Свт. Василій Великій: О зависти и злобѣ
Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія,
избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ.
Многотрудныя обстоятельства нынѣшняго времени не малую наносятъ намъ печаль; когда всѣ церкви поколебались, и всяка душа мятется. Когда всѣ дерзостно отверзли уста противъ сослужителей своихъ. Ложъ безъ страха изрекается, истина сокрыта стала; оклеветываемые безъ суда обвиняются, клеветникамъ вѣрятъ безъ испытанія. Многое уже прошло тому время, какъ и я самъ поражаемь будучи клеветами, терплю удары осужденія, довольствуяся тѣмъ токмо, что свѣдущаго вся тайная, Господа свидѣтелемъ клеветъ имѣю. Но поелику многіе уже молчаніе наше за подтвержденіе клеветъ приняли, и возмнили, что мы не по долготерпѣнію молчимъ, но акибы потому, что не можемъ отверсти устъ противу истины; того ради молю вашу о Христѣ любовь, дабы вы наносимыя съ одной стороны на меня клеветы не совсѣмъ принимали за истинныя: поелику, какъ писано, никогоже законъ не судитъ, аще не услышитъ отъ него прежде, и разумѣетъ, что творитъ. (Іоан. VII, 51.) Вы въ приписуемыхъ намъ погрѣшностяхъ отвѣта отъ насъ требуйте. Ежели у насъ обрящете истину, то не давайте мѣста лжи; естьли же насъ изнемогающихъ въ отвѣтѣ почувствуете, тогда вѣрьте клеветникамъ нашимъ, какъ истину глаголющимъ. Ибо устъ ихъ словомъ намъ заградить не возможно; но еще вѣроятнѣе то, что они /с. 196/ болѣе раздражаются отвѣтами нашими, и жесточайшія намъ напасти строятъ. Извѣстно, что благоразумному судьѣ довлѣетъ самое дѣло ко показанію истины; и хотя бы мы вовсе о ней умолчали, однако можете вы изъ самыхъ дѣйствій оную видѣть. Въ семъ случаѣ подражайте Александру, который, какъ сказываютъ, слушая клеветы на одного своего пріятеля, одно ухо простеръ къ клеветнику, а другое крѣпко зажалъ рукою; давъ чрезъ сіе знать, что намѣревающемуся праведно судить, не совсѣмъ надобно полагаться на судъ предварившихъ, но цѣлую половину слуха оставить для того, чтобъ выслушать оправданіе оклеветываемаго.
Обыкновенно къ великимъ властямъ прилѣпляются таковые негодные услужники, которые не имѣя собственныхъ совершенствъ, чрезъ кои бы познаны были, нещастіями другихъ себя показать тщатся. Какъ коршуны, пролетая различные цвѣтники: и многія красно цвѣтущія и благовонныя мѣста, стремятся на злосмрадныя; или какъ мухи здравое проходя къ струпамъ спѣшатъ: такъ и завистливые на житейскія свѣтлости и великолѣпія ни мало не взирая, на презрѣнное нападаютъ. Почему правомыслящіе судіи должны взирать на примѣръ онагоже Александра. Сей государь получивъ посланіе, въ которомъ одинъ его врачь оклеветываемь былъ, акибы въ злоумышленіи противу его, не только не повѣрилъ клевещущему, но и вмѣстѣ съ прочтеніемъ посланія выпилъ лѣкарство. Изъ чего явствуетъ, что изливающій на ближняго своего укоренія, а никакими доказательствами словесъ /с. 197/ своихъ не утверждающій, самъ себѣ худое нарицаніе нанесетъ, по своему суесловію. Ибо клевещущаго какъ иначе пристойно назвать, естьли не тоже наименованіе ему дать, которое онъ самымъ дѣломъ заслуживаетъ. Тотъ, кто укоряетъ ближняго, да не уподобляется въ семъ діаволу, но паче да будетъ братъ съ любовію увѣщающій, и обличеніемъ ко исправленію приводящій: такожде и вы не простирайте слуха вашего на укоренія, но будите судіи истины, дабы обличаемые не осталися безъ исправленія, когда не докажется имъ ихъ погрѣшность. Ибо такимъ образомъ и они познаютъ свое преступленіе, и вы по обличеніи ихъ оправдаетеся предъ Господемъ, аки уклоняющіеся отъ общенія грѣшниковъ; а обличившіе мзду имѣти будутъ, поелику они явнымъ учинили сокровенный грѣхъ. Естьли же вы осудите ихъ прежде, нежели обличены будутъ; то они никакого не потерпятъ вреда, кромѣ того, что лишатся вещи всего для насъ дражайшей, то есть, любви вашей: вы же и сіе самое постраждете лишившися ихъ, и сверхъ сего окажетеся противляющимися Евангелію, которое говоритъ: еда законъ нашъ судитъ человѣку, аще не слышитъ отъ него прежде, и разумѣетъ что творитъ? (Іон. VII, 51.) Нѣтъ, братіе честнѣйшіе, не подвергайтеся сему; не презрите сего нашего моленія, да не постигнетъ насъ страшное прореченіе Господа рекшаго: за умноженіе беззаконія изсякнетъ любы многихъ. (Матѳ. XXIV, 12.)
Какъ тля тлитъ пшеницу, такъ зависть растлѣваетъ дружество. Сколько зависть не свойственна /с. 198/ благости; только напротивъ прилична она діаволу. Ржа желѣзо, а зависть погубляетъ душу, въ коей обитаетъ. Ехидны породившую ихъ утробу разъѣдая раждаются: подобно и зависть душу, въ которой раждается, снѣдаетъ. Завистливый единыя отрады злобѣ своей ищетъ, когда бы увидѣть кого изъ завидимыхъ имъ упадша. Вся цѣль зависти состоитъ въ томъ, чтобъ завидимаго изъ благополучнаго бѣднымъ, и изъ щастливаго нещастнымъ видѣть. Тогда завистливый примиряется и другомъ творится, когда увидитъ другаго слезяща, когда плачуща узритъ: съ благодушствующимъ не веселится, а съ плачущимъ купно слезитъ, и о перемѣнѣ житія, изъ чего во что прешелъ, сожалѣетъ, не отъ человѣколюбія и состраданія похваляя прежнее его благосостояніе, но дабы тяжчайшимъ падшему учинить злоключеніе. Таковъ былъ Саулъ, которому множество благодѣяній Давидовыхъ случай подало изгонять Давида, и онъ старался копіемъ пробость своего благодѣтеля. Онъ будучи чрезъ него совсѣмъ своимъ воинствомъ отъ враговъ спасенъ, и отъ срама Голіаѳова избавленъ, своею рукою Давида умертвить, или коварствомъ истребить предпринималъ; потомъ сдѣлавъ его бѣглецомъ, и въ то время не оставилъ къ нему зависти; но напослѣдокъ и брань на него воздвигши съ тремя тысящами избранныхъ мужей по пустынямъ искалъ его. Онъ (Саулъ) и въ самое время гоненія ятъ, и готовъ будучи на заколеніе врагу своему, и паки спасенъ бывъ отъ праведнаго нехотяща руки своея возложити на него, ниже симъ благодѣтельствомъ умилостивленъ былъ; но паки собиралъ воинство, /с. 199/ паки гналъ, доколѣ и вторицею ятъ былъ отъ Давида въ пещерѣ; и чрезъ сіе Давидову добродѣтель свѣтлѣйшею показалъ, свою же злобу явнѣйшую сотворилъ. Подобнымъ образомъ и со Іосифомъ сотворили братія, не зная сами, что содѣваютъ. Ибо, когда истиненъ есть сонъ Іосифовъ, то какъ возможно не сбысться предвозвѣщенному? когда же ложна суть сонная видѣнія, то чего ради завидуютъ не имущему получити? Подлинно ненависть есть зло діаволу свойственное, котораго ни словомъ изъяснить, ниже исправить возможно. Немоществующій главою изъясняетъ врачу главы немощь; а завистію недугующій что изречетъ? наводятъ мнѣ скорбь благая брата? сіе истина; но всякъ изрещи сіе устыдится. О чемъ убо скорбишь? о собственномъ ли твоемъ нещастіи, или о чужемъ благополучіи? безъ сомнѣнія зависть есть зло діаволу свойственное. Какъ стрѣла сильно испущаемая, когда къ чему твердому и крѣпкому приражается, возвращается назадъ къ стрѣльцу: такъ и движенія зависти, когда ни мало не вредятъ завидимому, то обращаются во вредъ самому завидующему. Зависть многія въ себѣ заключаетъ зла; но едино изъ нихъ полезно бываетъ потому, что зломъ есть для самаго своего виновника, и изъядаетъ сердце его болѣе, нежели ржа желѣзо. Завистливый завидимому мало зла творитъ, а себе самаго снѣдаетъ печалію и воздыханіемъ при благополучіи ближняго, котораго щастіе не уменьшаетъ, а токмо себе самаго утомляетъ завистію. Однако же мы какъ стараемся удобозгараемое вещество, сколько можно, отъ огня далѣе полагать: не менѣе сего стараться должны, /с. 200/ чтобы всячески удалять себя отъ бесѣды завистливыхъ, а тѣмъ самимъ отъ стрѣлъ зависти быть безопаснымъ. Мы псовъ питая укрощаемъ: завистливому же благодѣтельствуя, еще лютѣйшимъ его творимъ. Поелику онъ не радуется о благодѣяніи, но печалуетъ о изобиліи другихъ, что имѣютъ довольно богатства ко исполненію его потребъ. Рыси естественную нѣкоторую имѣютъ ярость на глаза людей скакать. И такъ ежели кто хощетъ поругаться неистовству звѣря сего, то на бумагѣ показуетъ ему образъ человѣческій, и она отъ многія ярости не разсуждая о начертаніи, аки человѣка терзаетъ, и тѣмъ человѣконенавидѣніе показуетъ: тако и діаволъ ненависть свою къ Богу на образѣ Его являетъ, поелику Самаго Бога коснуться не можетъ.
И такъ хощу, о человѣкъ! чтобы ты убѣгалъ подражанія злоковарныхъ, видя въ маломъ животномъ великое коварство и хитрость, каково есть сіе. Ракъ желаетъ мяса устрицы, однако трудно ему уловить сію добычу по причинѣ твердаго ея огражденія въ черепѣ состоящаго. Само естество крѣпкимъ оплотомъ нѣжную ее плоть оградило. Почему сіе животное и чрепокожнымъ наречено. И поелику двѣ половины черепа, плотно одна съ другою соединяемыя, устрицу ограждаютъ: для сего раковы клещи бываютъ ни мало не дѣйствительны. Что же онъ творитъ? когда увидитъ устрицу во тихихъ мѣстахъ съ удовольствіемъ грѣющуюся, и къ солнечнымъ лучамъ черепъ свой отверзающу, тогда тайно вложивъ внутрь камушекъ, препятствуетъ оной закрыться: и такъ къ чему /с. 201/ не довлѣли его силы, тое онъ коварствомъ и ухищреніемъ получаетъ. Сіе коварство есть неразумныхъ и безсловесныхъ животныхъ. Таковъ точно есть и тотъ, кто съ братомъ лестное обхожденіе имѣя, во время злоключенія нападаетъ на ближняго, и чуждыми нещастіями увеселяется. Не могу же умолчать и полѵпова (каракатицы) лукавства и ухищренія, который ко всякому камню приставая, цвѣтъ его на себя пріемлетъ. Почему многія рыбы безъ опасенія плавая, аки къ камню къ полѵпу приходятъ, и готовою добычею коварному сему звѣрю бываютъ. Таковыхъ нравовъ суть тѣ, которые всегда предержащимъ властямъ ласкательствуютъ, ко всякому случаю принаравливаяся, и ниже въ одномъ и томке расположеніи духа всегда пребываютъ; но непрестанно различные виды на себя пріемля, во угожденіе каждаго мысли свои перемѣняютъ. Отъ таковыхъ людей какъ уклониться, такъ и отъ вреда ихъ себя предостеречь трудно: потому что подъ видомъ дружества ухищренная злоба въ сердцѣ ихъ глубоко сокровенна бываетъ. Они питая ненависть въ сердцѣ, наружно любовь показываютъ на подобіе находящихся въ мори камней, которые сокровенны будучи въ водѣ, нечаянное зло не предвидящимъ причиняютъ. Почему не надобно при клеветахъ молчать, не для того, чтобы отраженіемъ оныхъ себя защищать, но дабы не дать распространиться лжи, и не попустить обольщеннымъ претерпѣть вреда. Ибо клеветникъ тремъ купно вредъ наноситъ, во-первыхъ оклеветываемому, во-вторыхъ тому, предъ кѣмъ оклеветываетъ, третіе напослѣдокъ себѣ самому. И такъ когда /с. 202/ знаемъ, что клеветать и поносить коголибо невоздержнымъ языкомъ и несмысленнымъ разумомъ, есть дѣло людей злобныхъ и враждолюбныхъ: напротивъ же сего признаваемымъ злыми по причинѣ наносимыя клеветы со всякимъ тщаніемъ стараться ложъ доказательствами опровергнуть, есть дѣло мужей цѣломудренныхъ, которые сами о себѣ добрѣ промышляя, безопасность многихъ за велико почитаютъ. Первыхъ убо да избѣгаемъ злобы, послѣднихъ же добродѣтели да ревнуемъ въ чаяніи полученія будущихъ благъ о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Емуже слава и держава, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.
Источникъ: Нравственныя слова Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія, избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ, съ Греческаго на Россійскій языкъ переведенныя. — Изданіе первое. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1854. — С. 195-202.
Комментарии
Отправить комментарий