Свт. Василій Великій († 379 г.): О провидѣніи


НРАВСТВЕННЫЯ СЛОВА
Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія,
избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ.

О провидѣніи

Въ Господнихъ повелѣніяхъ столь обильный разумъ содержится, сколь многоразличны суть, или сходны между собою твари. Которыя всѣ подробно изчислять есть тоже, какъ естьлибы кто покусился изчислить волны морскія, или горстію руки воду морскую измѣрить. Ибо кто можетъ подробно описать всѣ свойства касающіяся токмо до жизни птицъ? Какъ бусели всѣ во едино и тоже время въ наши страны прилетаютъ, и также подъ единымъ предводительствомъ всѣ улетаютъ: каковое ихъ дѣйствіе почти съ разумнымъ понятіемъ сходно. Какъ окружаютъ ихъ наши вороны, которыя по моему мнѣнію провождаютъ ихъ, и вспомоществуютъ имъ нѣкоторымъ образомъ противу враждебныхъ имъ птицъ. Сему во-первыхъ доказательствомъ служитъ то, что въ сіе время ни одной вороны не видно бываетъ: во-вторыхъ, что оныя съ ранами возвращаяся, ясные споборенія и защищенія своего представляютъ знаки. Кто у нихъ уставилъ законы страннопріимства? кто угрозилъ имъ осужденіемъ за оставленіе воинской службы такъ, что ни едина не остается не провождающею? Журавли поперемѣнно стражу содержатъ: ибо одни спятъ, а другіе вокругъ обходя, совершенную безопасность во снѣ спящимъ доставляютъ. Потомъ по прошествіи времени стражбы, стрегущій давъ голосъ засыпаетъ; другій же смѣнивъ прежняго, /с. 223/ туже самую безопасность, какою самъ пользовался, возвращаетъ. Исправный сей порядокъ и въ летаніи примѣтить можно: ибо одинъ по предводительствованіи въ пути чрезъ нѣкое учрежденное время, назадъ стада возвращаяся, препоручаетъ путеводство другому мѣсто его заступающему. Вы же не вѣрующіе будущему по воскресеніи измѣненію, представивъ въ умѣ своемъ рогатаго онаго (Індійскаго) червя, ясно уразумѣйте о воскресеніи. И вы поругающіеся таинству нашему, акибы не возможно и противъ естества было родить Дѣвѣ, и дѣвству ея невредиму пребывать, приведите себѣ на мысль, что Богъ въ угодность Свою, дабы мы вѣрили чудесамъ Его, представилъ напередъ безчисленныя доказательства отъ самаго естества взятыя. Напримѣръ, коршунамъ далъ способность, безъ всякаго смѣшенія родить дѣтей, которые притомъ долговѣчны такъ, что жизнь ихъ до ста лѣтъ продолжается: такимъ образомъ и во всѣхъ вещахъ ясныя изображенія чудесъ Своихъ намъ предалъ.
Есть же и у самыхъ рыбъ разумный нѣкоторый и благоучрежденный порядокъ, и изъ нихъ каждый родъ имѣетъ учрежденный себѣ отъ естества образъ жизни: и во опредѣленныхъ себѣ странахъ морскихъ, какбы въ градахъ, или селахъ нѣкіихъ, или въ древнихъ отечествахъ жительствуетъ. Нѣкоторыя же изъ рыбъ предпріемлютъ и странствованія, которыя какбы по общему совѣту за предѣлы посылаемы будучи, подъ единымъ закономъ всѣ отходятъ. Ибо, какъ скоро извѣстное время рожденія настанетъ, тогда разныя рыбы изъ разныхъ заливовъ выступивъ, будучи общимъ /с. 224/ естества закономъ побуждаемы, къ сѣверному поспѣшаютъ морю. Въ самое время прехожденія собравшихся и стремящихся чрезъ Пропонтъ въ Евксинское море ихъ, аки струю нѣкую, можешь ты видѣть. Кто ихъ побуждаетъ? какая царская власть? какія повелѣнія на торжищахъ обнародываемыя предуставленное имъ время показуютъ? и кто ихъ провождаетъ? Видишь ли Божественное установленіе вся исполняющее, и даже до самыхъ малѣйшихъ тварей простирающееся? Рыба не прекословитъ закону Божію; мы же человѣцы спасительныхъ ученій Его не соблюдаемъ. Не презирай рыбъ за то, что онѣ безгласны, и вовсе неразумны; но бойся, дабы самъ ты не явилъ себе неразумнѣйшимъ ихъ, когда установленію Божію сопротивляешься. Ни одинъ родъ рыбъ съ половины челюстей не снабженъ зубами, какъ у насъ волъ и овца: и никакая изъ нихъ не отрыгаетъ жванія, кромѣ одного Скара, какъ повѣствуютъ нѣкоторые. Однако всѣ рыбы частыми и острыми зубами снабжены для того, дабы отъ продолжительнаго жеванія пища не была разнесена водою. Поелику когда бы по скоромъ раздробленіи не была поглощаема, то бы во время самаго раздробленія расплывалася въ водѣ. И тако слыши, что рыбы чрезъ свои дѣйствія почти гласъ испущаютъ таковый: мы для сохраненія навсегда своего рода въ далечайшее сіе странствованіе посылаемся. Не имѣютъ они разума, однако имѣютъ естественный законъ глубоко въ нихъ впечатлѣнный, показывающій что должно дѣлать. Пойдемъ, разглагольствуютъ онѣ, въ сѣверное море. Вода онаго гораздо /с. 225/ прочихъ сладчае для того, что солнце не много надъ онымъ пребывая, всей въ питіи пріятности лучами своими изъ онаго не извлекаетъ. Пріятны суть сладкія воды и для морскихъ животныхъ. Почему онѣ не рѣдко и въ рѣки выплываютъ, и далеко отъ моря отходятъ. Для сего самаго и Понтъ предпочитаютъ другимъ заливамъ, такъ какъ способный къ рожденію и воспитанію ихъ дѣтей. А когда желаемое ими совершенно исполнено будетъ, то паки всѣ совокупно въ свои мѣста возвращаются. Но какая сего возвращенія вина, послушаемъ отъ безгласныхъ? Та, вѣщаютъ рыбы, что сѣверное море не глубоко, подвержено сильнымъ вѣтрамъ, и мало береговъ и убѣжищъ имѣетъ: того ради отъ самыя глубины удобно колеблютъ оное вѣтры такъ, что волны самый песокъ со дна моря возмущаютъ: притомъ и хладно бываетъ во время зимы, поелику отъ многихъ и великихъ рѣкъ наполняется. Для сей причины въ лѣтнее время умѣренно насладившись онаго питіемъ, паки на зиму въ теплыя мѣста во глубинѣ морей обыкновенно бывающія, и къ странамъ отъ солнца согрѣваемымъ поспѣшаютъ. И такимъ образомъ избѣжавъ отъ бурнаго дыханія сѣвернаго вѣтра къ заливамъ меньше возмущаемымъ, аки къ пристанищамъ нѣкіимъ стремятся. Я самъ сіе видѣлъ, и удивился премудрости Божіей во всяческихъ сущей. Естьли безсловесныя животныя промышляютъ о своей жизни; естьли рыба знаетъ, что должно ей дѣлать, и чего блюстися: то что речемъ мы, которые разумомъ будучи одарены, закономъ научены, обѣщаніями обнадежены, самыхъ рыбъ несмысленнѣе свои дѣла располагаемъ? Ибо /с. 226/ онѣ нѣкоторымъ образомъ, какбы предузнаютъ будущее, мы же не имѣя вѣры о будущихъ жизнь нашу въ скотскихъ сладострастіяхъ провождаемъ.
Когда разсуждаемъ, коликое безсловесныя животныя безъ всякой науки, но токмо побуждаемыя естествомъ, прилагаютъ попеченіе о храненіи своея жизни: то мы сами не должны ли къ охраненію себя, и къ попеченію о спасеніи душъ нашихъ подвигнуться, или тѣмъ болѣе восхощемъ быть осужденными, когда обрящемся и самымъ безсловеснымъ подражать немогущими? Медвѣдица часто преглубокими язвами будучи уязвлена, сама себе врачуетъ съ великою хитростію, влагая въ раны траву, сухое свойство имѣющую. Посмотри на листцу, какъ она себя лѣчитъ сосновою смолою. Черепаха чрезмѣрно насытившись плоти эхиднины, лебедою, которая имѣетъ противное оной свойство, избавляется отъ яда. Самая змія исцѣляетъ поврежденныя глаза свои съѣдая траву копръ. Волы чрезъ долгое время зимою затворены будучи, уже при наступленіи весны естественнымъ чувствіемъ узнавая перемѣну, изъ хлѣвовъ своихъ къ выходу смотрятъ, всѣ какбы по данному какому-либо знаку видъ свой измѣняя. Овцы при наступленіи зимы съ жадностію ѣдятъ кормъ, какбы заготовляя себѣ пищу къ будущему недостатку. Что же чрезъ сіе намъ человѣкамъ показуется? то, что есть въ безсловесныхъ нѣкое чувствіе о будущемъ: дабы и мы не къ настоящей жизни прилѣплялися, но о будущемъ вѣцѣ все свое тщаніе прилагали. Почему ягненокъ выскочивъ изъ хлѣва между безчисленными овцами узнаетъ гласъ матери своей, къ ней /с. 227/ бѣжитъ, и своихъ источниковъ млека ищетъ? хотя же истощенными сосцы матерніе обрящетъ, однако ими довольствуется, проходя многіе (у другихъ сосцы) млекомъ отягченные. Почему также и мать изъ премногихъ ягнятъ своего узнаетъ? голосъ единъ, шерсть такова же, запахъ у всѣхъ, сколько обонянію нашему представляется, равной. Всеконечно есть у нихъ нѣкое чувство острѣйшее понятія нашего, по которому онѣ каждая свое разпознаваютъ. Еще нѣтъ зубовъ у младаго пса, но онъ уже рыломъ защищается противъ оскорбившаго. Еще нѣтъ роговъ у тельца, а уже знаетъ, гдѣ ему выростетъ оборона: сіе потому, что Богъ, Творецъ ихъ, недостатокъ разумѣнія ихъ наградилъ большею силою чувствованія.
Не должно же обвинять Творца за то, что Онъ ядовитыхъ животныхъ, смертоносныхъ и вредныхъ для жизни нашей произвелъ. Ибо можно ли надзирающаго за дѣтьми порицать за то, что онъ въ благопостоянство приводя склонности юношей, ранами и язвами невоздержаніе ихъ исправляетъ? Когда ты уповаешь на Господа, то чрезъ вѣру власть имаши наступати на змію и на скорпію.Не видишь ли, какъ эхидна Павлу сухое хврастіе собирающему прикоснувшись, никакого зла не причинила; зане исполненъ вѣры Святый оный обрѣтеся? Ежели же ты невѣренъ, то своего невѣрія паче, нежели звѣря бойся, чрезъ которое ты всякой пагубѣ подверженнымъ сдѣлался. Мы все какое ни претерпѣваемъ бѣдствіе, по Божію повелѣнію претерпѣваемъ. Богъ всеконечно не предастъ насъ во власть злымъ силамъ, которыя бы насъ мучили. Но Самъ /с. 228/ опредѣляетъ мѣру казней, соображая оныя силамъ наказываемыхъ: чего ради мы все отъ Божественной власти намъ во благо низпосылаемое, дѣйствіемъ вся совершающія благодати нарицаемъ. Ибо ничего нѣтъ, о чемъ бы не провидѣлъ, или что бы оставилъ безъ попеченія Богъ: на вся призираетъ бодрствующее око Его; вездѣ присутствуетъ, здравіе подавая. Вельми убо пристойно намъ нынѣ съ пророкомъ возгласить: яко возвеличишася дѣла Твоя Господи, вся премудростію сотворилъ еси(Псал. CIII, 24.). Тебѣ подобаетъ слава, честь и великолѣпіе, Отцу и Сыну, и Святому Духу, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.


Источникъ: Нравственныя слова Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія, избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ, съ Греческаго на Россійскій языкъ переведенныя. — Изданіе первое. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1854. — С. 222-228. 

Комментарии