ другій монастырь, или вселится въ мірское жилище: таковый, равно и пріявшій его, да будетъ отлученъ отъ общенія церковнаго, доколѣ бѣжавшій не возвратится въ обитель, изъ которой преступно удалился. Впрочемъ, аще Епископъ нѣкіихъ изъ монаховъ, свидѣтельствуемыхъ во благочестіи и честности житія, восхощетъ превести въ другій монастырь, ради благоустройства обители, или же заблагоразсудитъ послати и въ мірскій домъ, ради спасенія живущихъ въ немъ, или благоизволитъ поставити въ иномъ какомъ мѣстѣ: чрезъ сіе не дѣлаются виновными, ни сіи монашествующіе, ни пріемлющіе ихъ.
Обрѣтаемъ, яко отреченія отъ міра, безъ разсужденія и испытанія, много вредятъ монашескому благочинію. Ибо нѣкоторые опрометчиво повергаютъ себя въ монашеское житіе, и пренебрегши строгость и труды подвижничества, снова бѣдственно обращаются къ плотоугодной и сластолюбивой жизни. Того ради святый Соборъ опредѣлилъ: никого не спо/с. 198/добляти монашескаго образа, прежде нежели трехлѣтнее время, предоставленное имъ для испытанія, явитъ ихъ способными и достойными таковаго житія, и сіе повелѣлъ Соборъ всемѣрно хранити, развѣ когда приключившаяся нѣкая тяжкая болѣзнь, понудитъ сократити время испытанія, или развѣ кто будетъ мужъ благоговѣйный, и въ мірскомъ одѣяніи провождающій жизнь монашескую. Ибо для таковаго мужа къ совершенному испытанію довлѣетъ и шестимѣсячный срокъ. Аще же кто поступитъ вопреки сему: то игумену, по лишеніи игуменства, состояніе подчиненности да послужитъ наказаніемъ за отступленіе отъ порядка: поступившій же въ монашество да предастся въ другій монастырь, въ которомъ строго соблюдается уставъ монашескій.
Монахи не должны имѣти ничего собственнаго, но все имъ принадлежащее да утверждается за монастыремъ. Ибо блаженный Лука о вѣрующихъ во Христа, и представляющихъ собою образъ монашескаго общежитія, глаголетъ, яко ни единъ что отъ имѣній своихъ глаголаше свое быти, но бяху имъ вся обща (Дѣян. 4, 32). Посему желающимъ монашествовати предоставляется свобода завѣщавати о имѣніи своемъ прежде, и передавати оное, какимъ восхотятъ лицамъ, которымъ, то есть, законъ не возбраняетъ. Ибо по вступленіи въ монашество, монастырь имѣетъ власть надъ всѣмъ ихъ имуществомъ, и имъ не предоставлено распоряжати ничѣмъ собственнымъ, ни завѣщавати. Аще же кто обрящется усвояющій себѣ нѣкое стяжаніе, не предоставивъ онаго монастырю, и порабощенный страсти любостяжанія: у таковаго игуменъ, или Епископъ да возметъ оное стяжаніе, и, въ присутствіи многихъ продавъ, да раздастъ нищимъ и нуждающимся. А того, кто положилъ въ сердцѣ своемъ, подобно древнему оному Ананіи, утаити сіе стяжаніе, святый Соборъ опредѣлилъ вразумити приличною епитиміею. Явно же есть, яко постановленныя святымъ Соборомъ правила о монахахъ, праведнымъ призналъ онъ соблюдати и о женахъ монашествующихъ.
Видимъ, многія епископіи въ упадкѣ, и въ опасности совершеннаго запустѣнія отъ того, что предстоятели оныхъ требуемое оными попеченіе и тщаніе обращаютъ на созиданіе новыхъ монастырей, и истощая епископіи, и ухищряя присвоеніе доходовъ, стараются о приращеніи монастырей. Того ради святый Соборъ опредѣлилъ: да не будетъ позволено ни/с. 199/кому изъ Епископовъ созидати особеннаго для себя монастыря, къ разоренію своея епископіи. Аще же кто обрящется дерзающій на сіе: таковый да подвергнется приличной епитиміи, а его новое построеніе, яко не получившее даже правильнаго начала къ тому, чтобы монастыремъ быти, да причислится къ епископіи, какъ ея собственность. Ибо ничто вкравшееся, вопреки закону и порядку, не можетъ восхищати себѣ преимущества дѣлъ, произведенныхъ согласно съ правилами.
КАНОНЫ ИЛИ КНИГА ПРАВИЛЪ
Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и Святыхъ Отецъ съ алфавитнымъ указателемъ для облегченія нахожденія нужнаго правила.
(Изданіе 2-е Братства преп. Іова Почаевскаго въ Монреалѣ, Канада, РПЦЗ. 1974).
Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и Святыхъ Отецъ съ алфавитнымъ указателемъ для облегченія нахожденія нужнаго правила.
(Изданіе 2-е Братства преп. Іова Почаевскаго въ Монреалѣ, Канада, РПЦЗ. 1974).
Комментарии
Отправить комментарий