РПЦ: Бизнес на святых мощах
Что такое мощи и как они «действуют»
Мощами называют останки людей, которые были официально признаны Церковью святыми, то есть канонизированы. Святыней могут признать целые тела, десницы (кисти правой руки), пальцы, стопы или даже отдельные фрагменты тканей. Все эти «частицы святых», вне зависимости от их размера, почитаются церковью одинаково, хотя паломников и простых верующих больше привлекают крупные мощи. Христианская церковь канонизирует либо людей, о «чудесах» которых сохранились хотя бы два свидетельства, либо мучеников, подвергшихся гонениям за свою веру. По иным политическим, общественным или даже миссионерским причинам получить статус святого невозможно.
Как рассказал The Village руководитель паломнического центра св. апостола Фомы в Германии Тимофей Китнис, задача церкви здесь — «зафиксировать, что Бог действительно прославил человека». Для этого создается специальная комиссия, которая изучает биографию и собирает свидетельства чудесной помощи. Потом комиссия предлагает свои выводы на суд Архиерейского (православного, поместного. — Прим. ред.) или Вселенского (общехристианского. — Прим. ред.) собора. Последний совещается и принимает решение, в православии это называется «консенсус патрум», или «согласие отцов».
Хранятся и выставляются мощи в специальных емкостях — мощевиках, ковчегах или реликвариях. Обычно Церковь предлагает верующим «приложиться», поцеловать или просто потрогать реликварий с мощами. Очередь к ним — необходимая часть паломничества, она символизирует лишения на пути к святыне. Подобный культ существует во всех христианских конфессиях, кроме протестантских. «Действие» мощей Церковь объясняет не свойствами самих предметов, а волей святого, которому мощи принадлежат. «В почитании мощей нет ничего магического. С точки зрения Церкви исцеление происходит из-за того, что человек обращается к тому или иному святому „с верой“, а не потому, что сам объект наделен какой-то силой. Мощи являются просто проводником силы Святого Духа, к которой обращается верующий», — объясняет Китнис.
Паломники часто выбирают мощи и реликвии исходя из того, в чем им требуется помощь. Адресные запросы у верующих возникают из-за того, что они знают сюжеты в жизни святых, когда последние являли чудо. Например, как у прп. Сергия Радонежского просят успехов в учебе, после того как он сам чудесным образом стал успевать в школе. «На самом деле вы можете обратиться к любому святому с любой просьбой, Церковь не признает тут какую-то специализацию святых», — подытоживает Тимофей Китнис.
Бизнес на мощах
Сейчас в московском храме Христа Спасителя выставлены мощи свт. Николая Мирликийского Чудотворца, — одного из самых популярных святых в православной России. Известно, что патриарх Кирилл и папа римский Франциск договорились об этом туре во время исторической встречи в Гаване в 2016 году. Левое ребро свт. Николая доставили из итальянского города Бари спецрейсом в Москву, где оно пробудет до 12 июля. После этого мощи перевезут в Санкт-Петербург, где они пробудут до конца июля. Ежедневно святыню охраняет тысяча бойцов Росгвардии. Для принесения мощей святителя Николая Чудотворца из Италии в Россию набрали волонтеров, своих людей привлекало движение «Православные добровольцы».
РПЦ не раскрывает, сколько стоит акция по привозу мощей и какие доходы она приносит. Бывший представитель патриархии Всеволод Чаплин после увольнения из Синодального отдела в 2015 году объявил «закрытость бюджета» главной проблемой Русской православной церкви. Сейчас пресс-секретарь патриарха Александр Волков назвал только имя самого крупного спонсора — владельца химического холдинга «Фосагро» Андрея Гурьева. Телеканал «Дождь» заявляет, что Гурьев оплачивает паломнические поездки священников в итальянский Бари последние четыре года. По данным «РБК», «поддержку» тура мощей свт. Николая оказывал еще и фонд святителя Григория Богослова, которым руководят митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей, и Вадим Якунин, глава фармкомпании «Протек». Еще около 3 миллионов рублей выделило правительство Москвы.
Организация любых туров с мощами — это доходное предприятие. Верующие и паломники раскупают большое количество типографской продукции и свечей, жертвуют в копилку — доходность и посещаемость конкретного храма резко увеличиваются. Маршрут, по которому повезут мощи, четко оговаривается в закрытых внутренних договорах, там же распределяются и доли на выручку за конкретный срок: сколько получит иностранный владелец мощей, сколько — церковь (площадка), организатор тура, епархия. Есть вариант и прямого дохода: например, католический приход в самом городе Бари продает миро с мощей святителя Николая, в том числе и на перепродажу в православной общине.
Мне кажется, здесь все устроено по принципу „доходы — нам, убытки — вам“. Государство тратится на сопровождение делегации, охрану святыни и паломничества, широчайшую рекламную компанию, пиар федеральных каналов. Все это могло бы стоить бешеных денег, но дается Церкви безвозмездно — наши власти считают такое участие выгодным для себя.
На самом деле Гурьев новичок в паломническом бизнесе. С 2003 по 2013 год монополию на ввоз иностранных мощей сохранял Фонд Андрея Первозванного (ФАП) под руководством Владимира Якунина, экс-президента РЖД и члена дачного кооператива «Озеро». В списке реликвий, турне которых организовал ФАП, — мощи св. Андрея Первозванного, преподобномученицы Елизаветы и инокини Варвары, св. Иоанна Крестителя, свв. евангелиста апостола Луки и Александра Невского (его турне организовано при поддержке миллиардера Искандера Махмудова). Самыми массовыми стали турне «пояса Богородицы» в 2011 году, собравшее более 3 миллионов человек, и креста св. Андрея Первозванного в 2013-м, — миллион паломников. Миссионерская деятельность ФАП по привозу мощей резко прекратилась после публикации резонансного расследования Алексея Навального о семье Якунина. Кроме того, финансирование ФАП начало проходить через фонд целевого капитала «Истоки» (УК «РусФин»). Единственная православная акция, которую фонд Якунина оставил за собой, — ежегодное принесение в Москву благодатного огня из храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Уже в 2015 году крупные паломнические мероприятия поделили между собой два других влиятельных фонда. Привоз мощей св. Георгия Победоносца спонсировал Фонд великого князя Владимира, подконтрольный полковнику ФСБ Вячеславу Ротавчикову из спортивного общества «Динамо» (другие руководители общества — силовики и генералы спецслужб). Тур по России и Беларуси мощей св. князя Владимира устроил уже Фонд святителя Василия Великого, за которым стоит миллиардер Константин Малофеев. Он же через год привез в Москву и мощи о. Силуана Афонского. Именно благотворительные фонды Малофеева «РБК» связал с финансированием ополченцев на юго-востоке Украины.
Сейчас митрополит Иларион заявляет, что Россия 930 лет ждала приезда мощей свт. Николая Чудотворца. В действительности фрагмент мощей из Бари был официально передан частному Фонду святителя Николая еще 2002 году отцом Джованни Матера. Более того, этот фонд в 2008–2010 годах уже устраивал широкий паломнический тур мощей по городам России. Однако спонсируется он не российскими православными меценатами, а компанией «Энерги Баден-Вюртемберг АГ» — третьим по величине энергетическим холдингом Германии.
Черный рынок мощей
В Сети объявления о продаже мощевиков и реликвариев доступны на десятках аукционов и сайтов, но Церковь резко осуждает такой бизнес. Крупнейший торговец святынями в России — Алексей (alexbishop) — разместил на разных платформах суммарно более 500 лотов. Газете «Московский комсомолец» Алексей представился как «эксперт в области реликвий и мощей». Он заявил, что возит реликвии из Франции, Италии и Греции в Россию уже более 15 лет. Свой способ получения реликвий Алексей не раскрывает — «коммерческая тайна», встретиться с покупателем предлагает на станции метро «Китай-город». Цены зависят от древности предмета и значительности святого. Например, небольшой мощевик свт. Николая Чудотворца можно купить за 65 тысяч рублей, а вот мощевик апостола Петра, с кардинальским сертификатом подлинности 1777 года, уже за 255 тысяч рублей. Один из самых дорогих лотов — реликварий-календарь, содержащий в себе частицы мощей 365 святых и мучеников, за 365 тысяч рублей (то есть по цене тысяча за святого).
Впрочем, 26 мая модераторы площадки Avito.ru заблокировали и удалили с сайта все лоты с мощами (скриншоты с аукциона доступны по ссылке). Представители сервиса рассказали The Village, что на объявления поступало много жалоб, а проверка администрацией «выявила нарушения пользовательского соглашения». Через два дня все лоты были временно заблокированы и на другом аккаунте Алексея, на портале коллекционеров Au.ru — формальной причиной указан «отпуск продавца».
Конечно, подлинность мощей до покупки проверить невозможно. Подделка реликвий — чрезвычайно распространенное явление. Эксперт по святыням Российского православного университета Михаил Артеев в интервью изданию «Православие и мир» рассказал о четырех мастерах подделки, известных лично ему. К примеру, некто Маркус из Штутгарта имитирует оттиски печатей епископа на современных пробирках-мощевиках, подписывая содержимое именами святых. Мощевики наполняются коровьими, свиными и человеческими костями, которые часто невозможно идентифицировать. Сотни таких реликвий Маркус уже продал по цене от 20 до 500 долларов за штуку, заявляя, что ранее выкупил имущество одного католического монастыря.
Информация о мощах, которые дублируют друг друга в разных епархиях, возникает постоянно. Наиболее крупное исследование провел французский археолог Мари-Людовик Лаланн еще в 1847 году, когда он насчитал 11 найденных указательных пальцев Иоанна Крестителя, три целых туловища пророка Исайи, 8 черепов и 12 рук и ног апостола Филиппа. В 2007 году пресс-секретарь Московской патриархии заявлял, что голова Иоанна Златоуста находится в Богоявленском соборе РПЦ, хотя греческие православные считают подлинной свою голову Златоуста, на Афоне. Точно так же «подлинный» череп Андрея Первозванного есть и в Италии, и в Греции.
Мощи в законе
После окончания экспедиции левое ребро свт. Николая Чудотворца вернется в итальянский город Бари. Формально мощи святого принадлежат доминиканскому монашескому ордену католической церкви. Именно орден дает разрешение на все манипуляции с останками. Конечный владелец всего церковного имущества — папа римский. Но это не значит, что мощи могут принадлежать только церковным организациям.
Как рассказывает руководитель европейского паломнического центра Тимофей Китнис, в том же Бари есть семьи, которые когда-то получили в знак высшей благодарности мельчайшую частицу мощей. «Естественно, законы о захоронении, об обращении с останками не действовали в XI веке. До сих пор к ним относятся именно как к святыням вроде икон, а не как к простым костям». При транспортировке от повреждения страхуют целиком весь опечатанный реликварий, в котором перевозят мощи, — юридически границу они тоже проходят именно как «ковчег с мощами», а не как останки в отдельности.
Самый громкий скандал, касающийся собственника мощей, подняла в 2013 году Суздальская православная церковь, не входящая в епархию РПЦ и не подчиняющаяся федеральной структуре. Приставы силой изъяли у Русской православной автономной церкви (РПАЦ) мощи свв. Евфимия и Евфросинии Суздальских, которые до раскола принадлежали Российской Федерации. Отец Валентин попытался вернуть их через суд, настаивая на историческом значении мощей для Иверского храма. Но в 2014 году областной суд все-таки принял сторону Росимущества, а последнее передало останки РПЦ. С точки зрения закона мощи никак не отличаются от любых других материальных предметов, для них не прописаны особые условия хранения или перевозки.
«Вопрос о юридическом статусе святых мощей поднимался в 2014 году, тогда дело дошло даже до Конституционного суда. Заявитель оспаривал возможность отнесения мощей к объектам гражданских прав, предусмотренных именно статьей 128 Гражданского кодекса РФ. В итоге суд не согласился с жалобой на неконституционность статьи. При этом судья Гадис Гаджиев указал в особом мнении, что правовой режим использования мощей должен регулироваться отдельно. Однако до сих пор изменений в закон никто не вносил.
Сейчас конкретных положений, которые бы говорили о правовом статусе мощей, нет. Есть только практика, и там они выступают в роли совершенно обычных объектов гражданских прав. Все споры вокруг мощей обычно относятся к разряду религиозных. Законодатель и ведомства стараются не заходить на эту территорию».
Комментарии
Отправить комментарий